Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальных классов | Белова Галина Викторовна. Работа №222896

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белова Галина Викторовна
В данной работе представлен отчёт учителя по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов" Содержит описание этапов работы, упражнения, дидактические материалы, список использованной литературы

<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Office_Word1.docx>

 

 

 

Система работы по формированию

орфографической зоркости (1 - 4 класс)

Актуальность

Одной из самых важных задач обучения русскому языку учащихся начальных классов в современной школе является формирование орфографической грамотности - части общей языковой культуры. Умение грамотно писать обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Причин орфографических ошибок у младших школьников достаточно много, в том числе и «орфографическая слепота» - неумение “видеть”, распознавать орфограммы, то есть находить те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

Меня, как и многих учителей начальных классов, волнует вопрос «Как помочь детям научиться грамотно писать? Как развивать орфографическую зоркость учащихся в рамках урока?».

Изучив методическую литературу по теме и познакомившись с передовым педагогическим опытом, я разработала свою систему работы по формированию орфографической зоркости учащихся.

Собственно эта работа начинается ещё в период обучения грамоте. Первоклассники сначала узнают об «опасных» при письме местах, учатся находить их в словах, ставят перед собой орфографические вопросы, и только потом знакомятся с орфографическими правилами как способами нахождения ответов.

Этапы работы по формированию орфографической зоркости:

Подготовительный

Цель: становление осознанного отношения к письму, знакомство с признаками самой распространённой группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости.

Диагностический

Цель: анализ ошибок в работах учащихся, установление причин слабой успеваемости, выбор методов и приёмов для устранения наиболее типичных ошибок;

Методико – отборочный

Цель: апробирование приёмов и методов работы, анализ и обобщение накопленных фактов, коррекция, отслеживание результатов;

Тренировочный

Цель: активное внедрение выбранных методов и приёмов работы, коррекция, отслеживание результативности.

Итогово – диагностический

Цель: контроль результатов достижений учащихся, определение проблем на будущее. Анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформление результатов, транслирование опыта на заседании методического объединения.

Для реализации своей программы мною были подобраны, разработаны и опробованы в ежедневной практике различные виды деятельности. Некоторые формы и методы оказались неэффективными, недейственными, не давали положительных результатов, от их применения пришлось отказаться. В свою работу постоянно вносила коррективы, ориентируясь на результаты мониторинга. Ниже приведены основные виды работы, которые системно осуществлялись на уроках русского языка.

 

Упражнения для развития орфографической зоркости

 

Задачи

 

Виды работ

Дидактическое

сопровождение

1.Учебно-практические

задачи, направленные

на поиск способов

практического действия –

проверка орфограмм.

 

2.Мониторинг орфографической зоркости.

 

 

подготовительный

Фонетико – орфографический разбор: составление модели слова с обозначением «опасных мест»

Демонстрационные:

Карты, таблицы, схемы, иллюстрации, модели, презентации, видеоматериалы.

Дидактические игры.

 

Раздаточный м-л:

наборы карточек –тренажёров,

 

 

 

Печатание отдельных слов с «окошками» вместо «опасных мест»

 

 

 

Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм

 

 

 

Обучение элементам ежедневного списывания текста с использованием алгоритма действия;

 

 

 

Орфографическое и орфоэпическое чтение

 

 

 

Зрительные и зрительно-слуховые диктанты

 

 

 

Творческие задания

 

 

диагностический

«Орфографические минутки»

Демонстрационные:

Карты, таблицы, схемы, иллюстрации, модели, презентации, видеоматериалы.

Дидактические игры.

 

Раздаточный м-л:

наборы карточек с контрольными заданиями.

 

Методические материалы

Памятки, инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктант с орфографическим заданием

 

 

 

Списывание с орфографическим заданием

 

 

 

Письмо по памяти с использованием алгоритма действий

 

 

 

Работа над ошибками

 

 

 

Орфографические задания

 

 

 

Самопроверка

 

 

 

Задания поискового характера по заданной теме орфографической направленности

 

 

 

Звуко-буквенный анализ

 

 

 

Письмо «с окошками»

 

 

методико – отборочный

 

«Орфографические минутки»

Демонстрационные:

Карты, таблицы, схемы, иллюстрации, модели, презентации, видеоматериалы.

Дидактические игры.

