Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся | Яковлева Татьяна Михайловна . Работа №266591
Автор: Яковлева Татьяна Михайловна
Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.
Методическая разработка на тему:
МОУ «СОШ №13 им.Ю.А.Гагарина» г. Магнитогорска
Педагог-библиотекарь
Яковлева Т.М.
Методическая разработка на тему:
«Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся».
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.
Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция.
Читательская компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так
определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе
определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями –
способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании
приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и
на электронных носителях).
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество
чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких
средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс
детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в
модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной,
общекультурной компетентности подрастающего поколения.
В моём классе всего 27 учеников. Если анализировать по скорости чтения то, 67% детей
читают выше нормы, 22% читают норму,11% -ниже нормы. Но проблема в том, что смысл
прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя
прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на
вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному
тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и
комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной
школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую
компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей
способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере
чтения и после прочтения книги.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой
взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших
классах.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в
модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной
школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую
компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей
способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере
чтения и после прочтения книги.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Данная проблема актуальна:
-снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать
устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
-уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы -
(3 часа) по литературному чтению и необходимостью формирования читательских
компетенций;
-наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской
литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы
только по школьной программе;
читательской компетенции учащихся».
-информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены
на другие информационные ресурсы (Интернет, медиа средства).
Наиболее ярко существующие противоречия наблюдаются в начальной школе. В
современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно
внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет
"Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Поэтому, я считаю, сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса"
Психологическая проблема
Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный
период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно- нравственной личности, возросло. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).
Цель: формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях новых
ФГОС.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования;
Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия,
способствующие формированию основ читательской компетенции младших
школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в
работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения:
Выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации
деятельности, системы специальных упражнений.
Развить увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством
использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной
деятельности.
Создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик-
учитель – родитель- библиотекарь.
Определить пути использования данного проекта в развитии личностного
роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной
конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные
задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Принципы реализации темы:
природосообразности
–
учета типологических
психологических особенностей детей 7-10 лет;
преемственности и перспективности,
подчеркивающий
пропедевтическое значение
чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и
реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;
интеграции теоретических сведений с деятельностью по их
практическому
применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование
значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;
интеграции обучения, развития и воспитания,
определяющий
необходимость
использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его
социальной культуры, а также соответствующих практических навыков; вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения.
В своей работе по формированию читательской компетенции учащихся я использую
ведущие идеи:
-деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф.
Талызина);
-идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших
школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
-теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А.
Леонтьев);
-теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников
(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
-методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его
развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника
(А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению
выступают образовательные технологии:
-личностно ориентированные
-развивающие
-деятельностно - ориентированные
-развивающие технологии критического мышления
-игровые технологии
-проблемного обучения
-дифференцированного обучения
На уроках литературного чтения, я считаю, ведущей должна быть технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание
предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений
учащихся содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через
текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности
(эмоции, воображение, художественные формы).
Технология групповой работы.
Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему мнению, удачно можно
использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых
произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.
Формы и виды работы с литературным произведением.
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые
ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое
мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они
получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках
ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая
материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример
учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение
словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение,
отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как
оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия
художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования.
В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву,
усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого
эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и
обстоятельства.
Большое внимание на уроках нужно уделять словарной работе, особенно при чтении
сложных текстов. Здесь возможны разнообразные приёмы толкования значения новых
слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с
синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего
выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов
объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в
толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения надо использовать
элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по
прочитанным произведениям. Использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
Формы и виды работы:
-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
-ведение и изучение читательских дневников;
-создание классной библиотеки;
-уроки читательского мастерства;
-презентации по творчеству писателей;
-для подготовки к урокам дополнительная литература;
-тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
-проблемно- поисковые ситуации;
- семейное чтение.
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:
-упражнения в орфоэпическом произношении;
-упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей);
-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты
Федоренко, жужжащее чтение);
-упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
-упражнения для развития осознанного чтения;
-упражнения для формирования правильности чтения;
-упражнения для развития беглого чтения;
упражнения для развития выразительного чтения.
Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках
литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах
урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического
мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).
В своей работе часто использую следующие приемы ТРКМ
Приемы активного чтения:
• Прием «Чтение с пометами»
• Прием «Толстые и тонкие вопросы»
• Прием «Чтение с остановками»
Приемы активизации ранее полученных знаний:
• Прием «Ассоциация»
• Прием «Ключевые слова»
• Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.
Приемы графической организации учебного материала:
• Прием «Составление кластера»
• Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы, требующие творчества учащихся:
• Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
• Прием «Цветопись»
• Прием «Пятиминутное эссе»
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
• Метод «Шесть шляп критического мышления
• Прием «Учебный мозговой штурм»
• Прием «Письмо по кругу»
Основные виды уроков литературного чтения
Уроки изучающего чтения:
урок – поиск
урок- наблюдение
урок-тренинг
урок- исследование
Уроки литературного слушания.
Библиотечные уроки.
Творческие уроки:
урок - сказка
урок- конкурс
Уроки проверки и контроля.
Учимся фиксировать информацию, полученную в ходе чтения с помощью картинок,
условных знаков или отдельных слов
Уметь читать – это видеть, слышать, то, что читаешь.
Предполагаемые результаты:
1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции школьников,
которая определяется умениями:
- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание
литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста,
нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-
тематических особенностей);
- правильного чтения (Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение
логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.);
- беглого чтения (с техническим показателем на конец учебного года);
- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов,
передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по
ролям).
2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения
к себе как к читателю.
3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации
школьников.
Развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах
чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.
Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в
соответствии с возрастом.
Успешность формирования прочных навыков чтения заключается в каждодневной
плодотворной работе учителя и ученика, в использовании традиционных упражнений,
приёмов и методов, а также внедрении развивающей системы обучения. Они помогут
развить у ребёнка полноценное, эмоциональное восприятие художественного
произведения, открыть секрет художественного слова, т.е. способствовать развитию
ребёнка, на что и нацеливает учителя программа 1-4 классов по литературному чтению.
Я планирую продолжить работу по данной теме с целью дальнейшего
совершенствования навыка чтения и читательских умений учащихся.
Используемая литература
1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к
чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.
2. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. / О.А.Кузнецов,
Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983. – 87с.
3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998. – 135с.
4. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.
5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический
словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004
6. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998. – 120 с.
7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.
8. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино
- 2006 - № 3(23), март – С.10-14.
9. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми
центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - С. 6-16