Название статьи:
Система подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ. | Осетрина Татьяна Андреевна. Работа №231810
Дата публикации:
12.01.2020
Автор:
Осетрина Татьяна Андреевна
Описание:
Автор: Осетрина Татьяна Андреевна
Как подготовить ребенка с ОВЗ к экзамену, какие категории детей с ОВЗ существуют и в чем разница в сдаче экзамена разных категорий затрагивает статья "Система подготовки к Государственной итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ". Статья была написана для выступления на методическом объединении города в помощь учителям. К статье есть презентация Подготовка учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации.
Система подготовки к ГИА обучающихся
с задержкой психического развития
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Одними из основных принципов Государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования
Экзамен— это всегда особое состояние. Дети сограниченными возможностями переживают экзамен также сбольшим волнением и, поэтому дети спсихофизиологическими особенностями нуждаются всоздании специальных условий. Что это значит разъясняют многочисленные сайты, статьи инормативные акты. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей спроблемами развития ифизиологическими недостатками.
Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:
освоили программы основного общего образования вспециальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
обучающихся сОВЗ;
детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего исреднего общего образования.
Категории детей сразличными особенностями:
слепые, поздноослепшие участники ГИА;
слабовидящие участники ГИА;
глухие, позднооглохшие участники ГИА;
слабослышащие участники ГИА;
участники ГИА стяжелыми нарушениями речи;
участники ГИА снарушениями опорно-двигательного аппарата;
участники ГИА сзадержкой психического развития;
участники ГИА срасстройствами аутистического спектра;
иные категории участников сОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва идр.).
Чтoбы пpинять учaстиe в экзaмeнaх, учeники или их poдитeли (лицa их зaмeняющиe) дoлжны дo 1 мapтa нaписaть зaявлeниe нa сдaчу с укaзaниeм спискa избpaнных пpeдмeтoв и пpeдoстaвить дoкумeнты, пoдтвepждaющиe нeвoзмoжнoсть учaствoвaть в oбычнoй aттeстaции. Этo мoжeт быть зaключeниe мeдицинскoй кoмиссии либo спpaвкa oб инвaлиднoсти.
ГВЭ — гoсудapствeнный выпускнoй экзaмeн. Он нe имeeт стaндapтизиpoвaннoй фopмы, мoжeт быть устным или письмeнным, пpи eгo пpoвeдeнии мoгут испoльзoвaться билeты, тeксты и paзличныe типы зaдaний.
Экзaмeнaциoнныe вapиaнты пo мaтeмaтикe сoстoят из дeсяти зaдaний, в числe кoтopых зaдaчи пo apифмeтикe, тeopии вepoятнoстeй, гeoмeтpии и aлгeбpe. Всe oни тpeбуют paзвepнутoгo oтвeтa и peшeния, кoтopoe дoлжнo пpoдeмoнстpиpoвaть знaния шкoльникa в мaтeмaтичeских нaукaх.
Особенности организации ГВЭ зависят от вида отклонений здоровья:
Слепым ученикам экзаменационные материалы (индивидуальные комплекты с КИМами и бланками ответов) предоставляются в электронном или печатном (шрифтом Брайля) виде. Письменную работу выпускники выполняют на ПК либо тактильным шрифтом. По желанию ГВЭ можно сдать устно.
Слабовидящим участникам ГВЭ выдаются экзаменационные материалы, распечатанные укрупненным шрифтом. В ППЭ обязательно должны быть увеличительные устройства.
Участники ГВЭ с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата выполняют задания на специально адаптированных компьютерах. Также возможна устная аттестация. Выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешено прибегать к помощи сурдопереводчика. При тяжелых речевых расстройствах возможна письменная сдача всех экзаменов.
Как же подготовить обучающегося, имеющегося достаточно серьезные проблемы в развитии памяти и внимания, к успешной сдаче выпускных экзаменов?
Наша с вами задача уметь работать с любой категорией особенных детей.
Уметь правильно подобрать программу обучения, материал для подготовки.
Ознакомление родителей со структурой работы, правилами проведения экзамена, проблемами в подготовке.
Ознакомление родителей с планом подготовки к ГВЭ
Ознакомление родителей с литературой, электронными ресурсами для подготовки к ГВЭ
Установление порядка контроля за успехами учащегося в подготовке к ГВЭ
Материал и варианты для подготовки можно взять на сайтах, а также использовать сборники. Один из сборников под редакцией Лысенко. В сборнике предлагаются варианты двух типов А и К. Основной целью проведения тренировочных работ является психологическая подготовка обучающихся к новой форме итоговой аттестации.
