Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система и иерархия ценностей, их типология | Колодина Ксения Алексеевна. Работа №347630

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ценности – это фундаментальные убеждения, определяющие представления человека о правильном, хорошем, важном и желаемом. Они служат ориентирами для принятия решений, мотивации поведения, оценки событий и формирования образа жизни.

Система ценностей – это иерархически упорядоченное множество ценностей, которые человек признает значимыми.

Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей — их упорядоченности в соответствии со значимостью, и о рангах положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости. Иерархия ценностей подразумевает разделение ценностей человека на более значимые и менее значимые. 

К низшим ценностям относят те, которые присущи подавляющему большинству людей, то есть усреднённые. Такие ценности скоротечны и изменчивы. Например, к этому типу можно отнести стяжательство, тщеславие, эгоизм, жадность.

Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель. 

Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы и определены в различные группы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

- абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные изменяемые и зависящие от некоторых факторов;

- предметные – предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для значение человека и способные удовлетворять их многообразные потребности, и субъектные, к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм и выступающие ориентирами и критериями деятельности людей;

- истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;

- позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека, и негативные, реализация которых принесет человеку вред;

- условные, получающие статус ценности при некоторых условиях, и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;

- признанные, являющиеся ценностями и осознаваемые, и признаваемые человеком как ценности (частным случаем этих ценностей являются интитуциализированные ценности), и непризнанные, в действительности, являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

- «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

- субъективные, представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств, и объективные, объективно являющиеся ценностями;

- реальные, имеющие место в действительности, и идеальные, умозрительные, имеющие место в сознании, в теории;

- обыденные, признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности, и профессиональные (праксеологические), признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

- индивидуальные, групповые, этнонациональные, социальные и общечеловеческие, признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью, обществом или человечеством;

- действительные, являющиеся ценностями здесь и сейчас, и потенциальные, могущие стать таковыми;

- априорные (удовлетворяющие прирожденные потребности) и апостериорные (способные удовлетворить не прирождённые, опытные потребности, формирующиеся в процессе развития личности);

- терминальные (конечные) – ценности – цели и инструментальные (операциональные), представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;

- практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;

- эгоистические, направленные на себя, на свое благо, и альтруистические, направленные на других;

- высшие (возвышенные), свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности, и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;

- простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности, праксеологические), социализациоипые (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

- (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания);

-  этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые с точки зрения красоты), религиозные (определяемые с точки зрения религии), правовые (определяемые с точки зрения права) и т.п.

Некоторые из приведенных типологий схожи, что объясняется близостью подходов представителей различных аксиологических школ как к определению ценности вообще, так и ее места и роли в жизнедеятельности человека, в частности. Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей и подходов к их пониманию и осмыслению, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Система ценностей влияет на социальную практику, формируя моральные нормы, правовые системы, политические идеологии, стиль жизни и образ мышления. К примеру, ценность справедливости лежит в основе правовой системы, формирует представления о равенстве и справедливом распределении ресурсов.

Конфликты и проблемы в обществе часто возникают из-за столкновения разных систем ценностей, например, межпоколенческие конфликты, этнические и религиозные противоречия, противоречия между ценностями индивидуализма и коллективизма.

В современном мире наблюдается разнообразие систем ценностей, что затрудняет поиск компромиссов и решение общих проблем. В условиях глобализации и информационного общества традиционные ценности становятся менее значимыми для молодых поколений, что приводит к потере исторической памяти и культурных традиций. Материальные ценности часто заменяют духовные, что приводит к деградации личности, разрушению социальных связей и потере духовности. Расслоение общества, бедность, отсутствие равных возможностей для всех членов общества являются результатом преобладания материальных ценностей над духовными и социальными.

Система ценностей – это сложный и динамичный феномен, играющий ключевую роль в жизни человека и общества. Понимание иерархии и типологии ценностей помогает анализировать социальные проблемы и разрабатывать стратегии их решения. В современном мире важно сохранять баланс между традиционными и новыми ценностями, развивать критическое мышление и способствовать формированию здорового и справедливого общества.