 

Раздаточный м-л:

наборы карточек –тренажёров,

наборы карточек с контрольными заданиями, незаполненные таблицы, незавершенные схемы.

 

Методические материалы

Памятки, инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктанты

Предупредительные, объяснительные,

сигнальные,

словарные,

зрительные,

зрительно – слуховые ,

с орфографическим заданием

 

 

 

Письмо с орфографическим проговариванием

 

 

 

Письмо по памяти  с использованием алгоритма действий

 

 

 

Упражнения с элементами какографии

 

 

 

Орфографические тренажёры

 

 

 

Работа над ошибками с использованием алгоритма действий

 

 

 

Самопроверка и взаимопроверка работ(работа в парах, в группах)

 

 

 

Списывание с орфографическим заданием

 

 

 

Задания поискового характера по заданной теме орфографической направленности

 

 

 

Творческие задания

 

 

 

Звуко-буквенный анализ

 

 

 

Работа с деформированным текстом

 

 

 

Письмо «с окошками»

 

 

 

«Волшебные линеечки»

 

 

тренировочный

«Орфографические минутки»

Демонстрационные:

Карты, таблицы, схемы, иллюстрации, модели, презентации, видеоматериалы.

Дидактические игры.

 

Раздаточный м-л:

наборы карточек – тренажёров,

наборы карточек с контрольными заданиями, незаполненные таблицы, незавершенные схемы.

 

Методические материалы

Памятки, инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктанты

Предупредительные, объяснительные,

сигнальные,

словарные,

зрительные,

зрительно – слуховые,

с орфографическим заданием

 

 

 

Письмо с орфографическим проговариванием

 

 

 

Письмо по памяти  с использованием алгоритма действий

 

 

 

Упражнения с элементами какографии

 

 

 

Орфографические тренажёры

 

 

 

Работа над ошибками с использованием алгоритма действий

 

 

 

Самопроверка и взаимопроверка (работа в парах, в группах)

 

 

 

Задания поискового характера по заданной теме орфографической направленности

 

 

 

Составление орфографических диктантов по темам

 

 

 

Списывание с орфографическим заданием

 

 

 

Тренировочные тесты

 

 

 

Творческие задания

 

 

 

Звуко-буквенный анализ

 

 

 

Работа с деформированным текстом

 

 

 

Письмо «с окошками»

 

 

 

 

«Волшебные линеечки»

 

 

Итогово-диагностический

Контрольный диктант

с орфографическим заданием

Раздаточный м-л:

наборы карточек с контрольными заданиями, незаполненные таблицы, незавершенные схемы.

 

 

 

 

Словарные диктанты

 

 

 

Контрольное списывание с орфографическим заданием

 

 

 

Письмо по памяти

 

 

 

Работа над ошибками

 

 

 

Орфографические задания

 

 

 

 

Самопроверка, взаимопроверка (работа в парах, в группах)

 

 

 

Задания поискового характера по заданной теме орфографической направленности

 

 

 

Контрольные тесты

 

 

 

«Волшебные линеечки»

 

 

«Орфографические минутки»

Ежедневное списывание текста в течение 7 минут с обозначением всех изученных орфограмм, структурным делением слова на слоги, обозначением ударного слога, логических пауз для ритмичного чтения.

Творческие задания

Составление собственной (классной ) «Азбуки», инструкций, рецептов, памяток;

составление и решение орфографических кроссвордов, ребусов;

сочинение орфографических сказок, стихов, загадок, сценариев для классных праздников и т.д.

Например:

Страничка из классной орфографической «Азбуки»

( с выделением сильной и слабой позиций звука, обозначаемого буквами О)

О о

? !

Оля, облачко, октябрь,

Дождик, зонт, сапожки.

Кроет жёлтый листопад

Золотом дорожки.

 

Задания поискового характера по заданной теме орфографической направленности

Например:

Выпишите из текста слова с буквами непроизносимых согласных, объясните решение орфографической задачи (подберите проверочные слова), обозначьте орфограмму;

выпишите слова с буквами безударных гласных в корне, требующими (не требующими) проверки написания;

выпишите слова с буквами парных согласных в корне, требующими (не требующими) проверки написания;

выпишите слова в два (три, четыре) столбика по типу орфограмм;

укажите количество слов, написание которых требует (не требует) объяснения;

выпишите слова с буквой О (а,е,я) в корне;

найдите слова с орфограммой в первом (втором, третьем слоге);

 

 

«Орфографические тренажёры»

Выполнение заданий на карточках (индивидуально, в парах, в группах) с замером времени. Организовать работу можно по принципу «карусель».