Наши учащиеся хорошо берут тот материал, где есть четкий алгоритм выполнения и если ребенок его усвоил, то далее дело только в качественной его отработке. Однако, в предлагаемых вариантах КИМ каждое задание имеет целью установить не только сформированный навык использования того или иного алгоритма, правила, но и умение сделать выбор, установить соответствие, выполнить дополнительное задание. Вот именно такие вопросы и вызывают определенные трудности у наших обучающихся, а значит, такая работа должна проводится именно на ИГЗ по подготовке к ГИА.
Именно на ИГ занятиях учитель может детально отработать неусвоенный вопрос с урока или прошлых лет обучения. Подобрать достаточное количество тренировочных упражнений, направленных на формирование устойчивого внимания, логики в выстраивании хода решения и выбора ответа.
Организация работы по подготовке к ГВЭ на уроках
Ознакомить учащегося с содержанием экзаменационной работы, порядком и правилами экзамена, системой оценивания. Подготовка к ГВЭ ведется с учетом индивидуальных особенностей ученика и рекомендаций психолога. Деятельность ученика и учителя нацелена на преодоление трудностей в изучении математики и наработке необходимых математических умений и навыков для сдачи ГВЭ. При этом использую следующие приемы:
-Подборка упражнений от простого к сложному.
-Задания читаются несколько раз (чередуя чтение вслух и про себя), выделяются исходные данные и вопрос
-Вслух проговориваются этапы решения заданий, просматриваются необходимые формулы в справочном материале;
-Занятия с умственно отсталыми детьми выводятся на индивидуальное обучение в присутствии представителей обучающегося ( родителя). В этом случае родители видят требования к подготовке, могут помочь ребенку.
- Учим концентрировать и переключать внимание, переходить от одного задания к другому, от чтения к счету, от переживаний за результат экзамена к продуктивной деятельности (упражнение Найди ошибку, упражнение Чтение текста задания до заданного выражения, упражнение Не собьюсь и пр., закрыть глаза, подумать о приятном и т.п.);
- Работаем над повышением мотивации (имеем низкий уровень):
-внешней (мотивации, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями, основанной на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания)
-внутренней (предполагающей развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов).
Для этого:
акцентируем внимание ученика на его собственном развитии (проговариваем чему он научился в результате выполнения задания, в результате урока);
показываю практическую значимость знаний в связи с жизненными планами и ребенка, даём задачи с практическим содержанием;
используум взаимообучение (в парах, микрогруппах);
используем обучение с компьютерной поддержкой и пр.
Хочется подчеркнуть, что качественная работа учителя по подготовке к уроку и на самом уроке это залог успешности обучающихся. И на сегодняшний день, именно традиционный урок помогает нашим детям усвоить программный материал, взять самое необходимое и ценное в изучаемой теме.
Скачать работу
с задержкой психического развития
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Одними из основных принципов Государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования
Экзамен— это всегда особое состояние. Дети сограниченными возможностями переживают экзамен также сбольшим волнением и, поэтому дети спсихофизиологическими особенностями нуждаются всоздании специальных условий. Что это значит разъясняют многочисленные сайты, статьи инормативные акты. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей спроблемами развития ифизиологическими недостатками.
Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:
освоили программы основного общего образования вспециальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
обучающихся сОВЗ;
детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего исреднего общего образования.
Категории детей сразличными особенностями:
слепые, поздноослепшие участники ГИА;
слабовидящие участники ГИА;
глухие, позднооглохшие участники ГИА;
слабослышащие участники ГИА;
участники ГИА стяжелыми нарушениями речи;
участники ГИА снарушениями опорно-двигательного аппарата;
участники ГИА сзадержкой психического развития;
участники ГИА срасстройствами аутистического спектра;
иные категории участников сОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва идр.).
Чтoбы пpинять учaстиe в экзaмeнaх, учeники или их poдитeли (лицa их зaмeняющиe) дoлжны дo 1 мapтa нaписaть зaявлeниe нa сдaчу с укaзaниeм спискa избpaнных пpeдмeтoв и пpeдoстaвить дoкумeнты, пoдтвepждaющиe нeвoзмoжнoсть учaствoвaть в oбычнoй aттeстaции. Этo мoжeт быть зaключeниe мeдицинскoй кoмиссии либo спpaвкa oб инвaлиднoсти.
ГВЭ — гoсудapствeнный выпускнoй экзaмeн. Он нe имeeт стaндapтизиpoвaннoй фopмы, мoжeт быть устным или письмeнным, пpи eгo пpoвeдeнии мoгут испoльзoвaться билeты, тeксты и paзличныe типы зaдaний.
