Система работы по подготовке к ВПР по математике в 8 классе | Белоглазова Юлия Геннадьевна. Работа №353280
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и реализации системы подготовки восьмиклассников к выполнению всероссийских проверочных работ (ВПР) по математике. Автор анализирует основные подходы к планированию работы, учитывает специфику содержания проверочных заданий и предлагает стратегии формирования необходимых умений и навыков. Особое внимание уделяется формированию у учащихся мотивации к успешной сдаче ВПР, а также использованию различных методов для повышения качества усвоения материала.
Ключевые слова: подготовка к ВПР, математика, 8 класс, методика обучения, контроль знаний, учебные навыки, всероссийская проверочная работа.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ
Белоглазова Юлия Геннадьевна, учитель математики
МАОУ Гимназия №2, г. Екатеринбург
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и реализации системы подготовки восьмиклассников к выполнению всероссийских проверочных работ (ВПР) по математике. Автор анализирует основные подходы к планированию работы, учитывает специфику содержания проверочных заданий и предлагает стратегии формирования необходимых умений и навыков. Особое внимание уделяется формированию у учащихся мотивации к успешной сдаче ВПР, а также использованию различных методов для повышения качества усвоения материала.
Ключевые слова: подготовка к ВПР, математика, 8 класс, методика обучения, контроль знаний, учебные навыки, всероссийская проверочная работа.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) играют важную роль в системе образовательного контроля и направлены на оценку уровня освоения учащимися ключевых предметных умений и навыков. Для учителя математики подготовка к ВПР в 8 классе представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Система работы по подготовке должна быть направлена не только на повышение уровня знаний учащихся, но и на формирование у них уверенности в своих силах, умения рационально распределять время и применять полученные знания в условиях стандартизированного контроля.
Особенностью ВПР по математике для 8 класса является ее многоуровневая структура, которая включает задания базового и повышенного уровней сложности. Задания охватывают основные разделы курса математики, изученные к этому моменту, и проверяют владение учащимися такими навыками, как выполнение вычислений, преобразование алгебраических выражений, работа с функциями, решение уравнений и задач на проценты. Также значительная часть работы посвящена геометрии, включая проверку знания свойств фигур и умения решать задачи на построение.
Первым этапом подготовки к ВПР является диагностика уровня знаний учащихся. Проведение входных контрольных работ позволяет выявить пробелы в знаниях, определить сильные и слабые стороны каждого ученика. Эти данные используются для составления индивидуального плана работы, который позволяет учителю целенаправленно устранять выявленные затруднения и концентрироваться на тех темах, которые вызывают наибольшие трудности.
Эффективная подготовка к ВПР требует систематизации учебного материала. Важно организовать повторение ключевых тем курса, таких как арифметические действия, решение уравнений, свойства функций и основы геометрии. Повторение должно быть интегрировано в процесс текущего обучения, чтобы подготовка к проверочной работе не воспринималась учениками как дополнительная нагрузка, а являлась естественной частью образовательного процесса.
Одним из ключевых аспектов подготовки является обучение решению типовых задач. ВПР характеризуется определенным набором форматов заданий, знание которых позволяет учащимся чувствовать себя более уверенно. Регулярное выполнение тренировочных заданий формирует у учеников навык распознавания типов задач и выбора оптимального метода их решения. Важно не только объяснить ученикам алгоритмы выполнения заданий, но и научить их анализировать условия задач, искать связи между элементами и применять знания в нестандартных ситуациях.
Важное место в системе подготовки занимает формирование у учащихся навыков самоконтроля. Учитель должен уделять внимание развитию умения проверять свои решения, анализировать допущенные ошибки и корректировать их. Этот навык можно развивать с помощью рефлексивных упражнений, когда после выполнения задания учащиеся самостоятельно объясняют логику своих решений или обсуждают их с одноклассниками.
Кроме того, важным элементом подготовки является психологическая готовность учащихся к сдаче ВПР. Многие ученики испытывают стресс и тревогу перед контрольными работами, что негативно сказывается на их результатах. Учитель должен создавать атмосферу поддержки и доверия, помогать ученикам справляться с волнением, формировать у них позитивное отношение к процессу проверки знаний. В этом могут помочь ролевые игры и моделирование экзаменационной ситуации.
Использование современных образовательных технологий значительно повышает эффективность подготовки к ВПР. Интерактивные задания, онлайн-тесты, образовательные платформы и мобильные приложения позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным и продуктивным. Также такие инструменты помогают учащимся развивать навыки самостоятельной работы и самоорганизации.
Завершающим этапом подготовки является проведение пробных проверочных работ. Они позволяют оценить степень готовности учащихся, выявить оставшиеся пробелы и скорректировать план подготовки. Пробные работы создают для учащихся возможность познакомиться с форматом заданий, отработать распределение времени и научиться сохранять концентрацию в течение всей работы.
Таким образом, успешная подготовка к ВПР по математике в 8 классе основывается на комплексном подходе, включающем диагностику уровня знаний, систематизацию учебного материала, обучение решению типовых задач, развитие навыков самоконтроля и работы над психологической устойчивостью. Система подготовки должна быть направлена на формирование у учащихся не только знаний, но и уверенности в своих силах, готовности преодолевать трудности и достигать высоких результатов. Такой подход позволяет создать условия для успешного выполнения ВПР и формирует у школьников позитивное отношение к математике как важной составляющей их образовательного пути.
Список литературы
1. Черепанова О. А., Белогубец Я. А. Всероссийские проверочные работы в региональной системе оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2017. — № 1 (2). — с. 48–54.
2. Якушкина А. А. Применение технологии проблемного обучения при работе с заданиями Всероссийской проверочной работы по математике метапредметного характера / А. А. Якушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 298-301.