Система обеспечения безопасности в Российской Федерации | Аймалетдинова Камила Ринатовна. Работа №317419
Исследование формирования совершенствования системы безопасности Российской Федерации не теряет своей актуальности. Это связано с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями, высокой динамикой институциональных преобразований в нашем государстве. Категория "безопасность" требует постоянного переосмысления, поскольку основной задачей, стоящей перед специалистами этой отрасли знаний, является разработка упреждающих мер, способных нивелировать негативное влияние внешних и внутренних угроз. То же самое верно и для идеи системы безопасности.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
(РУТ (МИИТ))
Обзорная статья
Тема: «Система обеспечения безопасности в Российской Федерации.»
Автор работы: Аймалетдинова К.Р. студентка 2 курса.
Научный руководитель: Горовой В.В. канд. юр. наук., доцент.
Москва 2022 г.
Система обеспечения безопасности в Российской Федерации.
Исследование формирования совершенствования системы безопасности Российской Федерации не теряет своей актуальности. Это связано с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями, высокой динамикой институциональных преобразований в нашем государстве. Категория "безопасность" требует постоянного переосмысления, поскольку основной задачей, стоящей перед специалистами этой отрасли знаний, является разработка упреждающих мер, способных нивелировать негативное влияние внешних и внутренних угроз. То же самое верно и для идеи системы безопасности.
Безопасность личности, общества и государства как субъектов безопасности достигается за счет реализации единой государственной политики в области ее обеспечения, системы мер политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам субъектов.
В соответствии с российским законодательством система безопасности Российской Федерации формируется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, государственными, общественными и иными организациями и объединениями, гражданами, участвующими в обеспечении безопасности и соблюдении закона, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере безопасности.
Безопасность имеет отношение практически ко всем сферам жизни. По этой причине федеральный закон «O безопасности» от 5 марта 1992 г. N2446-1 придает ей системный характер. В соответствии с названным правовым актом к субъектам обеспечения безопасности отнесены:
органы власти (законодательные, исполнительные, судебные), государственные негосударственные объединения и организации, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, законодательство, регулирующее указанную сферу.
Bce вместе они образуют систему обеспечения безопасности Российской Федерации. Каждый элемент данной системы имеет свой строго очерченный круг полномочий.
B советский период была заложена тенденция, когда ответственность за обеспечение того или иного вида безопасности возлагалась на разные ведомства. Рассредоточение функций обеспечения безопасности среди множества структур с конституционно-правовой точки зрения в совокупности с отсутствием достаточного количества мер, концепции по обеспечению безопасности закономерно вызвало рост количества угроз и снижение общего уровня защищенности. На современном этапе важно привести в единую систему весь имеющийся комплекс сил и средств обеспечения безопасности ликвидировать пробелы и повторы в функциях различных структур обеспечения безопасности, нормативных правовых актах, регулирующих данную сферу отношений.
Важное место в системе безопасности занимают силы и средства обеспечения безопасности, которые создаются и находят свое дальнейшее развитие в соответствии с решениями высших органов законодательной власти РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
На государственном уровне согласно законодательству РФ силы и средства обеспечения безопасности РФ включают в себя ряд структур и органов:
• Вооруженные Силы РФ;
• федеральные органы государственной безопасности;
• органы внутренних дел и внутренние войска;
• службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебных властей и их высших должностных лиц;
• службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны;
• пограничную службу ФСБ России;
• органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
• службы обеспечения безопасности средств связи и информации;
• систему таможенных органов Федеральной таможенной службы;
• службы внешней разведки РФ;
• инспекции Федеральной налоговой службы РФ;
• природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды;
• органы в сфере охраны здоровья граждан и др.
Общественным организациям и коммерческим структурам в соответствии с действующим законодательством РФ разрешается иметь собственные службы обеспечения безопасности.
Каждая конкретная ситуация, в зависимости от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера и масштабов опасностей или угроз, определяет выбор тех или иных средств обеспечения безопасности, выбор которых должен быть адекватен угрожающей опасности или угрозе.
Значимую роль в определении государственной стратегии и координации деятельности всех органов обеспечения безопасности играет Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности), который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности (разд. III Закона о безопасности).
Совет Безопасности в рамках своей деятельности рассматривает следующие вопросы:
• вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности;
• стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности;
• вопросы охраны здоровья населения;
• вопросы прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;
• вопросы обеспечения стабильности и правопорядка.
