Название статьи:
«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой» | Мой кабинет. Работа №349047
Дата публикации:
29.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Выпускники коррекционных классов должны владеть всеми знаниями, умениями и навыками, которые предъявляются выпускникам обычной общеобразовательной школы. Для того, чтобы помочь этим детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Слободенюк Татьяна Робертовна,
учитель иностранных языков
МАОУ СОШ № 53 г. Челябинска
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой
https://www.art-talant.org/publikacii/103626-sistema-korrekcionno-razvivayuschih-upraghneniy-na-urokah-nemeckogo-yazyka-v-klassah-s-adaptirovannoy-obrazovatelynoy-programmoy
В классах, где обучаются дети с ОВЗ, имеются трудности в обучении и адаптации. Трудности, которые испытывают учащиеся, могут быть обусловлены как недостатками внимания, неразвитой силой воли, низким уровнем учебной мотивации, так и недоразвитостью отдельных психологических процессов – восприятия, памяти, мышления, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний.
Для учащихся этих классов характерны также трудности в звуковом анализе, нарушение фонематического слуха. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют звуки, у учащихся наблюдается нарушение речи даже на родном языке.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к учебному процессу. Возникает проблема решения не только дидактических и воспитательных целей, но и коррекционно-развивающих.
Выпускники коррекционных классов должны владеть всеми знаниями, умениями и навыками, которые предъявляются выпускникам обычной общеобразовательной школы. Для того, чтобы помочь этим детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8, 9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой информации, поэтому развивающие упражнения, начиная с 5 класса особенно важны и необходимы.
Работая пятый год в специальных (коррекционных) классах VII вида, становится понятно, что достичь цели и решить поставленные задачи можно только проводя постоянную коррекционную работу через различные формы учебной деятельности.
1.Прежде всего через развивающие упражнения, которые за время своей работы с данными классами выделила, обобщила, разработала и применяю в своей работе только те, которые действительно дают результат. Это упражнения на слуховое внимание, на коррекцию зрительного восприятия, на развитие логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, на развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана, мелкой и общей моторики, тактильных анализаторов, на развитие, обязательно, творческой активности детей.(см. приложение)
2.Максимально использую на уроках двигательную активность, применяя и используя различного вида игры, поскольку основная память до 13 лет – это двигательная память, то я стараюсь максимально использовать ситуации, требующие от детей выполнения каких-то движений. Это может быть рисование (где что лежит, куда что направлено и т.д.), различные подвижные игры, например, Игра в мяч, игра в команды, кто это?, игра прыжки по предложениям (порядок слов в предложениях). Записываем части речи на отдельных листах бумаги и раскладываем их на полу, ученик делает прыжок на каждый листок, проговаривая при этом элементы предложения.
3.Использую рифмованный материал, пение на уроке, даже при объяснении грамматического материала, опоры, подстановочные таблицы, картинки и т.д.
4.Особое внимание необходимо уделять учебному материалу: даю небольшими порциями, после каждого этапа – подведение итогов. Объясняя новый материал, стараюсь задействовать все органы чувств: зрительные, речевые, двигательные. На уроке, считаю, должны быть использованы активные формы обучения – групповые, парные. Необходимо чередовать постоянно эти формы работы, будить воображение детей, используя недосказанность, перестановку логической последовательности событий.
Таким образом, игры, ролевые игры, визуализация, яркая забавная наглядность, таблицы, схемы – всё это помогает сделать уроки необычными, незабываемыми. А так же предупредить утомляемость, снять некоторый негативизм (особенно при изучении сложных грамот, тем, заставить поверить в собственные силы).
5.На уроках никогда не забываю одно из основных требований – индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, так как необходимо создать хорошее настроение, комфортную атмосферу для учения, сделать учебный материал доступным и посильным.
6.В основной массе дети с ЗПР из неблагополучных семей. Как правило, бытовые знания школьников сильно ограниченны, поэтому одним из самых важных требований к уроку в классе ЗПР является (с годами пришла к этому выводу) социальная адаптация, поэтому каждый урок для меня дожжен быть практически направленным, решать конкретные воспитательные задачи, готовить детей к реальной жизни.
