«Система работы педагогического работника по использованию новых образовательных технологий и совершенствование методов обучения» | Зайцев Владимир Александрович . Работа №349314
Статья
Тема: «Система работы педагогического работника по продуктивному использованию новых образовательных технологий и совершенствование методов обучения и воспитания.
Автор: тренер по греко-римской борьбе II категории,
Мастер спорта Международного класса
Зайцев Владимир Александрович.
ОГКУ ДО СШОР «Спарта»,г.Иркутск
г.Иркутск
Греко-римская борьба (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе, в отличие от вольной, запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками
Греко-римская борьба - это тот вид спорта, в результате занятий развиваются такие качества, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, умение мгновенно ориентироваться и перестраивается на новый заданный темп в трудной сложной обстановке.
Классическая борьба позволяет воспитывать у спортсменов уверенность в своих силах, настойчивость, упорство, закаляет волю и характер. В последнее время наши соперники значительно повысили качество подготовки спортивных резервов. Это, безусловно, привело к еще большему обострению соперничества на большой арене.
Вопрос о повышении результатов в соревновании находится в тесной взаимосвязи с оптимизацией средств и методов тренировочного процесса. В теории и практике спортивной борьбы не все вопросы изучены равнозначно.
Исходя из требований соревновательной деятельности и тенденций развития спортивной борьбы, в тренировочном процессе должны вноситься коррективы в физическую, техническую, тактическую, психологическую, интеллектуальную, общую и специальную выносливость, при подготовки будущих мастеров ковра.
В системе подготовки юных спортсменов одним из важных перспективных направление в методике тренировки является развитие выносливости, а также обоснование средств и методов её развития .
Развития у юных спортсменов греко-римского стиля выносливости необходимо также как и в других видах спорта. В одном виде спорта развитие выносливости и физическая подготовка непосредственно определяет результат, в другом она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.)
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут служить ориентиром для тренера в подборе средств и методов подготовки юных спортсменов греко-римского стиля, а также при составлении документов в планировании.
Я выявил наиболее информативные тесты для контроля физической подготовленности и спортивно-технические показатели технико- тактического мастерства борцов. Все это позволяет эффективно применять на практике разработанную систему педагогического руководства спортивной подготовки юных борцов греко-римского стиля.
Средства и методы физической подготовки юных спортсменов
Важнейшее место в системе подготовки юных спортсменов различных видов спорта, в том числе и в борьбе, отводится совершенствованию физической подготовленности спортсменов.
Основными средствами физической подготовки спортсменов являются физические упражнения, которые условно можно разделить на две группы:
1. ОФП(основная физическая подготовка) ;
2. СФП. (специальная физическая подготовка).
Техника в классической борьбе стойка бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику — правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая — для защиты. Ноги хотя и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.
Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым. В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия — перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом).
Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого — это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».
Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо исамбо, применяются на теле, что требует большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.
Греко-римская борьба является видом спорта с переменным режимом работы организма спортсменов, а это важно учитывать при организации общей и специальной физической подготовки юных спортсменов.
Основными задачами ОФП (основная физическая подготовка) являются:
1. развитие физических качеств;
2. обеспечение всестороннего физического развития человека;
3.повышение уровня функциональных возможностей организма :
4.совершенствование двигательных навыков и умений.
Специальная физическая подготовка (СФП)подразумевает избирательное развитие
В связи с этим, в процессе специальной физической подготовки решаются две основные задачи:
1) повышение функциональных возможностей организма спортсмена;
2) активизация морфофункциональных перестроек в организме, что в итоге способствует повышению адаптационных возможностей организма к конкретному виду спортивной деятельности.
В качестве средств общей физической подготовки борцов применяю:
• общеразвивающие упражнения;
• акробатические упражнения;
• кроссовый бег умеренной интенсивности;
• бег на лыжах умеренной интенсивности; • плавание:
• подвижные и спортивные игры;
• неспецифические силовые упражнения без отягощении; упражнения с отягощениями, с партнером, с предметами и на снарядах;изометрические упражнения.
.