Совет Безопасности для реального обеспечения безопасности.
России воплощает необходимое единство исполнительной и законодательной власти, координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики безопасности.
Являясь советом первых лиц государства, несущих ответственность за защиту его жизненно важных интересов в различных сферах, этот орган призван объединять и уточнять в подготавливаемых им решениях Президента РФ весь многообразный спектр задач по обеспечению безопасности.
Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, определяет основные задачи данного органа:
• определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
• разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
• подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
• подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
• подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
• разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
• совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Одним из важнейших событий 2008 г. в сфере безопасности стало утверждение идеи особой важности обеспечения экономической безопасности, что является основным условием обеспечения безопасности Российской Федерации. Это неоднократно было отмечено в выступлениях В.В. Путина. В результате резко возросла актуальность вопроса появления на федеральном уровне органа власти, который сосредоточит основные контролирующие и координирующие функции в области обеспечения экономической безопасности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в этой сфере значительно возрастает роль Государственного совета РФ. Так, принципиально важное заявление о необходимости подготовки Стратегии развития России до 2020 г., направленной в первую очередь на повышение экономической безопасности, Президент России сделал именно на заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. Однако Госсовет РФ не является постоянно действующим; поэтому не может быть выбран в качестве координирующего органа.
Проблема исследований по обеспечению национальной безопасности заключается в многогранности ее сущности.
Проблемы обеспечения национальной безопасности, представленные в отечественной литературе, заключаются в следующем:
— во-первых, безопасность смешана как социальная функция и как инструмент политики, что снижает эффективность их обоих;
— во-вторых, имеют место две точки зрения в области обеспечения национальной безопасности.
При обеспечении национальной безопасности государству необходимо решить две проблемы:
— во-первых, создать специальную систему для решения проблем национальной безопасности или ограничиться отдельными государственными органами и организациями, которые обязаны обеспечивать безопасность;
— во-вторых, как управлять системой национальной безопасности.
Чтобы решить первую проблему, необходимо использовать положения общей теории, которая отличает особенности любой системы как некое единство определенных документов, по сравнению с их простым сочетанием. Поскольку структура зависит от функционирования ее компонентов, методологические аспекты системы являются неотъемлемой частью национальной безопасности. В этом случае применяется закон возникновения. Закон анти энтропии означает, что при организации управления необходимо предусмотреть возможность влияния на снижение неопределенности в знаниях о построении и поведении управляемой системы путем повышения информационной осведомленности органа управления при принятии решений.
Чтобы решить вторую проблему, необходимо использовать положения теории принятия решений, поскольку основной процедурой управления системой национальной безопасности является принятие неформального выбора, позволяющего достичь поставленной цели и двигаться в ее направлении.
Теория принятия решений исследует:
— участников процесса, их ценности и восприятие;
— организационную систему ситуаций;
— процесс принятия решений; лиц, принимающих решения.
В заключение следует отметить, что система обеспечения безопасности Российской Федерации является сложной и многокомпонентной, и это несколько повышает ее уязвимость и снижает возможности быстрого реагирования на внешние и внутренние угрозы. Целесообразно придание предложенной системе обеспечения безопасности официального, юридически оформленного статуса. Одновременно необходимо выделить структуру, ответственную за государственную политику в области обеспечения экономической безопасности. Особое внимание необходимо уделить актуализации действующих нормативных правовых актов, регулирующих сферу обеспечения безопасности. Некоторые основополагающие документы приняты более 10 лет назад и не отвечают сегодняшним реалиям. Четкое понимание того, какие компоненты задействованы в обеспечении безопасности, какова роль каждого из них в этом процессе, позволит значительно повысить эффективность системы обеспечения безопасности Российской Федерации, ликвидировать угрозы, преодолеть негативные тенденции в экономике нашей страны.
Список литературы
1. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность : монография / под общ. ред. В. И. Василенко. — М. : Проспект, 2015. — 163 с.
2. Мельниченко, А. Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А. Б. Мельниченко. — Ростов, 2018. — 60 с.
3. Овчинников, А. И. Административное право Российской Федерации : учебник / А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев. — М. : РИОР, 2018. — 224 с.
4. Першин, Е. А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы без- опасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Е. А. Першин. — Ростов, 2005. — 60 с.
5. Правоохранительные органы : учеб.-метод. пособие / под ред. В. И. Зуева. — Оренбург : Оренбург. Гос. аграр. ун-т, 2016. — 692 с.