Приложение:
1. Упражнения на развитие логического мышления
№
Здание
Классы
1
Найти отличия
5-9
2
Расположи слова в алфавитном порядке (в пределах первой, второй буквы)
5-6
3
Расставь слова в предложениях (соблюдая порядок слов)
5-9
4
Посмотри на незавершенный рисунок и выскажи предложение о том, что успел нарисовать художник
5-8
5
Подумай и скажи, что (где) должно находиться в комнате (классе, магазине и т.д.)
5-7
6
Сгруппируй выписанные из текста слова по частям речи
5-9
7
Закончи предложения, используя данные слова
5-9
8
Поставь порядковые номера на картинках, назови их, придумай названия
5-6
9
Соотнеси, соедини разрозненные сегменты иноязычного текста с соответствующим текстом на русском языке
5-9
10
Повтори, добавь слова, предложения (снежный ком)
5-9
11
Расположи абзацы в тексте так, чтобы получился логически связной рассказ (или пункты плана, согласно логике повествования)
6-9
12
Восстанови пропущенную в тексте пунктуацию
5-9
13
Прочти последний абзац текста и скажи, какое содержание может предшествовать данному (назови ключевые слова)
6-9
14
Заполни пропуски в предложении одним (несколькими) из указанных слов
5-9
15
Прочитай текст, найди в нем слова, которые обозначают …..
5-9
16
Найди и замени слова в предложениях, которые не подходят по смыслу
5-9
17
Заполни пропуски в репликах, диалогах
5-9
18
Найди и выпиши из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой
7-9
19
Прочти и найди предложение, в котором сформулирована тема
6-9
20
Разбей текст на смысловые части и озаглавь их
7-9
21
Определи тематическую принадлежность текста, его стиль (научный, художественный, документальный и т.д.)
8-9
22
Прочитай текст и расположи пункты плана в нужном порядке в соответствии с логикой изложения материала текста
6-9
23
Прочитай предложения и организуй их в логической последовательности
5-9
24
Найди (одну, две) логически связные между собой фразы, переведи их
6-9
25
В соответствии с планом расположи краткие монологические высказывания в логической содержательной последовательности
6-9
26
Выбери правильный ответ из нескольких данных
5-9
2. Упражнения на слуховое внимание
№
Здание
Классы
1
Найди услышанное слово в тексте
5-9
2
Прослушай слова (словосочетания, предложения) и повтори их вслед за учителем, директором
5-9
3
Повтори для того, кто тебя не расслышал
5-9
4
Передай фразу по секрету (Секрет в парах, группах)
5-7
5
Расскажи о том, что ты услышал, не рассказав о том где ты был(а)
6-9
6
Найди лишнее слово в речи учителя, одноклассника, сказочного героя
5-9
7
Прослушай предложения, поднимая руку (карточку-сигнал), когда слышишь вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение
5-6
8
Повтори шепотом, затем чуть громче, еще громче и совсем громко, что сказал учитель (персонаж), с разной эмоциональной окраской (интонацией)
5-6
9
Ответьте на вопросы (на доске) по прослушанному тексту, построенном на знакомом, частично знакомом лексическом материале
5-9
10
Упражнение Отгадай-ка (Кто и что говорит, делает)
5-7
11
Назови предмет по звуку (ложка падает, звенит телефон, будильник и т.д.)
5-6
12
Упражнение с песенками
5-7
13
Перефразируй услышанное предложение (от простого к сложному)
5-9
14
Выполни команды в той последовательности, в которой называет учитель (одень соседа по парте, отправь друга в поход и т.д.)
