Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников | Хабирова Ильмира Раисовна. Работа №350184. Номер работы: №350184
Аннотация. В статье рассматривается система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников. Описаны основные направления коррекционной деятельности, направленные на улучшение навыков чтения у детей с дислексией и другими нарушениями. Особое внимание уделено диагностике нарушений, разработке индивидуальных программ и методам коррекционной работы, ориентированным на развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия и навыков звуко-буквенного анализа. Статья предназначена для логопедов, заинтересованных в эффективных методах коррекции нарушений чтения у младших школьников.
Ключевые слова: логопедия, нарушения чтения, младшие школьники, дислексия, фонематическое восприятие, коррекционная работа, навыки чтения.
СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Хабирова Ильмира Раисовна, учитель-логопед
МБОУ «СОШ №12», г. Кумертау
Аннотация. В статье рассматривается система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников. Описаны основные направления коррекционной деятельности, направленные на улучшение навыков чтения у детей с дислексией и другими нарушениями. Особое внимание уделено диагностике нарушений, разработке индивидуальных программ и методам коррекционной работы, ориентированным на развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия и навыков звуко-буквенного анализа. Статья предназначена для логопедов, заинтересованных в эффективных методах коррекции нарушений чтения у младших школьников.
Ключевые слова: логопедия, нарушения чтения, младшие школьники, дислексия, фонематическое восприятие, коррекционная работа, навыки чтения.
Нарушения чтения являются одной из распространенных трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники. Чтение играет ключевую роль в учебном процессе, а его нарушения могут стать серьезной преградой для успешного освоения школьной программы. Наиболее частой причиной трудностей с чтением является дислексия, связанная с нарушением процессов восприятия и переработки информации. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения предполагает системный и комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности ребенка, причины нарушения, а также уровень сформированности его языковых и когнитивных функций.
Основой для построения системы логопедической работы является комплексная диагностика, которая позволяет выявить тип и степень нарушений чтения, определить причины трудностей и разработать программу коррекции. Диагностика включает в себя оценку фонематического восприятия, зрительного восприятия, а также уровня развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Эти компоненты играют ключевую роль в процессе чтения, и их недостаточная сформированность может привести к различным формам дислексии. Для детей с дислексией характерны трудности в звуко-буквенном анализе, недостатки фонематического восприятия, трудности в идентификации букв и их последовательности в слове. Исходя из полученных данных, логопед разрабатывает индивидуальную программу коррекционной работы, направленную на преодоление выявленных нарушений.
Одним из главных направлений коррекционной работы является развитие фонематического восприятия и фонематического слуха, которые необходимы для правильного различения звуков и построения звукового образа слова. Дети с дислексией часто испытывают трудности в различении схожих звуков, например, мягких и твердых, звонких и глухих, а также смешивают звуки при чтении и письме. В процессе логопедической работы важно использовать упражнения, направленные на развитие способности к различению звуков, выделение отдельных фонем в слове и звуковое моделирование. Постепенное усложнение упражнений позволяет укрепить навыки фонематического анализа и синтеза, что существенно повышает способность детей к правильному восприятию и воспроизведению слов при чтении.
Значимым компонентом коррекции является работа над звуко-буквенным анализом и синтезом. Умение выделять звуки и буквы в словах, понимать их последовательность и грамматическую роль помогает детям осваивать чтение и осознавать структуру слов. В рамках занятий логопед вводит упражнения на выделение звуков и букв в словах, помогает детям понять принцип «звуковой» природы языка, развивает способность к последовательному анализу и синтезу. Работа над звуко-буквенным анализом включает в себя упражнения на сегментирование слов, идентификацию звуков и букв, что способствует развитию умения анализировать слово на звуковом уровне и осознанно воспринимать текст. Эффективным методом является также работа с буквенными карточками, где дети могут собирать слова из отдельных букв, что способствует развитию зрительно-двигательной координации и помогает им видеть структуру слова.
Работа над зрительным восприятием и зрительной памятью играет значимую роль в системе коррекции нарушений чтения. Дети с дислексией нередко испытывают трудности в различении букв и слов, особенно если они похожи по форме или требуют быстрой смены зрительного фокуса. Зрительная память и внимание оказывают непосредственное влияние на успешность чтения, поэтому логопед включает в занятия упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительно-пространственного восприятия. Эти упражнения включают в себя задачи на запоминание последовательности букв, различение похожих букв и слов, а также развитие навыков зрительного слежения. Такие упражнения помогают детям лучше различать буквы, развивают внимание к деталям, что способствует формированию устойчивого навыка чтения.
Немаловажным элементом коррекционной работы является развитие навыков смыслового восприятия текста. Понимание прочитанного текста — это один из ключевых аспектов чтения, и дети с дислексией нередко сталкиваются с трудностями в этой области. Логопедическая работа по развитию смыслового восприятия включает в себя упражнения на восстановление смысловой структуры текста, на выделение главной мысли, а также на понимание причинно-следственных связей. Такие упражнения помогают детям понять смысл текста, осознать его содержание и научиться выстраивать логические связи между предложениями. Развитие смыслового восприятия улучшает общее понимание текста и способствует формированию устойчивого интереса к чтению.
Для повышения интереса и мотивации к чтению логопед может использовать игровые и интерактивные методы, которые позволяют детям видеть свои успехи и участвовать в процессе обучения более активно. Играя, дети легче преодолевают трудности, связанные с чтением, и становятся более уверенными в своих силах. К числу эффективных методов относятся работа с интерактивными заданиями, выполнение ролевых игр, упражнения с использованием мобильных приложений и электронных учебных пособий. Такие методы стимулируют интерес к процессу чтения, делают занятия более увлекательными и способствуют формированию устойчивой мотивации к чтению и обучению в целом.
Системный подход к коррекции нарушений чтения у младших школьников предполагает также работу с родителями, которые играют важную роль в процессе коррекции. Логопед консультирует родителей, объясняя им особенности трудностей ребенка, и дает рекомендации по организации домашних занятий. Родители могут выполнять с детьми простые упражнения на закрепление навыков звуко-буквенного анализа, тренировать зрительное восприятие и внимание, что помогает укрепить результаты логопедической работы. Систематическая поддержка со стороны семьи повышает эффективность занятий и способствует более быстрому преодолению трудностей, связанных с чтением.
Таким образом, система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников строится на комплексной диагностике, индивидуальном подходе и использовании разнообразных методов коррекционной работы. Логопедический процесс направлен на развитие фонематического восприятия, зрительного восприятия и звуко-буквенного анализа, а также на формирование смыслового восприятия текста. Современные методы, включающие игровые технологии и сотрудничество с семьей, позволяют учителю-логопеду эффективно справляться с проблемами чтения и создавать условия для полноценного и успешного освоения учебного процесса детьми с нарушениями чтения.
Список литературы
1. Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени: к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского: материалы IV всерос. науч.-практ. конф., 31 марта 2023 г : материалы конференции / составитель И. А. Тютюева ; редактор И. А. Тютюева. — Шадринск : ШГПУ, 2023. — 262 с. — ISBN 978-5-87818-720-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/407852
2. Елецкая О. В. Специальная педагогика : учебное пособие / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. — Москва : Владос, 2019. — 478 с. — ISBN 978-5-907101-59-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/162096