Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система работы над ошибками как средство повышения учебной мотивации младших школьников | Тарлыкова Елена Витальевна. Работа №345013. Номер работы: №345013

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации системы работы над ошибками как важному аспекту повышения учебной мотивации младших школьников. Рассматривается влияние корректного анализа ошибок на формирование позитивного отношения к учебе, развитие самооценки и уверенности в своих силах. Описаны эффективные методы работы с ошибками, способствующие мотивации учеников к дальнейшему обучению и самостоятельной корректировке своих действий.

Ключевые слова: ошибки, учебная мотивация, младшие школьники, система работы, самооценка, учебная деятельность.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Тарлыкова Елена Витальевна, учитель

МБОУ СШ №63 г. Липецка

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации системы работы над ошибками как важному аспекту повышения учебной мотивации младших школьников. Рассматривается влияние корректного анализа ошибок на формирование позитивного отношения к учебе, развитие самооценки и уверенности в своих силах. Описаны эффективные методы работы с ошибками, способствующие мотивации учеников к дальнейшему обучению и самостоятельной корректировке своих действий.

Ключевые слова: ошибки, учебная мотивация, младшие школьники, система работы, самооценка, учебная деятельность.

 

Ошибки являются неотъемлемой частью учебного процесса, особенно в младших классах, когда дети только начинают осваивать основы школьных дисциплин. Важно, чтобы ошибки не воспринимались учениками как неудачи, демотивирующие их, а рассматривались как часть процесса обучения, дающая возможность для роста. Правильная система работы над ошибками может стать мощным инструментом повышения учебной мотивации младших школьников, помогая им развивать уверенность в своих силах, а также формировать навыки анализа и самокоррекции.

Основной задачей учителя в работе над ошибками является создание благоприятной атмосферы, в которой учащиеся не боятся совершать ошибки и воспринимают их как шаг к лучшему пониманию учебного материала. Когда ребенок сталкивается с ошибкой, его реакция может быть различной: кто-то теряет мотивацию к обучению, кто-то наоборот стремится исправить недочеты. Важно, чтобы учитель направлял процесс анализа ошибок так, чтобы ребенок понимал их причины и осознавал пути их исправления, что способствует формированию положительного отношения к учебному процессу.

Корректная работа над ошибками формирует у младших школьников навык критического мышления и самооценки. Вместо того чтобы просто исправлять ошибки за ученика, учитель должен помочь ребенку понять, в чем заключался промах, и предложить различные способы его исправления. Такой подход способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развивает умение саморефлексии, что является ключевым навыком для дальнейшего учебного и личностного роста. Важно, чтобы школьник не чувствовал себя наказанным за свои ошибки, а воспринимал их как естественную часть обучения.

Одним из важных аспектов работы над ошибками является вовлечение ученика в процесс анализа своих действий. Учителю следует поощрять детей к самостоятельному поиску ошибок и их корректировке. Например, после выполнения задания можно предложить ребенку самому проверить свою работу или обсудить с одноклассником возможные неточности. Такой подход развивает у школьников ответственность за свои учебные достижения и повышает уровень учебной мотивации, так как ребенок видит свои успехи и осознает, что ошибки можно исправить, а результаты улучшить.

Систематическая работа над ошибками способствует постепенному снижению уровня тревожности у младших школьников. Многим детям свойственно бояться делать ошибки, особенно если они регулярно сталкиваются с критикой или низкими оценками. Для преодоления этого страха необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой ошибки воспринимаются как неотъемлемая часть учебного процесса. Учитель может использовать мягкие формы обратной связи, направленные на поддержание уверенности ученика и поощрение его за попытки справиться с трудностями.

Важным элементом системы работы над ошибками является формирование у школьников привычки к самопроверке и самостоятельному анализу своей деятельности. Регулярная работа с ошибками помогает детям лучше понимать свои слабые и сильные стороны, что мотивирует их к постоянному самосовершенствованию. Например, учитель может вводить задания, которые включают этап самооценки, где ученики сначала самостоятельно проверяют свои работы, а затем обсуждают их с учителем. Это помогает детям развивать навыки самоконтроля и критической оценки собственных результатов.

Помимо учебных навыков, система работы над ошибками развивает у младших школьников позитивное отношение к самим себе и уверенность в своих силах. Если учитель акцентирует внимание не на самих ошибках, а на их исправлении, то дети начинают воспринимать свои неудачи не как личные поражения, а как возможность для улучшения. Это способствует формированию у них позитивной самооценки и уверенности в том, что они способны преодолевать трудности и достигать успеха в обучении.

Для эффективной работы над ошибками важно, чтобы учитель подбирал задания и упражнения, соответствующие уровню развития детей, а также давал им время для самостоятельного анализа и исправления своих ошибок. Например, при работе с письменными заданиями можно использовать пошаговую систему проверки: сначала дети проверяют свои работы по определенному критерию (например, правильность написания слов), затем переходят к следующему этапу (пунктуация и орфография). Такой подход позволяет детям лучше усваивать материал и учиться на своих ошибках.

Таким образом, система работы над ошибками является важным средством повышения учебной мотивации младших школьников. Этот процесс требует систематического подхода со стороны учителя, который включает создание благоприятной учебной среды, развитие навыков самоконтроля и самостоятельной работы над ошибками. Благодаря правильной организации процесса анализа ошибок дети не только лучше осваивают учебный материал, но и развивают уверенность в своих силах, критическое мышление и позитивное отношение к обучению.

В заключение, работа над ошибками может стать неотъемлемой частью учебного процесса, направленной на повышение мотивации младших школьников. Вовлечение учеников в процесс анализа и коррекции своих действий помогает формировать у них навыки самооценки и саморефлексии, что способствует лучшему усвоению знаний и развитию уверенности в своих силах. Учитель, организуя систему работы с ошибками, создает условия для успешного обучения и личностного роста каждого ребенка.

 

Список литературы

1. Волобуева Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника / Е. В. Волобуева // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 111-115.

2. Сотникова И. А. Работа над ошибками / И. А. Сотникова, Т. И. Тяжлова, Г. Н. Сумарокова // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 58-60.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×