5-9
15
Отметьте паузы в звучании речевого потока
5-9
3. Упражнения на коррекцию зрительного восприятия
№
Здание
Классы
1
Посмотри и скажи что лишнее в логическом ряду, что поменялось местами, изменилось в цветах
5-9
2
Покажи предмет и назови его
5-7
3
Расставь высказывание, используя картинку
5-9
4
Разложи слова в корзинку, мешочек
5-6
5
Выбери рисунки и разложи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте
5-7
6
Использование языкового лото
5-9
7
Одень, достань, расставь, называя предметы
5-9
8
Работая с картинками, опорными конспектами, составление предложений, рассказа по теме
5-9
9
Соотнесение картинок со словами
5-8
4. Упражнения на развитие и концентрацию внимания и памяти
№
Здание
Классы
1
Что лишнее, что не хватает (картинки). Найди лишний слог, лишнее слово, второе слово
5-7
2
Назови слова в алфавитном порядке
5-9
3
Что поменялось местами
5-7
4
Восстанови предложения из текста, отрывка
5-9
5
Какие предметы окружают тебя (согласно теме), сколько их, где они расположены (Ищи, наблюдай играя)
5-9
6
Работа с рисунками, предметами (по темам). Расположи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте
5-8
7
Повтори, подтверди
5-9
8
Повтори для того, кто вас не расслышал
5-9
9
Включи слово в предложение, предложение в высказывание
5-9
10
Отгадай, кто и что говорит (различные голоса)
5-6
5. Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности
№
Здание
Классы
1
Прочитай тему урока, записанную с помощью знаков алфавита (цифр), вывешивается на доске или раздаются на карточках
5-9
2
Прочти зашифрованный текст а) Разведчики
б) Расшифруй письмо, которое попало под дождь
5-9
5-7
3
Составление слов из слогов, из букв, предложений из набора слов, данных в разбивку
5-9
4
Проведи от каждой картинки линии к буквам, с которых начинаются и которыми заканчиваются слова, изображенные на них
5-6
5
Составить диалог из разрозненных реплик, соотнеся их по смыслу
5-9
6
Разложи действия на более мелкие. Сообщи, что ты делаешь
6-9
7
Составь несколько разных предложений
7-9
8
Составь предложения с помощью подстановочной таблицы
5-9
6. Упражнения на развитие устной речи
№
Здание
Классы
1
Чтение и ответы по тексту (с опорой и без опоры)
5-9
2
Упражнения типа – подтверди, подскажи
5-9
3
Расширь и продолжи текст
5-9
4
Составь и расскажи ситуацию по указанным на карточке ключевым словам (по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений)
5-9
5
Составление рассказа\пересказа (по аналогии и без)
5-9
6
Выступление с кратким сообщением о … (используя и не используя логико-синтаксическую схему на доске, карточке)
5-9
7
Трансформируйте монологическое высказывание в диалог или набор реплик в связной диалог или монолог
6-9
8
Заполни пропуски в репликах диалога
5-9
9
Составьте рассказ по цепочке (спонтанная устная речь)
5-9
7. Развитие связной речи на основе упражнений
вербально-графического плана
№
Здание
Классы
1
Составьте маршрут (поездки, похода в магазин, дороги в школу). Назови слова, необходимые для составления рассказа, расскажи с помощью опорного конспект (и без ОК)
6-9
2
Составьте схему, грамматическую таблицу для иллюстрации образования указанной грамматической формы и т.д.
6-9
3
Упражнения типа Кроки - Кто это, какой …, что делает? Составить с их помощью 2-3 предложения (рассказ)
5-6
8. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики,
тактильных анализаторов
№
Здание
Классы
1
Обведи предмет по трафарету, угадай и назови слово (букву)
5-6
2
Нарисуй букву и переведи
5
3
Прокомментируй действия (движения соседа по парте, назови слова на языке)
5-6
4
Обведи отдельные части тела (ладошку, ступню, пальчики), произнеси вслух, подпиши на языке
5-6
5
Нарисуй и спроси что это
5-7
6
Выбери предложенных предметов, подпиши, назови, произнеси (одень из того, что лежит на столе, в корзине и т.д., называя вслух, что делаешь)
6-8
7
Отгадай (на ощупь) что лежит в волшебном мешочке, корзинке и т.д.
5-7
8
Повтори команды учителя, сказочных персонажей, озвучь их (повтори)
5-7
9
Повтори предложение и сделай хлопок на каждое слово.
5-6
10
С помощью глины пластилина сделай лепешку и отпечатай свою ладошку (букву). Назови или спроси соседа что это?
5-6
11
Прочитай рифмовку, используя кулачки, пальчики, ладошки
5-6
12
Сделай (рисунок) аппликацию к скороговорке, стишку, песенке
5-6
13
Расположи и наклей цвета (Цветочная клумба)
5
14
Раскрась мандолу Солнышко и назови цвета, раскрась картинку к песенке, назови слова
5
15
Произнеси и покажи. Физкультминутки на уроке
5-9
16
Прокомментируй движения (пантомические действия) соседа по парте, учителя и т.д.