Можно подобрать материал для отработки какой-то определённой орфограммы, нескольких орфограмм, для совершенствования поискового действия и т.д.

 

Упражнения с элементами какографии

Например:

- Зайчата написали Деду Морозу поздравление с Новым годом, но не решаются отправить, боятся, что допустили ошибки. Помоги исправить письмо.

 

(текст можно вывести на экран и организовать фронтальную работу, можно распечатать на карточках для индивидуальной (парной) работы. Все варианты хороши. Дети с удовольствием выполняют такие задания)

 

Здраствуй, Дет Марос!

Поздровляем тебя и снигурочку с Новым годом!

Буть здароф, жеви долго!

Зайчята.

Работа с деформированным текстом

Восстановление текста с изменением формы слов, подбором слов, подходящих по смыслу и т.д.

Например:

Замёл зимы в лес все дорожек. Стало звери холодный и голодный.

(слова, записанные на доске, являются проверочными для тех форм, в которые их необходимо трансформировать)

 

Виды диктантов

Предупредительные – все возможные орфограммы объясняются до написания диктанта;

объяснительные – объяснение написания осуществляется в ходе работы;

сигнальные (предупреждающие) – по ходу диктанта перед словом с орфограммой учитель подаёт сигнал (обычно звуковой – постукивание, хлопок, звоночек и т.д., предупреждая таким образом детей: «Внимание! Орфограмма!);

словарные – материал подбирается по различным критериям: по темам, по орфограммам, по значению, можно собрать слова из домашних (классных) работ и т;

зрительные («немые») – на основе зрительного восприятия с использованием карточек со словами;

картинные – на основе зрительного восприятия изображения;

зрительно-слуховые – сначала текст представляется учащимся зрительно для чтения, осмысления орфографического написания, затем изображение закрывается и дети пишут под диктовку учителя или, если позволяет объём материала, диктуют себе самостоятельно;

с орфографическим заданием(традиционный) – после написания текста детям предлагается выполнить различные орфографические задания.

 

Звуко-буквенный анализ

Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль — условия, которые необходимы для выработки грамотного письма. Слабоуспевающие ученики используют опорные схемы, таблицы, памятки.

 

Письмо «с окошками»

Учащиеся оставляют пропуски на месте букв, написание которых вызывают сомнения. После устранения затруднения в письме, проверки (объяснение, сличение с эталоном – словарём) «окошко» может быть заполнено.

Например: В л_су раздавался т_пор др_в_сека

 

Самоконтроль и самопроверка

Прочитывание написанного со структурным делением слова на слоги, обозначением ударного слога, обозначением «опасных мест». Осуществляется постоянно в ходе выполнении любых видов работы и в классе, и дома.

 

«Волшебные линеечки»

Осмысление и фиксирование собственных достижений на шкале оценивания – важный этап в формировании орфографической зоркости. Ребёнок должен осознавать уровень своей успешности, выделять проблемы на будущее. Способствует развитию критического мышления, пополнению ученического портфолио «Мои достижения».

 

Работа над ошибками

Работа выполняется систематически с использованием алгоритма действий, применением разнообразных дидактических материалов. Может быть организована в разных формах: коллективная, групповая, самостоятельная.

 

Использование дидактических материалов

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в обучении, поэтому использование наглядных материалов и моделирования оказывается чрезвычайно эффективным. Применение в ежедневной практике различных карт, таблиц, моделей, презентаций, видеоматериалов позволяет значительно повысить познавательную активность обучающихся, способствует полноценному усвоению материала.

Авторами программы «Гармония» разработан комплект наглядных пособий по русскому языку. Таблицы являются сборными, что важно для организации активной деятельности учащихся на всех этапах изучения материала: при знакомстве, закреплении, повторении, контроле. Такие материалы использую для фронтальной работы в классе.

Для организации индивидуальной работы постоянно применяю раздаточный материал (наборы карточек с заданиями, незаполненные таблицы, незавершённые схемы), который составляю (подбираю) сама с учётом потребностей и возможностей учащихся.