Ценности – это фундаментальные убеждения, определяющие представления человека о правильном, хорошем, важном и желаемом. Они служат ориентирами для принятия решений, мотивации поведения, оценки событий и формирования образа жизни.

Система ценностей – это иерархически упорядоченное множество ценностей, которые человек признает значимыми.

Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей — их упорядоченности в соответствии со значимостью, и о рангах положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости. Иерархия ценностей подразумевает разделение ценностей человека на более значимые и менее значимые. 

К низшим ценностям относят те, которые присущи подавляющему большинству людей, то есть усреднённые. Такие ценности скоротечны и изменчивы. Например, к этому типу можно отнести стяжательство, тщеславие, эгоизм, жадность.

Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель. 

Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы и определены в различные группы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

- абсолютные  безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные изменяемые и зависящие от некоторых факторов;

- предметные  предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для значение человека и способные удовлетворять их многообразные потребности, и субъектные, к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм и выступающие ориентирами и критериями деятельности людей;

- истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;

- позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека, и негативные, реализация которых принесет человеку вред;

- условные, получающие статус ценности при некоторых условиях, и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;

- признанные, являющиеся ценностями и осознаваемые, и признаваемые человеком как ценности (частным случаем этих ценностей являются интитуциализированные ценности), и непризнанные, в действительности, являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

- «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

- субъективные, представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств, и объективные, объективно являющиеся ценностями;

- реальные, имеющие место в действительности, и идеальные, умозрительные, имеющие место в сознании, в теории;

- обыденные, признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности, и профессиональные (праксеологические), признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

- индивидуальные, групповыеэтнонациональныесоциальные и общечеловеческие, признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью, обществом или человечеством;

- действительные, являющиеся ценностями здесь и сейчас, и потенциальные, могущие стать таковыми;

- априорные (удовлетворяющие прирожденные потребности) и апостериорные (способные удовлетворить не прирождённые, опытные потребности, формирующиеся в процессе развития личности);

- терминальные (конечные) ценности цели и инструментальные (операциональные), представляющие собой ценности средства и условия достижения цели;

- практические  ценности выживания и духовные ценности развития и совершенствования личности;

- эгоистические, направленные на себя, на свое благо, и альтруистические, направленные на других;

- высшие (возвышенные), свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности, и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;

- простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности, праксеологические), социализациоипые (ценности развития и становления личности) и смысложизненныедетерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

- (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания);

- этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые с точки зрения красоты), религиозные (определяемые с точки зрения религии), правовые (определяемые с точки зрения права) и т.п.

Некоторые из приведенных типологий схожи, что объясняется близостью подходов представителей различных аксиологических школ как к определению ценности вообще, так и ее места и роли в жизнедеятельности человека, в частности. Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей и подходов к их пониманию и осмыслению, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

Система ценностей влияет на социальную практику, формируя моральные нормы, правовые системы, политические идеологии, стиль жизни и образ мышления. К примеру, ценность справедливости лежит в основе правовой системы, формирует представления о равенстве и справедливом распределении ресурсов.

Конфликты и проблемы в обществе часто возникают из-за столкновения разных систем ценностей, например, межпоколенческие конфликты, этнические и религиозные противоречия, противоречия между ценностями индивидуализма и коллективизма.

В современном мире наблюдается разнообразие систем ценностей, что затрудняет поиск компромиссов и решение общих проблем. В условиях глобализации и информационного общества традиционные ценности становятся менее значимыми для молодых поколений, что приводит к потере исторической памяти и культурных традиций. Материальные ценности часто заменяют духовные, что приводит к деградации личности, разрушению социальных связей и потере духовности. Расслоение общества, бедность, отсутствие равных возможностей для всех членов общества являются результатом преобладания материальных ценностей над духовными и социальными.

Система ценностей – это сложный и динамичный феномен, играющий ключевую роль в жизни человека и общества. Понимание иерархии и типологии ценностей помогает анализировать социальные проблемы и разрабатывать стратегии их решения. В современном мире важно сохранять баланс между традиционными и новыми ценностями, развивать критическое мышление и способствовать формированию здорового и справедливого общества.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×