5-6
9. Упражнения на развитие описательной устной речи на основе плана данного учителем
№
Здание
Классы
1
Описание картинок (по образцу, по плану) на основе ключевых слов
5-8
2
Описание сказочных персонажей
5-6
3
Описание сюжета (тематического)
6-9
4
Составление сжатого пересказа с использованием плана-ответа
6-9
5
Работа с ассоциограммой, диаграммой
6-9
10. Упражнения на развитие творческой активности
№
Здание
Классы
1
Сформулируйте советы, рекомендации (начни с 2-3 предложений) для тех кто собирается в поход, отпуск, на экскурсию, в магазин, школу и т.д.
6-9
2
Расскажите о… Предусмотрите при этом, что вы – а) оптимист; б) скептик
7-9
3
Составьте вопросы для викторины
7-9
4
Составьте и запишите вопросы, которые вы бы могли задать в беседе с …
6-9
5
Поделитесь друг с другом новостью, впечатлением
6-9
6
Творческое изложение с заменой существительных мужского рода на существительные женского рода
7-9
7
Ответьте на приглашение
6-9
8
Разыграй этюд по предложенной ситуации (тексту)
6-9
9
Проведи воображаемую экскурсию для туристов, прибывших из страны изучаемого языка
7-9
10
Проведи социологический опрос молодежи, выясни их отношение к ….
9
11
Составь ряд монологических высказываний по одной и той же теме, с одной и той же лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (в расчете на разных слушателей и их индивидуальных особенностей: профессий, увлечений и т.д.)
7-9
Список литературы
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г., Малофеева Н.Н. – М.: АРКТИ 2001
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников; Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000
Андрюшенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей. – М.: Академия, 2002
Бликова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2001
Гурин Ю.В. Эффективная методика развития речи. – С-Пб.: Литра, 2007
Зикиев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия, 2002
Зикиев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2003
Козырева Л.М. Секреты грамматики. – Ярославль, Академия развития, 2001
Комбарова О.В. Дидактический материал по немецкому языку для учащихся 7-8 классов. – Волгоград, Учитель, 2007
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития; особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004
Маслынко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, Высшая школа, 2001
Мисаренко Г.Г. Методика обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004
Шапкова А.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2005
Якимин В.Г. Увлекательные задания на уроках немецкого языка. – М.: Дрофа, 2004
Журналы Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №№ 1,2, 2008
Журналы Иностранные языки в школе, № 4–1987, № 1–2001, № 2–2002, № 3–2007
Скачать работу
учитель иностранных языков
МАОУ СОШ № 53 г. Челябинска
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой
https://www.art-talant.org/publikacii/103626-sistema-korrekcionno-razvivayuschih-upraghneniy-na-urokah-nemeckogo-yazyka-v-klassah-s-adaptirovannoy-obrazovatelynoy-programmoy
В классах, где обучаются дети с ОВЗ, имеются трудности в обучении и адаптации. Трудности, которые испытывают учащиеся, могут быть обусловлены как недостатками внимания, неразвитой силой воли, низким уровнем учебной мотивации, так и недоразвитостью отдельных психологических процессов – восприятия, памяти, мышления, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний.
Для учащихся этих классов характерны также трудности в звуковом анализе, нарушение фонематического слуха. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют звуки, у учащихся наблюдается нарушение речи даже на родном языке.
Развитие системы коррекционно-развивающего обучения требует реализации новых подходов к учебному процессу. Возникает проблема решения не только дидактических и воспитательных целей, но и коррекционно-развивающих.
Выпускники коррекционных классов должны владеть всеми знаниями, умениями и навыками, которые предъявляются выпускникам обычной общеобразовательной школы. Для того, чтобы помочь этим детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8, 9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой информации, поэтому развивающие упражнения, начиная с 5 класса особенно важны и необходимы.
Работая пятый год в специальных (коррекционных) классах VII вида, становится понятно, что достичь цели и решить поставленные задачи можно только проводя постоянную коррекционную работу через различные формы учебной деятельности.
1.Прежде всего через развивающие упражнения, которые за время своей работы с данными классами выделила, обобщила, разработала и применяю в своей работе только те, которые действительно дают результат. Это упражнения на слуховое внимание, на коррекцию зрительного восприятия, на развитие логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, на развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана, мелкой и общей моторики, тактильных анализаторов, на развитие, обязательно, творческой активности детей.(см. приложение)
2.Максимально использую на уроках двигательную активность, применяя и используя различного вида игры, поскольку основная память до 13 лет – это двигательная память, то я стараюсь максимально использовать ситуации, требующие от детей выполнения каких-то движений. Это может быть рисование (где что лежит, куда что направлено и т.д.), различные подвижные игры, например, Игра в мяч, игра в команды, кто это?, игра прыжки по предложениям (порядок слов в предложениях). Записываем части речи на отдельных листах бумаги и раскладываем их на полу, ученик делает прыжок на каждый листок, проговаривая при этом элементы предложения.