 

Дидактические игры

Включаю в уроки дидактические игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. В ходе игры дети учатся партнёрскому взаимодействию. Игры могут быть коллективными, групповыми, парными, индивидуальными. Очень полезны игры-соревнования. 

Дидактическая игра должна соответствовать содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока.

Обучающих игр большое разнообразие, несложно самостоятельно трансформировать учебное задание (упражнение) в игровую форму.

Например:

"Кузовок"
Необходимо собрать в кузовок слова по заданному критерию. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет.... Обычно игра начинается такими фразами: "Собираемся в лесок, наполняем кузовок!"; "Вот перед нами корзина, туда отправляется..." (картина, балерина, малина); "Вот коробка, смотрим, что там?" (лодка, бородка, сковородка); "Вот большой-большой пакет. Клади в него..." (табурет, билет, балет) и т.д.

Учащимся необходимо правильно написать слова на отдельных листочках. Можно усложнить задание – собирать подходящие слова из словаря или с определённой орфограммой. Впоследствии эти слова можно использовать для составления словарных диктантов.

 

«Помоги собрать»

На доске карточки с существительными на -ек, -ик. Дети по очереди выходят к доске и распределяют слова в нужную группу:

Диванч, сыноч.к, зайч.к, стаканч.к, држоч.к, цветоч.к и т.д.

 

Открываем чемоданчик

И кладём туда…(выбирают слова на ик)

 

Да и ящичек, друзья,

Мы наполним без труда (выбирают слова на ек)

Словесные цепочки
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

"Бухгалтер"
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква".Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

«Светофор» Ведущий показывает карточки со словами. Одни слова написаны правильно, в написании других допущены ошибки.  Ученики  показывают  красный  или зелёный сигнал (зелёный – правильно, красный – ошибка)

«Потеряшки» Буквы «заблудились». Надо вернуть буквы на свои места. На доске написаны слова с пропущенными буквами на месте орфограмм. Буквы – на карточках. Учащиеся вставляют нужные буквы в слова.

«Огоньки» 

На доске записано предложение. Детям надо «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

 

 «Скалолазы» 

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Три команды (по рядам) соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…                      бере ду     

лу…                          моро холо

бульдолё сапо..

 

Мониторинг формирования орфографической зоркости

Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету. Мониторинг успешности и качества знаний в области орфографии осуществлялся систематично и постоянно на протяжении периода обучения в начальной школе с 1 по 4 класс. Учащиеся выполняли контрольные задания по темам, по итогам четвертей, учебного года, ВПР. Отдельно отслеживались результаты по главным орфограммам письма – буквы безударных гласных (проверяемых и непроверяемых), парных согласных, непроизносимых согласных.

Анализ показал рост орфографической зоркости учащихся (для анализа по результатам итоговых контрольных работ выбиралась только область орфографии). В 2018/19 учебном году наш класс стал победителем школьного конкурса «Самый грамотный класс», проводимого в рамках недели русского языка.

 

Выводы

 

Формирование орфографических навыков находится в прямой зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. Успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

1) четкое планирование всей работы;

2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, моторные, слухоартикуляционные восприятия;

3) систематический, разносторонний характер работы;

4)дифференцированный подход;

5) постоянный контроль.

 

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

Проанализировав опыт работы по собственной методической теме, можно сделать вывод: проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты – умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

Отчёт по работе был представлен на заседании методического объединения учителей начальных классов и получил высокую оценку коллег. Считаю, что работа по методической теме имеет завершённый вид и может быть рекомендована к использованию.

 

Литература

1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - С.42.

2. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000. - С.35-62.

3. Двужилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов // Начальная школа. - 2010. - №4. - С.56-57.

4. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение. - 1992. - С.36.

5. Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа - 2008. - №10. - С.24-26.

6. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа - 2008. - №8. - С.67.

7. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий - М., 1995. - С.467.

8. Кузьменко Н.С. Наглядные пособия к урокам обучения грамоте и русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка» Пособие для учителя // Под ред. М.С.Соловейчик. - Смоленск.: Ассоциация 21 век. - 2005. - С.40.

9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990. - 307с.

10. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. - 2006. - №1. - С.53.

11. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя- Смоленск.: Ассоциация 21 век. - 2007. - С.128.

12. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа - 2009. - №2. - С.33-73

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×