Система работы хореографа над созданием хореографического образа | Логинская Анастасия Сергеевна . Работа №341847
«Задача любого художника – поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера – воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления или человека добиться обобщенного художественного отражения действительности – создать художественный образ», отмечает И.В. Смирнов.
Система работы хореографа над созданием хореографического образа.
В художественном творчестве образ – это явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни. Составляющими образа являются множества органически слагаемых свойств и особенностей. К ним относятся социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей.
«Задача любого художника – поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера – воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления или человека добиться обобщенного художественного отражения действительности – создать художественный образ», отмечает И.В. Смирнов.
Смысл понятия «хореография» за последние годы стал значительно шире и в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца. Это и профессиональный классический балет, и народные танцы, и бальные , и современные – всё это называется хореографией. Художественный образ в данном виде искусства создается с помощью условных выразительных движений. Хореография сформулировала целую систему специфических приемов и средств, свой художественно-выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально-ритмических движений.
Хореографический образ имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу его составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.
Основа хореографического образа – текст, сочиненный балетмейстером. Но в воспроизведении исполнителей этот текст получает ту или иную интерпретацию, которая может обогащать и усугублять или, наоборот, объединять и искажать образ, созданный балетмейстером. Исполнительское творчество активно и танцовщик воссоздает не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец свое понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность. Вместе с тем хореографический образ, создаваемый артистом балета или другим любым исполнителем, не произволен. Он существует как раскрытие балетмейстерского замысла, воплощенного в рисунке и лексике танца.
Процесс создания образа начинается с интереса к нему, с изучением материалов. Для раскрытия хореографического образа балетмейстер должен в совершенстве владеть технологией, уметь пользоваться общими хореографическими приёмами и своими частными. Художественные приёмы помогают раскрыть выразительную природу танцевального образа.
Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла номера. Образ в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками. Всё должно быть в гармонии взаимодействия и ни одна сторона не должна доминировать за счёт другой.
Этапы работы над хореографическим образом:
1.Выбор выразительных средств-поиск внешней формы, характеры, темперамент и т.д. в общем каждый исполнитель должен выполнять свою сценическую задачу.
2.Способы комбинирования-хореографический образ рождается как сплав выразительных элементов, приёмов и средств (желательно использовать приёмы контрастности).
3.Поиск композиционного решения- (основа хореографического образа- это текст сочинённый балетмейстером).
4.Поиск единого стиля.
5.Использования различных художественных и хореографических приёмов.