Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Система подготовки учащихся к ГИА" | Мой кабинет. Работа №349313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема, которую надо решить каждому учителю, целенаправленно готовящему своих учеников к сдаче ОГЭ - это предупредить затруднения при сдаче экзамена. Для этого надо грамотно организовать учебно-познавательную деятельность выпускника. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов ОГЭ.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ОГЭ по  биологии?

Стараюсь  учитывать, что наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ОГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса учебных предметов, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по ним.

Система подготовки учащихся к ГИА

 

Проблема, которую надо решить каждому учителю, целенаправленно готовящему своих учеников к сдаче ОГЭ - это предупредить затруднения при сдаче экзамена. Для этого надо грамотно организовать учебно-познавательную деятельность выпускника. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов ОГЭ.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ОГЭ по  биологии и географии?

Стараюсь учитывать, что наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ОГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса учебных предметов, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по ним.

Лучше вести подготовку по блокам, с пробным тестированием по блокам для конкретных школьников.

Например, считаю, что с учащимися, имеющими хорошую базу знаний, подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология — наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»,

Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», или «Зоология» или предварять повторением цитологии. Так как для подготовки учащихся к ОГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень, то основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями,

понятиями и фактами.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ?

В 5-6 классах, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы тестовых  заданий, по определению правильного ответа их двух или трех ответов. В использовании тестовых заданий большим подспорьем являются рабочие тетради на печатной основе, где в конце каждого раздела помещена рубрика «Тренировочные задания», вопросы которой составлены по форме и с учетом требований ЕГЭ.

Во втором полугодии 6 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие». К примеру, при изучении темы «Систематика растений»,

Растения семейства бобовых 
1) имеют плоды ягода или коробочка; 
2) существуют только в виде травянистых форм; 
3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника; 
4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями. 
Затем ввожу тесты на определение последовательности: 
Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма. 
А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет 
Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами 
В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение 
Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка 
Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника 

 

 

 

Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений.

Поэтому я учу выполнять подобные задания следующим образом:

 - сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений;

- остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по следующим критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы. 

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

  

 

В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести»:

У собак, кошек и других млекопитающих

 

 

А также задания «Вставь пропущенное слово»:

Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины,  следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту. 

Выполняя задание, направленное на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений, объединенных одной темой, учащийся должен помнить, что в каждом ошибочном предложении сделана только одна ошибка.

 

 

Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала.

Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

В 6-7 классах учащиеся легко справляются с рисуночными заданиями на узнавание биологических объектов, приближенными к уровню первой части   КИМов:  

Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1) Голосеменные

2) Покрытосеменные

3)Плауновидные

4)Моховидные

 Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе). Очень важно научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор.

При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная.  

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 классе провожу ее по нескольким направлениям.

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ.

1.Первое направление - это внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу

В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

2. Второе направление - это работа на уроках.

При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ОГЭ. 3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями.

В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, рекомендованные ФИПИ.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса я использую следующие различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов, которые также рекомендую обучающимся:

- сайт учителя Пелепенко;

- сайт Незнайка (тренажер);

- сайт Решу ЕГЭ;

- сайт bio fag.

Наиболее удобны, на мой взгляд, тесты сайта ФИПИ www.fipi.ru, которые наиболее полно проверяют весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки).

ГИА по географии имеет ряд своих специфических особенностей. Основная задача ГИА по географии - оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Поскольку количество времени ограничено, наиболее оптимальной формой занятий является сочетание теоретического материала с выполнением тестовых и практических заданий.

При проведении занятия стараюсь использовать самые разнообразные формы и методы:

- проведение консультаций;

- самостоятельная работа;

- работа с картой;

- использование тестов типа ОГЭ;

- использование творческих заданий;

- анализ схем, диаграмм, рисунков.

Стараюсь сделать выборку тех «проблемных» заданий, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, и при этом обеспечить качественную теоретическую подготовку. При этом ученик должен сам искать причинно-следственные связи, например, в заданиях по теме «Факторы размещения производств».

На данном уроке прежде всего главной задачей учителя является связать теоретический материал с тестовыми заданиями. Все начинается с постановки цели и образовательных задач.

На таких уроках можно развивать два направления, прежде всего закреплять ранее изученный материал, и приступать к изучению нового материала ссылаясь постоянно на тестовые задания, либо изучать новый материал и закреплять основы. На уроке лучше рассматривать яркие примеры, доступные для восприятия каждому ученику.

Для успешной работы на ГИА учащиеся должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках географии.

Например, при изучении темы «Машиностроение» в 9 классе использую различные типы тестовых заданий: с выбором одного верного ответа и тесты соответствия.

Укажите верное сочетание «город – машиностроения»:

а – Челябинск – автомобилестроение

б – Ижевск – производство тракторов

в – Мурманск – авиастроение

г – Энгельс – производство троллейбусов.

Установите соответствие.

1.Выпуск предприятием А - Кооперирование

определенной продукции. Б - Наукоемкость

2.Совместное изготовление В - Специализация

предприятиями определенной

продукции.

3.Ведущий фактор размещения

для машиностроения.

Однако при этом надо помнить, что тесты – только одна из возможных форм контроля знаний, умений, навыков, имеющая при всех своих достоинствах и существенные недостатки. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счёт угадывания, при их использовании не развивается устная и письменная речь ученика. Чтобы уменьшить влияние этих недостатков, использую такой приём работы с тестами, как «Ответ с комментариями». Учащийся, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, даёт мотивировку своего выбора. Когда тест включает несколько заданий, комментирование каждого из них может потребовать слишком много времени. Поэтому учащийся может получить указание дать комментарий только к одному, определённому заданию. При устной фронтальной работе, каждый учащийся комментирует своё задание, и в классе последовательно прозвучат комментарии ко всему тесту, что поможет слабым ученикам лучше ориентироваться в изучаемой теме. Этот метод может быть использован и в парной работе, при этом учащиеся поочерёдно аргументируют ответы на вопросы теста своему партнёру. При групповой работе учащиеся получают тест, самостоятельно распределяют вопросы теста между членами группы, каждый ученик самостоятельно готовит ответы на свои вопросы теста. Сильные ученики, справившись со своими вопросами, помогают более слабым товарищам найти нужный ответ и его аргументировать. Затем все вопросы теста обсуждается в группе с тем, чтобы каждый ученик мог аргументировать ответ на любой вопрос.

Разумеется, подготовка к ГИА не должна сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала желательно проводить при помощи опорных схем, выполненных в бумажном варианте и/или в виде интерактивного плаката-презентации. Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажёры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×