3.Использую рифмованный материал, пение на уроке, даже при объяснении грамматического материала, опоры, подстановочные таблицы, картинки и т.д.
4.Особое внимание необходимо уделять учебному материалу: даю небольшими порциями, после каждого этапа – подведение итогов. Объясняя новый материал, стараюсь задействовать все органы чувств: зрительные, речевые, двигательные. На уроке, считаю, должны быть использованы активные формы обучения – групповые, парные. Необходимо чередовать постоянно эти формы работы, будить воображение детей, используя недосказанность, перестановку логической последовательности событий.
Таким образом, игры, ролевые игры, визуализация, яркая забавная наглядность, таблицы, схемы – всё это помогает сделать уроки необычными, незабываемыми. А так же предупредить утомляемость, снять некоторый негативизм (особенно при изучении сложных грамот, тем, заставить поверить в собственные силы).
5.На уроках никогда не забываю одно из основных требований – индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, так как необходимо создать хорошее настроение, комфортную атмосферу для учения, сделать учебный материал доступным и посильным.
6.В основной массе дети с ЗПР из неблагополучных семей. Как правило, бытовые знания школьников сильно ограниченны, поэтому одним из самых важных требований к уроку в классе ЗПР является (с годами пришла к этому выводу) социальная адаптация, поэтому каждый урок для меня дожжен быть практически направленным, решать конкретные воспитательные задачи, готовить детей к реальной жизни.
Приложение:
1. Упражнения на развитие логического мышления
№
Здание
Классы
1
Найти отличия
5-9
2
Расположи слова в алфавитном порядке (в пределах первой, второй буквы)
5-6
3
Расставь слова в предложениях (соблюдая порядок слов)
5-9
4
Посмотри на незавершенный рисунок и выскажи предложение о том, что успел нарисовать художник
5-8
5
Подумай и скажи, что (где) должно находиться в комнате (классе, магазине и т.д.)
5-7
6
Сгруппируй выписанные из текста слова по частям речи
5-9
7
Закончи предложения, используя данные слова
5-9
8
Поставь порядковые номера на картинках, назови их, придумай названия
5-6
9
Соотнеси, соедини разрозненные сегменты иноязычного текста с соответствующим текстом на русском языке
5-9
10
Повтори, добавь слова, предложения (снежный ком)
5-9
11
Расположи абзацы в тексте так, чтобы получился логически связной рассказ (или пункты плана, согласно логике повествования)
6-9
12
Восстанови пропущенную в тексте пунктуацию
5-9
13
Прочти последний абзац текста и скажи, какое содержание может предшествовать данному (назови ключевые слова)
6-9
14
Заполни пропуски в предложении одним (несколькими) из указанных слов
5-9
15
Прочитай текст, найди в нем слова, которые обозначают …..
5-9
16
Найди и замени слова в предложениях, которые не подходят по смыслу
5-9
17
Заполни пропуски в репликах, диалогах
5-9
18
Найди и выпиши из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой
7-9
19
Прочти и найди предложение, в котором сформулирована тема
6-9
20
Разбей текст на смысловые части и озаглавь их
7-9
21
Определи тематическую принадлежность текста, его стиль (научный, художественный, документальный и т.д.)