К средствам специальной физической подготовки относят упражнения, которые:
Специфические - различные формы выполнения основного соревновательного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;
специализированные - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма;
неспецифические - формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении.
усилий предназначен для развития максимальной и взрывной силы без существенного увеличения объема мышц..
Особенность метода - высокая интенсивность работы при малом объеме тренировочной нагрузки.
Вариант (основной) - 2-3 движения с весом 90-95% от максимального с обязательным расслаблением мышц между движениями. В тренировочном сеансе используются 2-4 подхода с паузой отдыха 4-6 мин.Периодически (один раз в 2-3 недели на этапе углубленной физической подготовки и один раз в 1-2 недели при предстоящем соревновательном этапе)
2. Повторно-серийный метод ориентирован главным образом на развитие и фиксирование (закрепление) морфологических перестроек в организме, обеспечивающих перевод его функциональных возможностей в том или ином режиме мышечной деятельности на новый, более высокий уровень. Основным тренирующим фактором служит работа, выполняемая на несколько меньшей интенсивности усилий, чем в предыдущем методе.
3. Интервальный метод Выполнение упражнений со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Можно также охарактеризовать как контрольный метод тренировки. Выполнение упражнения с целью контроля над уровнем подготовленности спортсмена, используется для развития локальной мышечной выносливости за счет повышения емкости источников энергообеспечения. Тренировка по этому методу направлена на повышение функциональных возможностей сердца, так как физиологической основой метода является увеличение ударного объема сердца во время пауз отдыха относительно напряженной работы.
При интервальной тренировке с целью совершенствования аэробной выносливости соблюдался ряд методических требований. Продолжительность работы следует планировать в пределах 1—3 мин. Интенсивность работы способствовала росту ЧСС до 170—180 уд/мин к концу упражнения. Длительность отдыха, снижающаяся ЧСС до 120—-130 уд/мин (обычно составляет 45—90 с.)- Отдых - активный, либо пассивный. Общее число повторений упражнений колебался от 10-20 до 20-30.
Преимущество интервального метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать нагрузки.
4. Комплексный метод предусматривает одномоментное, в рамках одного тренировочного сеанса, использование средств, с различной направленностью тренирующего воздействия. Тем самым, во-первых, достигается его контрастность, что повышает функциональную восприимчивость организма, и, во вторых, используется феномен положительного последействия предыдущей работы для повышения эффективности последующей.
5.Медикобиологических методов. Одним из наиболее доступных и широко распространенных методов контроля подготовленности спортсменов является метод педагогических тестирований, использование которого позволяет выявить уровень развития двигательных качеств и динамику специальной работоспособности спортсменов
6.Стандартный непрерывный метод развивает выносливость, повышение экономичности движений, развитие волевых качеств. Тренировочные упражнения (бег, броски, передвижения) длятся от 10 до 30 мин, а ЧСС при данной интенсивности работы находится в пределах 130 -170 уд/мин. Такой режим выполнения упражнений обеспечивает высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления кислорода. При использовании этого режима необходимо учитывать то, что у слабо подготовленных спортсменов длительность работы не должна превышать 10-30 минут [25].
Преимущество данного метода заключается в том, что он легко позволяет дозировать нагрузку. Мало интенсивный характер работы дает возможность относительно быстро увеличить объем нагрузки, постепенно доводить его до максимума, а затем удерживать его на этом уровне.
7.Метод развития анаэробной (специальной) выносливости.
Для повышения алактатных возможностей организма
(скоростной выносливости) используется интервальный метод.
В экспериментальной группе при развитии специальной выносливости нагрузки были направлены на повышение лактатных возможностей организма (скоростно-силовой выносливости) используются интервальный и переменный методы. Так как данный вид выносливости является наиболее важным в борьбе. Параметры нагрузки во время использования интервального метода были следующими:
• интенсивность работы 80-95%;
• длительность работы при выполнении одного
упражнения от 30 секунд до 2 минут;
• число повторений упражнений - 3-4 в одной серии;
• отдых между повторениями 10-45 секунд;
• количество серий в одном занятии 2-5 раз;
отдых между сериями до 15-20 мин. Отдых - активный заполняется мало интенсивными движениями
8.Переменный метод
Также использовался в экспериментальной группе, который характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижений, темпа, величины усилий, изменение техники движений и т.д. В данном случае использовался один из вариантов, который можно отнести к переменному методу.
