Система логопедического сопровождения младших школьников | Зварыгина Татьяна Алексеевна. Работа №235555
Автор: Зварыгина Татьяна Алексеевна
Статья носит рекомендательный характер для начинающих специалистов коррекционной педагогики, поможет структуризировать и систематизировать свою работу.
Система логопедического сопровождения младших школьников
Пояснительная записка
Проблема воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. В последние годы всё чаще диагностируется нарушение устной и письменной речи младших школьников. Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребёнка, когда легче восполнить с учётом сензитивных периодов недостатки дошкольного развития, скорректировать негативные тенденции в их развитии.
В современной методической литературе имеются описания направлений работы специалистов, в то же время вопрос системного логопедического подхода освещён хоть и в достаточно полной мере, но остаётся выборочным.
Актуальность системы логопедического сопровождения младших школьников обусловлена необходимостью выработки единого подхода к диагностике и коррекционно-развивающему воздействию на детей.
Коррекционно – логопедическая работа осуществляется по направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно – развивающее;
- консультативно-просветительское.
Цель: создание эффективной системы в работе учителя-логопеда для коррекции речевого развития детей.
Задачи:
1.Составить план мероприятий на учебный год.
2. Составить папку диагностических методик.
3. Разработать перспективные планы коррекционно-развивающих занятий с детьми.
4. Отслеживать динамику речевого развития детей.
5. Оказывать консультативно-просветительскую помощь педагогам и родителям.
Ожидаемые практические результаты:
- план мероприятий на учебный год;
- папка диагностических методик;
- речевые карты обучающихся;
- индивидуальные речевые профили учащихся 1-2 классов (динамика);
- протоколы отслеживания речевого развития учащихся 3-4 классов;
- материалы консультативно-просветительской работы.
Диагностическое направление
Данное направление предполагает изучение, анализ уровня речевого и ближайшего развития.
Диагностическое направление предполагает ряд этапов:
1. Изучение анамнестических данных ребёнка.
2. Определение уровня речевого развития учащихся.
3. Анализ полученных результатов.
Виды диагностики:
- входная (проводится в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей);
- промежуточная или рекомендательная (проводится в середине учебного года для отслеживания динамики речевого развития обучающихся с наиболее сложными дефектами);
- итоговая диагностика (проводится в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей).
Блок диагностических тестов:
- восприятие пространственных и временных отношений;
- фонематическое восприятие;
- общая, мелкая, артикуляционная моторика;
- импрессивная речь;
- словарный запас;
- экспрессивная речь;
- звукопроизношение;
- грамматический строй речи (словообразование, словосочетание);
- связная речь;
- письменная речь.
По результатам диагностики разрабатывается коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях.
Методы коррекционно-развивающей работы:
- направленные на речевое развитие обучающихся;
- когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование высших психических функций;
- направленные на повышение чувствительности анализаторных систем, развитие произвольной регуляции психических функций.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы:
- слуховой памяти;
- слухового восприятия;
- пространственных представлений;
- временных представлений;
- мыслительных операций.
2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи:
- устранение дефектов произношения;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- развитие морфологических и синтаксических обобщений;
- преодоление специфических ошибок в письменной речи обучающихся;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Консультативно-просветительское направление
Целью консультативно-просветительского направления является:
1. Повышение профессионального мастерства учителей.
2. Повышение педагогической компетентности родителей.
Направление реализуется через:
- индивидуальные и групповые консультации учителей и родителей (по запросу и по приглашению логопеда);
- выступления на заседании школьной психолого-медико-педагогической комиссии;
- выступления на школьных методических объединениях;
- выступления на родительских собраниях;
- показ открытых занятий для учителей;
- оформление письменных рекомендаций для учителей и родителей.
Заключение
Система логопедического сопровождения младших школьников позволяет:
- разработать блок диагностических тестов;
- выявить наиболее эффективные формы и методы логопедического воздействия;
- внедрить разработку коррекционно-развивающих занятий;
- отслеживать динамику речевого развития младших школьников;
- оказывать консультативно-просветительскую помощь учителям и родителям