8-9
22
Прочитай текст и расположи пункты плана в нужном порядке в соответствии с логикой изложения материала текста
6-9
23
Прочитай предложения и организуй их в логической последовательности
5-9
24
Найди (одну, две) логически связные между собой фразы, переведи их
6-9
25
В соответствии с планом расположи краткие монологические высказывания в логической содержательной последовательности
6-9
26
Выбери правильный ответ из нескольких данных
5-9
2. Упражнения на слуховое внимание
№
Здание
Классы
1
Найди услышанное слово в тексте
5-9
2
Прослушай слова (словосочетания, предложения) и повтори их вслед за учителем, директором
5-9
3
Повтори для того, кто тебя не расслышал
5-9
4
Передай фразу по секрету (Секрет в парах, группах)
5-7
5
Расскажи о том, что ты услышал, не рассказав о том где ты был(а)
6-9
6
Найди лишнее слово в речи учителя, одноклассника, сказочного героя
5-9
7
Прослушай предложения, поднимая руку (карточку-сигнал), когда слышишь вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение
5-6
8
Повтори шепотом, затем чуть громче, еще громче и совсем громко, что сказал учитель (персонаж), с разной эмоциональной окраской (интонацией)
5-6
9
Ответьте на вопросы (на доске) по прослушанному тексту, построенном на знакомом, частично знакомом лексическом материале
5-9
10
Упражнение Отгадай-ка (Кто и что говорит, делает)
5-7
11
Назови предмет по звуку (ложка падает, звенит телефон, будильник и т.д.)
5-6
12
Упражнение с песенками
5-7
13
Перефразируй услышанное предложение (от простого к сложному)
5-9
14
Выполни команды в той последовательности, в которой называет учитель (одень соседа по парте, отправь друга в поход и т.д.)
5-9
15
Отметьте паузы в звучании речевого потока
5-9
3. Упражнения на коррекцию зрительного восприятия
№
Здание
Классы
1
Посмотри и скажи что лишнее в логическом ряду, что поменялось местами, изменилось в цветах
5-9
2
Покажи предмет и назови его
5-7
3
Расставь высказывание, используя картинку
5-9
4
Разложи слова в корзинку, мешочек
5-6
5
Выбери рисунки и разложи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте
5-7
6
Использование языкового лото
5-9
7
Одень, достань, расставь, называя предметы
5-9
8
Работая с картинками, опорными конспектами, составление предложений, рассказа по теме
5-9
9
Соотнесение картинок со словами
5-8
4. Упражнения на развитие и концентрацию внимания и памяти
№
Здание
Классы
1
Что лишнее, что не хватает (картинки). Найди лишний слог, лишнее слово, второе слово
5-7
2
Назови слова в алфавитном порядке
5-9
3
Что поменялось местами
5-7
4
Восстанови предложения из текста, отрывка
5-9
5
Какие предметы окружают тебя (согласно теме), сколько их, где они расположены (Ищи, наблюдай играя)
5-9
6
Работа с рисунками, предметами (по темам). Расположи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте
5-8
7
Повтори, подтверди
5-9
8
Повтори для того, кто вас не расслышал
5-9
9
Включи слово в предложение, предложение в высказывание
5-9
10
Отгадай, кто и что говорит (различные голоса)
5-6
5. Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности
№
Здание
Классы
1
Прочитай тему урока, записанную с помощью знаков алфавита (цифр), вывешивается на доске или раздаются на карточках
5-9
2
Прочти зашифрованный текст а) Разведчики
б) Расшифруй письмо, которое попало под дождь
5-9
5-7
3
Составление слов из слогов, из букв, предложений из набора слов, данных в разбивку
5-9
4
Проведи от каждой картинки линии к буквам, с которых начинаются и которыми заканчиваются слова, изображенные на них
5-6
5
Составить диалог из разрозненных реплик, соотнеся их по смыслу
5-9
6
Разложи действия на более мелкие. Сообщи, что ты делаешь
6-9
7
Составь несколько разных предложений
7-9
8
Составь предложения с помощью подстановочной таблицы
5-9
6. Упражнения на развитие устной речи
№
Здание
Классы
1
Чтение и ответы по тексту (с опорой и без опоры)
5-9
2
Упражнения типа – подтверди, подскажи
5-9
3
Расширь и продолжи текст
5-9
4
Составь и расскажи ситуацию по указанным на карточке ключевым словам (по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений)
5-9
5
Составление рассказа\пересказа (по аналогии и без)
5-9
6
Выступление с кратким сообщением о … (используя и не используя логико-синтаксическую схему на доске, карточке)
5-9
7
Трансформируйте монологическое высказывание в диалог или набор реплик в связной диалог или монолог
6-9
8
Заполни пропуски в репликах диалога
5-9
9
Составьте рассказ по цепочке (спонтанная устная речь)
5-9
7. Развитие связной речи на основе упражнений
вербально-графического плана
№
Здание
Классы
1
Составьте маршрут (поездки, похода в магазин, дороги в школу). Назови слова, необходимые для составления рассказа, расскажи с помощью опорного конспект (и без ОК)
6-9
2
Составьте схему, грамматическую таблицу для иллюстрации образования указанной грамматической формы и т.д.
