Система мониторинговых исследований уровня сформированности УУД обучающихся 5-7-х классов | Иванова Наталия Юрьевна. Работа №223809
Автор: Иванова Наталия Юрьевна
В статье описаны диагностический инструментарий и особенности изучения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших подростков
Система мониторинга сформированности УУД у школьников.
Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий.
УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг следует проводить регулярно на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.
В нашей школе мониторинг уровня развития УУД младших подростков проводится 2 раза в год с использованием следующего диагностического инструментария:
1. А. Прихожан «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (познавательные и личностные УУД);
2. Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (регулятивные и коммуникативные УУД )
Наш выбор основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
- валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись.
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД.
Методика А. Прихожан позволяет оценить познавательную активность, уровень тревожности, гнева и мотивации обучающихся. В процессе обработки результатов бальные показатели сравниваются со значениями половозрастной нормы, что делает данную методику особенно надежной.
Относительно второй методики, следует отметить, что при изучении личностных особенностей школьников опросники не являются совершенно надежным инструментом, однако альтернативные проективные методы, как правило, не позволяют получать количественные характеристики степени выраженности различных черт личности. Поэтому использование личностного опросника Кеттелла оправдано при условии осторожности в выводах и рекомендациях.
Нами используется «половинный» вариант опросника (модификация Л.А.Ясюковой), состоящий из 60 пунктов и включающий «шкалу лжи». Практика показала, что при групповом тестировании использование полного вопросника не повышает, а, напротив, может снижать достоверность результатов обследования. У детей в этом возрасте еще не развита саморефлексия. Им трудно отвечать на вопросы, потому что они сами не знают, как они себя ведут и что им больше нравится, их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение еще во многом ситуативно, а личные качества неустойчивы. Дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений. Они устают от монотонной, непривычной (так как надо анализировать свое поведение) и поэтому трудной для них работы. Часть детей к концу начинают «выпадать» из работы и пропускать вопросы, а другая часть приходит в состояние перевозбуждения. Они громко выражают свое отношение к вопросам, комментируют ответы, мешают работать соседям, сбиваются сами. Кроме того, в психологической характеристике регулятивных и коммуникативных УУД учитываются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла, а только наиболее значимые с точки зрения учебы (потребность в общении, фактор А и волевой самокотроль, фактор Q3).
Результаты мониторинга заносятся в ведомость.
Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5-7 классов.
Класс_________
Даты проведения_________________________________
№ п/п
ФИО уч-ся
Начальный этап
Конечный этап
Наличие динамики
П
Л
К
Р
П
Л
К
Р
Предлагаемую мониторинговую модель, направленную на оценку сформированности УУД в 5-7 классах, следует рассматривать как вариант. Этот вариант нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке – как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий. Кроме того, продолжительное (а, следовательно, многократное) его применение неизбежно потребует создания параллельных версий.
Вы, уважаемые коллеги, возможно, выберите другие, более привлекательные, на ваш взгляд, методики для мониторинга. Единственное, от чего мне хочется вас предостеречь, - это от использования ненадежных, «самодельных» анкет и опросников, которых много в сети интернет. Правильный выбор – это выбор авторской методики, прошедшей апробацию и удовлетворяющей основным требованиям:
адекватность методик целям и задачам исследования;
теоретическая обоснованность диагностической направленности мет
о
дик;
адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и
социокультурным
о
собенностям оцениваемых групп учащихся;
валидность
и надежность применяемых методик;
профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпрет
а
цию результатов;
этические стандарты деятельности психологов.
Хочется рассказать и ещё об одном эксперименте, связанном с оценкой УУД, в котором участвует наша школа. Это внедрение автоматизированной системы диагностики личностных результатов обучающихся. В прошлом учебном году в системе было зарегистрировано 268 обучающихся начального звена. Младшие школьники прошли диагностическое исследование по следующим методикам:
Самооценка уровня воспитанности
Опросник
для самооценки терпеливости
Цветные прогрессивные матрицы
Дж
.Р
авена
Анкета-опросник
«Настоящий друг»
В итоге мы получили количественные показатели уровня воспитанности (личностные УУД), терпеливости (регулятивные УУД), интеллекта (познавательные УУД) и общительности (коммуникативные УУД).
В этом учебном году в АС зарегистрированы учащиеся среднего звена. Планируется подобрать пакет диагностических методик, которые позволят отследить некоторые аспекты формирования УУД школьников, а, следовательно, сократить временные затраты на обработку результатов мониторинговых исследований.