Экзaмeнaциoнныe вapиaнты пo мaтeмaтикe сoстoят из дeсяти зaдaний, в числe кoтopых зaдaчи пo apифмeтикe, тeopии вepoятнoстeй, гeoмeтpии и aлгeбpe. Всe oни тpeбуют paзвepнутoгo oтвeтa и peшeния, кoтopoe дoлжнo пpoдeмoнстpиpoвaть знaния шкoльникa в мaтeмaтичeских нaукaх.
Особенности организации ГВЭ зависят от вида отклонений здоровья:
Слепым ученикам экзаменационные материалы (индивидуальные комплекты с КИМами и бланками ответов) предоставляются в электронном или печатном (шрифтом Брайля) виде. Письменную работу выпускники выполняют на ПК либо тактильным шрифтом. По желанию ГВЭ можно сдать устно.
Слабовидящим участникам ГВЭ выдаются экзаменационные материалы, распечатанные укрупненным шрифтом. В ППЭ обязательно должны быть увеличительные устройства.
Участники ГВЭ с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата выполняют задания на специально адаптированных компьютерах. Также возможна устная аттестация. Выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешено прибегать к помощи сурдопереводчика. При тяжелых речевых расстройствах возможна письменная сдача всех экзаменов.
Как же подготовить обучающегося, имеющегося достаточно серьезные проблемы в развитии памяти и внимания, к успешной сдаче выпускных экзаменов?
Наша с вами задача уметь работать с любой категорией особенных детей.
Уметь правильно подобрать программу обучения, материал для подготовки.
Ознакомление родителей со структурой работы, правилами проведения экзамена, проблемами в подготовке.
Ознакомление родителей с планом подготовки к ГВЭ
Ознакомление родителей с литературой, электронными ресурсами для подготовки к ГВЭ
Установление порядка контроля за успехами учащегося в подготовке к ГВЭ
Материал и варианты для подготовки можно взять на сайтах, а также использовать сборники. Один из сборников под редакцией Лысенко. В сборнике предлагаются варианты двух типов А и К. Основной целью проведения тренировочных работ является психологическая подготовка обучающихся к новой форме итоговой аттестации.
Наши учащиеся хорошо берут тот материал, где есть четкий алгоритм выполнения и если ребенок его усвоил, то далее дело только в качественной его отработке. Однако, в предлагаемых вариантах КИМ каждое задание имеет целью установить не только сформированный навык использования того или иного алгоритма, правила, но и умение сделать выбор, установить соответствие, выполнить дополнительное задание. Вот именно такие вопросы и вызывают определенные трудности у наших обучающихся, а значит, такая работа должна проводится именно на ИГЗ по подготовке к ГИА.
Именно на ИГ занятиях учитель может детально отработать неусвоенный вопрос с урока или прошлых лет обучения. Подобрать достаточное количество тренировочных упражнений, направленных на формирование устойчивого внимания, логики в выстраивании хода решения и выбора ответа.
Организация работы по подготовке к ГВЭ на уроках
Ознакомить учащегося с содержанием экзаменационной работы, порядком и правилами экзамена, системой оценивания. Подготовка к ГВЭ ведется с учетом индивидуальных особенностей ученика и рекомендаций психолога. Деятельность ученика и учителя нацелена на преодоление трудностей в изучении математики и наработке необходимых математических умений и навыков для сдачи ГВЭ. При этом использую следующие приемы:
-Подборка упражнений от простого к сложному.
-Задания читаются несколько раз (чередуя чтение вслух и про себя), выделяются исходные данные и вопрос
-Вслух проговориваются этапы решения заданий, просматриваются необходимые формулы в справочном материале;
-Занятия с умственно отсталыми детьми выводятся на индивидуальное обучение в присутствии представителей обучающегося ( родителя). В этом случае родители видят требования к подготовке, могут помочь ребенку.
- Учим концентрировать и переключать внимание, переходить от одного задания к другому, от чтения к счету, от переживаний за результат экзамена к продуктивной деятельности (упражнение Найди ошибку, упражнение Чтение текста задания до заданного выражения, упражнение Не собьюсь и пр., закрыть глаза, подумать о приятном и т.п.);
- Работаем над повышением мотивации (имеем низкий уровень):
-внешней (мотивации, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями, основанной на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания)
-внутренней (предполагающей развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов).
Для этого:
акцентируем внимание ученика на его собственном развитии (проговариваем чему он научился в результате выполнения задания, в результате урока);
показываю практическую значимость знаний в связи с жизненными планами и ребенка, даём задачи с практическим содержанием;
используум взаимообучение (в парах, микрогруппах);
используем обучение с компьютерной поддержкой и пр.
Хочется подчеркнуть, что качественная работа учителя по подготовке к уроку и на самом уроке это залог успешности обучающихся. И на сегодняшний день, именно традиционный урок помогает нашим детям усвоить программный материал, взять самое необходимое и ценное в изучаемой теме.