Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система работы над ошибками как средство повышения учебной мотивации младших школьников | Лобацевич Роман Сергеевич. Работа №346248. Номер работы: №346248

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы работы над ошибками как средство повышения учебной мотивации младших школьников. Описаны подходы, направленные на создание положительного отношения к ошибкам как части процесса обучения, использование анализа ошибок для развития критического мышления и самостоятельности. Приведены примеры упражнений и заданий, которые способствуют повышению интереса к учебной деятельности и развивают у школьников ответственность за свои достижения.

Ключевые слова: работа над ошибками, учебная мотивация, младшие школьники, критическое мышление, самооценка, рефлексия.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Лобацевич Роман Сергеевич, учитель начальных классов

ГБОУ ЦРО №7, Московская область, г.о Истра

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы работы над ошибками как средство повышения учебной мотивации младших школьников. Описаны подходы, направленные на создание положительного отношения к ошибкам как части процесса обучения, использование анализа ошибок для развития критического мышления и самостоятельности. Приведены примеры упражнений и заданий, которые способствуют повышению интереса к учебной деятельности и развивают у школьников ответственность за свои достижения.

Ключевые слова: работа над ошибками, учебная мотивация, младшие школьники, критическое мышление, самооценка, рефлексия.

 

Ошибки — неотъемлемая часть процесса обучения, и важно, чтобы младшие школьники воспринимали их как возможность для роста и развития. Система работы над ошибками может стать эффективным инструментом для повышения учебной мотивации, если организована таким образом, чтобы ошибки воспринимались не как провалы, а как шаги к успеху. Важно помочь детям развить положительное отношение к ошибкам и использовать их как стимул для самосовершенствования.

Позитивное отношение к ошибкам — это первый шаг к созданию системы работы над ошибками, которая способствует учебной мотивации. Учителю важно показывать, что ошибки — это естественная часть процесса обучения, и они помогают лучше понять материал. Например, после выполнения контрольной работы учитель может предложить учащимся разобрать ошибки не для наказания, а для того, чтобы улучшить результаты и понять, где они допустили неточности. Такое отношение помогает снять страх перед ошибками и способствует более открытой учебной атмосфере.

Анализ ошибок как инструмент развития критического мышления. Важно, чтобы ученики не просто исправляли ошибки, но и учились анализировать их причины. Учитель может предложить детям самостоятельно выявлять, почему была допущена та или иная ошибка, и как можно было бы её избежать. Например, если ученик неправильно решил задачу по математике, можно предложить ему разобрать последовательность шагов и найти тот момент, где была допущена ошибка. Такой подход развивает у школьников критическое мышление и помогает лучше усваивать материал.

Работа над ошибками в форме диалога. Учитель может организовывать обсуждения, где учащиеся совместно анализируют ошибки и ищут пути их исправления. Важно, чтобы обсуждения проходили в атмосфере поддержки и сотрудничества. Например, после выполнения письменной работы можно обсудить типичные ошибки в группе, предложив ученикам вместе найти правильные решения. Это учит детей работать в команде, принимать критику и понимать, что ошибки — это возможность для совместного обучения.

Самостоятельная работа над ошибками — это важный элемент системы, который способствует развитию ответственности за собственные успехи. Учитель может предложить школьникам самостоятельно исправлять ошибки, дав им для этого необходимые инструменты: тетради для работы над ошибками, алгоритмы действий и примеры. Например, после выполнения диктанта учащиеся могут записывать свои ошибки в специальную тетрадь, анализировать их и исправлять с пояснением, почему была допущена ошибка. Такой метод развивает у детей способность к самоанализу и учит их быть ответственными за свои результаты.

Рефлексия и оценка прогресса также играют важную роль в системе работы над ошибками. Учитель может предложить ученикам регулярно оценивать свой прогресс, сравнивать свои работы на разных этапах обучения и видеть, как они справляются с трудностями. Например, можно организовать обсуждение, где учащиеся рассказывают о том, какие ошибки они допустили на начальном этапе и как смогли их преодолеть со временем. Это помогает детям видеть свои успехи и стимулирует их к дальнейшему развитию.

Использование игровых методов для работы над ошибками может значительно повысить интерес детей к процессу обучения. Учитель может предложить различные игры и задания, где исправление ошибок становится увлекательной задачей. Например, можно организовать «ошибочный турнир», где учащиеся соревнуются, кто лучше и быстрее исправит ошибки в тексте или задаче. Это помогает снять напряжение, связанное с ошибками, и превращает их исправление в творческий и мотивирующий процесс.

Поощрение за работу над ошибками также является важным элементом повышения мотивации. Учителю важно хвалить не только за правильные ответы, но и за усилия, которые ученики прилагают для исправления ошибок. Например, можно организовать систему поощрений, где ученики получают баллы или наклейки за качественную работу над своими ошибками. Это стимулирует детей к тому, чтобы воспринимать ошибки как часть пути к успеху и учиться на своих промахах.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что система работы над ошибками, построенная на позитивном отношении, самостоятельной рефлексии, поддержке и поощрении, способствует не только устранению недочетов в учебной деятельности, но и повышению учебной мотивации младших школьников. Анализ ошибок, самостоятельная работа над ними и рефлексия помогают учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, развивают критическое мышление и ответственность за свои достижения, что ведет к повышению интереса к учебе и более глубокому освоению материала.

 

 

Список литературы

Мокрополова

, И. Ю. Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка / И. Ю.

Мокрополова

. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 175-179.

Рулева, С. Г. Как работать над ошибками в начальной школе / С. Г. Рулева, Д. Д. Сергалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 828-830.

Сотникова И. А. Работа над ошибками / И. А. Сотникова, Т. И. Тяжлова, Г. Н. Сумарокова // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 58-60.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×