Название статьи:
Система подготовки к ОГЭ по математике | Ирина Владимировна Позднякова. Работа №309197. Номер работы: №309197
Дата публикации:
28.01.2023
Автор:
Ирина Владимировна Позднякова
Описание:
В статье "Система подготовки к ОГЭ по математике" рассказано как развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с широкой организацией диалогического общения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий. Даны практические рекомендации, на какие темы обратить внимание учеников и какие задания выполнить.. Приводятся советы для и памятки для родителей.
Система подготовки к ОГЭ по математике
Учитель математики каждые 2-3 года, а иногда и ежегодно, вместе со своими учениками готовится к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.
Конечно, хорошо работать в лицейских и гимназических классах, где уровень учебной мотивации очень высокий, но чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников – это получение аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими классами? В своей работе ставлю следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с широкой организацией диалогического общения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.
Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем. Тема Подобие треугольников в учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во второй части, где требуется решить геометрическую задачу с доказательством, но и в задании, в котором необходимо указать номера верных утверждений (таких заданий в любом учебнике просто напросто нет. Таких примеров можно привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только ответ, в большинстве случаев везде необходимо полное обстоятельное решение. Учащиеся привыкают к такой системе: обстоятельно и с аргументами излагать своё решение. А на ОГЭ у них происходит разрыв шаблона - в 19 из 25 заданий никаких объяснений не требуется, нужен только ответ. Вот поэтому учитель и находится между молотом и наковальней – учебной программой и учебником с набором отведённых на изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и ошибок.
Самое важное при подготовке к ОГЭ?
1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На заключительных уроках разделов показываю математические фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в 8 классе в заданиях по теме Теорема Пифагора каждому ученику дается памятка, где отпечатаны Пифагоровы тройки, поэтому в 9 классе 7-8 троек ученики знают наизусть, а для ОГЭ этого достаточно, чтобы решить некоторые задания устно.
2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу.
3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. Даю памятку с формулами и основными понятиями.
4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме on-line. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме с подписью самого учащегося и с ознакомлением его родителей.
5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ГИА предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию таким же образом.
6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Иногда, хороший результат получается, когда инсценирую тупик в процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл тупиковый вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
7. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий. Здесь стараюсь использовать опыт работы экспертом по проверке заданий ГИА по математике.
Уже с пятого класса ввожу в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараюсь по одной и той же теме подобрать огромное количество вариантов различных заданий, чтобы ученики привыкали к этому разнообразию. Особенно сложно проходит привыкание к таким заданиям на геометрии, где всегда есть чёткая схема решения любой задачи: дано, найти или доказать, чертёж, решение или доказательство, ответ. Из этой схемы при подготовке к ОГЭ приходится учить ребят исключать разные элементы, чтобы они могли решить, например, задачу, где нужен только чертёж и ответ.
С седьмого класса договариваюсь с учителем физики, с которым работаю совместно на параллели классов, чтобы выражение из формул того или иного элемента мы объясняли в едином ключе, вместе включали в вопросы зачётов, проверочных формулы из 20 задания ОГЭ.
Начиная с восьмого класса, включаю почти в каждый урок в разной форме 10 минут подготовки к экзамену.
В 9 классе на элективном курсе Подготовка к ОГЭ по математике провожу диагностические работы, причем на выполнение всей работы отвожу 45 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно исправить двойку, для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание. Со временем учащиеся перестают бояться двоек, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановку на уроке стараюсь поддерживать доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме теста скорости, то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.
Ежегодно прихожу на родительские собрания, информирую их об изменениях в системе государственной итоговой аттестации, знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию Министерства образования РФ по проблемам ГИА; характеризую структуру контрольно- измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик; раздаю памятки, подготавливаю буклеты, общаюсь через систему виртуальная школа, подчёркиваю важность психологической устойчивости к экзаменам, прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников, объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны родителей подготовки учеников к урокам. На родительских собраниях показываю лучшие тетради Для подготовки к ОГЭ по математике, папки с заданиями к ОГЭ.
Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. По-моему мнению, усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях.
Литература.
1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015. 386 с.
2.Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-Пресс, 2012. 178 с.
3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2012. 112 с.
4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование, 2016. 80 с.
Скачать работу
Учитель математики каждые 2-3 года, а иногда и ежегодно, вместе со своими учениками готовится к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.
Конечно, хорошо работать в лицейских и гимназических классах, где уровень учебной мотивации очень высокий, но чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников – это получение аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими классами? В своей работе ставлю следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с широкой организацией диалогического общения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.
Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем. Тема Подобие треугольников в учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во второй части, где требуется решить геометрическую задачу с доказательством, но и в задании, в котором необходимо указать номера верных утверждений (таких заданий в любом учебнике просто напросто нет. Таких примеров можно привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только ответ, в большинстве случаев везде необходимо полное обстоятельное решение. Учащиеся привыкают к такой системе: обстоятельно и с аргументами излагать своё решение. А на ОГЭ у них происходит разрыв шаблона - в 19 из 25 заданий никаких объяснений не требуется, нужен только ответ. Вот поэтому учитель и находится между молотом и наковальней – учебной программой и учебником с набором отведённых на изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и ошибок.
Самое важное при подготовке к ОГЭ?
1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На заключительных уроках разделов показываю математические фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в 8 классе в заданиях по теме Теорема Пифагора каждому ученику дается памятка, где отпечатаны Пифагоровы тройки, поэтому в 9 классе 7-8 троек ученики знают наизусть, а для ОГЭ этого достаточно, чтобы решить некоторые задания устно.
2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу.
3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. Даю памятку с формулами и основными понятиями.
4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме on-line. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме с подписью самого учащегося и с ознакомлением его родителей.
5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ГИА предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию таким же образом.
6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Иногда, хороший результат получается, когда инсценирую тупик в процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл тупиковый вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
7. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий. Здесь стараюсь использовать опыт работы экспертом по проверке заданий ГИА по математике.
Уже с пятого класса ввожу в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараюсь по одной и той же теме подобрать огромное количество вариантов различных заданий, чтобы ученики привыкали к этому разнообразию. Особенно сложно проходит привыкание к таким заданиям на геометрии, где всегда есть чёткая схема решения любой задачи: дано, найти или доказать, чертёж, решение или доказательство, ответ. Из этой схемы при подготовке к ОГЭ приходится учить ребят исключать разные элементы, чтобы они могли решить, например, задачу, где нужен только чертёж и ответ.
С седьмого класса договариваюсь с учителем физики, с которым работаю совместно на параллели классов, чтобы выражение из формул того или иного элемента мы объясняли в едином ключе, вместе включали в вопросы зачётов, проверочных формулы из 20 задания ОГЭ.
Начиная с восьмого класса, включаю почти в каждый урок в разной форме 10 минут подготовки к экзамену.
В 9 классе на элективном курсе Подготовка к ОГЭ по математике провожу диагностические работы, причем на выполнение всей работы отвожу 45 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно исправить двойку, для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание. Со временем учащиеся перестают бояться двоек, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановку на уроке стараюсь поддерживать доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме теста скорости, то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.
Ежегодно прихожу на родительские собрания, информирую их об изменениях в системе государственной итоговой аттестации, знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию Министерства образования РФ по проблемам ГИА; характеризую структуру контрольно- измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик; раздаю памятки, подготавливаю буклеты, общаюсь через систему виртуальная школа, подчёркиваю важность психологической устойчивости к экзаменам, прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников, объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны родителей подготовки учеников к урокам. На родительских собраниях показываю лучшие тетради Для подготовки к ОГЭ по математике, папки с заданиями к ОГЭ.
Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. По-моему мнению, усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях.
Литература.
1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015. 386 с.
2.Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-Пресс, 2012. 178 с.
3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2012. 112 с.
4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование, 2016. 80 с.