Бег, продолжительностью 4-5 минуты с переменным режимом работы, (резкие ускорения с плавным переходом в легкий бег) который в какой-то степени моделирует возможный темп соревновательных поединков . Данное время предопределено формулой поединков в греко-римской борьбе (два периода по две минуты с тридцатисекундным отдыхом между ними
9.Метод развития соревновательной выносливости.
- Транзитивный метод
Одним из методов, используемый в экспериментальной группе был транзитивный метод. В данном случае осуществлялось следующее.
1. Использование эффекта дискретных нагрузок,продолжительность каждой из которых короче соревновательного упражнения, но в сумме значительно превышает её.
2. Использование упражнений более продолжительных,чем соревновательное действие. Интенсивность при этом уменьшалась, но не выходила за рамки смежной зоны. Например, во время проведения поединков применялись следующие режимы нагрузок: время проведения схваток в 1,52 раза были больше соревновательных, количество поединков 5-6, интервалы отдыха между схватками 8-10 минут, отдых должен позволять сохранить заданную скорость проведения приемов и комбинаций. В процессе использования данного варианта транзитивных методов мы стремились приблизить интенсивность выполнения упражнения к соревновательным при большем объёме.
10.Соревновательный метод позволяет:
• Стимулировать максимальное проявление двигательныхспособностей и выявлять уровень их развития.
• Выявлять и оценивать качество владения двигательнымидействиями.
• Обеспечивать максимальную физическую нагрузку.
• Содействовать воспитанию волевых качеств.
Все эти приёмы в сочетании с регулярным участием в официальных соревнованиях эффективно воздействуют на повышение уровня специальной соревновательной выносливости.
Внутригрупповой анализ показателей выносливости в контрольной и экспериментальной группах до и после педагогического эксперимента
При изучении средне групповых показателей выносливости на двух этапах исследования в экспериментальной группе было выявлено достоверное улучшение в экспериментальной группе в трех контрольных тестах: броски чучела за 1 минуту, коэффициент общей и специальной выносливости (р0,
01
Броски чучела за одну минуты (кол-во раз)
24,2+
1,8
24,7+2,
3
>0,
05
Коэффициент общей выносливости
126,3+1,99
124,2+1
,99
>0,
01
Коэффициент специальной выносливости
20,3+
0,8
20,0+1,
0
>0,
05
Показатели выносливости в экспериментальной группе в процессе
педагогического эксперимента (x+m)
Таблица 2
Тестовое упражнение
До эксперимен та
После эксперимент а
р
Бег 1500 м(мин)
6,35+0,
04
5,8+0,0
4
05
>0,
Броски чучела за одну минуты (кол-во раз)
23,86+
0,3
26,7+1,
32
01
0,05
Коэффициент специальной выносливости
20,3
0,8
21,1
1,1
>0,05
Примечание: x - средняя величина показателя; m стандартная ошибка; р - достоверность различий.
Как видно из таблицы, в начале эксперимента достоверных различий между группами не обнаружено ни в одном из показателей. Это говорит о том, что спортсмены обеих групп были примерно одинаковыми по уровню физической подготовленности.
В результате формирующего педагогического эксперимента у юных спортсменов греко-римского стиля в группах произошли определенные изменения по показателям, характеризующим уровень развития выносливости (табл. 4)
Сравнение показателей выносливости подготовленности двух групп юных спортсменов после эксперимента
Таблица 4
Показатели подготовленности
Контрольна я (n=13)
Экспериментал ьная (n=13)
р
x
±m
x
±m
Бег 1500 м (мин)
6,23
0,09
5,8
0,04
>0,05
Броски чучела за одну минуты (кол-во раз)
24,7
2,3
26,7
1,32
475d3b42b32af09ee38a49613ab5f7c8.rar