6-9
3
Упражнения типа Кроки - Кто это, какой …, что делает? Составить с их помощью 2-3 предложения (рассказ)
5-6
8. Упражнения на развитие мелкой и общей моторики,
тактильных анализаторов
№
Здание
Классы
1
Обведи предмет по трафарету, угадай и назови слово (букву)
5-6
2
Нарисуй букву и переведи
5
3
Прокомментируй действия (движения соседа по парте, назови слова на языке)
5-6
4
Обведи отдельные части тела (ладошку, ступню, пальчики), произнеси вслух, подпиши на языке
5-6
5
Нарисуй и спроси что это
5-7
6
Выбери предложенных предметов, подпиши, назови, произнеси (одень из того, что лежит на столе, в корзине и т.д., называя вслух, что делаешь)
6-8
7
Отгадай (на ощупь) что лежит в волшебном мешочке, корзинке и т.д.
5-7
8
Повтори команды учителя, сказочных персонажей, озвучь их (повтори)
5-7
9
Повтори предложение и сделай хлопок на каждое слово.
5-6
10
С помощью глины пластилина сделай лепешку и отпечатай свою ладошку (букву). Назови или спроси соседа что это?
5-6
11
Прочитай рифмовку, используя кулачки, пальчики, ладошки
5-6
12
Сделай (рисунок) аппликацию к скороговорке, стишку, песенке
5-6
13
Расположи и наклей цвета (Цветочная клумба)
5
14
Раскрась мандолу Солнышко и назови цвета, раскрась картинку к песенке, назови слова
5
15
Произнеси и покажи. Физкультминутки на уроке
5-9
16
Прокомментируй движения (пантомические действия) соседа по парте, учителя и т.д.
5-6
9. Упражнения на развитие описательной устной речи на основе плана данного учителем
№
Здание
Классы
1
Описание картинок (по образцу, по плану) на основе ключевых слов
5-8
2
Описание сказочных персонажей
5-6
3
Описание сюжета (тематического)
6-9
4
Составление сжатого пересказа с использованием плана-ответа
6-9
5
Работа с ассоциограммой, диаграммой
6-9
10. Упражнения на развитие творческой активности
№
Здание
Классы
1
Сформулируйте советы, рекомендации (начни с 2-3 предложений) для тех кто собирается в поход, отпуск, на экскурсию, в магазин, школу и т.д.
6-9
2
Расскажите о… Предусмотрите при этом, что вы – а) оптимист; б) скептик
7-9
3
Составьте вопросы для викторины
7-9
4
Составьте и запишите вопросы, которые вы бы могли задать в беседе с …
6-9
5
Поделитесь друг с другом новостью, впечатлением
6-9
6
Творческое изложение с заменой существительных мужского рода на существительные женского рода
7-9
7
Ответьте на приглашение
6-9
8
Разыграй этюд по предложенной ситуации (тексту)
6-9
9
Проведи воображаемую экскурсию для туристов, прибывших из страны изучаемого языка
7-9
10
Проведи социологический опрос молодежи, выясни их отношение к ….
9
11
Составь ряд монологических высказываний по одной и той же теме, с одной и той же лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (в расчете на разных слушателей и их индивидуальных особенностей: профессий, увлечений и т.д.)
7-9
Список литературы
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г., Малофеева Н.Н. – М.: АРКТИ 2001
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников; Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000
Андрюшенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей. – М.: Академия, 2002
Бликова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2001
Гурин Ю.В. Эффективная методика развития речи. – С-Пб.: Литра, 2007
Зикиев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия, 2002
Зикиев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2003
Козырева Л.М. Секреты грамматики. – Ярославль, Академия развития, 2001
Комбарова О.В. Дидактический материал по немецкому языку для учащихся 7-8 классов. – Волгоград, Учитель, 2007
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития; особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004
Маслынко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, Высшая школа, 2001
Мисаренко Г.Г. Методика обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Академия, 2004
Шапкова А.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2005
Якимин В.Г. Увлекательные задания на уроках немецкого языка. – М.: Дрофа, 2004
Журналы Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №№ 1,2, 2008
Журналы Иностранные языки в школе, № 4–1987, № 1–2001, № 2–2002, № 3–2007