Система работы социального педагога с обучающимися «группы риска» в школе | Артёменко Галина Владимировна. Работа №352391
Аннотация. В статье рассматривается система работы социального педагога с обучающимися, относящимися к «группе риска». Описываются основные направления деятельности, ключевые принципы и подходы, применяемые в работе с данной категорией школьников. Освещаются важность междисциплинарного подхода, индивидуального сопровождения и профилактических мероприятий для снижения факторов риска и создания благоприятных условий для обучения и социализации.
Ключевые слова: социальный педагог, группа риска, профилактика, индивидуальное сопровождение, образовательная среда, адаптация, школьная поддержка.
СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В ШКОЛЕ
Артёменко Галина Владимировна, социальный педагог
МКОУ Новоуспенская СОШ, Красноярский край с. Новоуспенка
Аннотация. В статье рассматривается система работы социального педагога с обучающимися, относящимися к «группе риска». Описываются основные направления деятельности, ключевые принципы и подходы, применяемые в работе с данной категорией школьников. Освещаются важность междисциплинарного подхода, индивидуального сопровождения и профилактических мероприятий для снижения факторов риска и создания благоприятных условий для обучения и социализации.
Ключевые слова: социальный педагог, группа риска, профилактика, индивидуальное сопровождение, образовательная среда, адаптация, школьная поддержка.
Современная школьная среда сталкивается с множеством вызовов, включая работу с учащимися «группы риска», которые по разным причинам испытывают трудности в обучении и социальной адаптации. К этой категории относят детей из неблагополучных семей, подростков с поведенческими отклонениями, школьников с особыми образовательными потребностями или находящихся в кризисной жизненной ситуации. Работа с данной категорией требует от социального педагога системного подхода, включающего диагностику, профилактику и комплексное сопровождение.
Особенности учащихся «группы риска»
Учащиеся «группы риска» характеризуются различными факторами, влияющими на их поведение, успеваемость и социализацию:
Социально-экономические проблемы: проживание в неблагополучных или малообеспеченных семьях.
Психологические сложности: низкая самооценка, повышенная тревожность, агрессивность или замкнутость.
Образовательные барьеры: низкий уровень мотивации к обучению, пропуски занятий, трудности в освоении учебного материала.
Социальные риски: конфликты с одноклассниками, буллинг, склонность к правонарушениям или зависимости.
Работа с данной группой учащихся требует особого внимания к их индивидуальным потребностям и систематического взаимодействия с другими специалистами школы.
Основные направления работы
1. Диагностическое направление
Первый шаг в работе с учащимися «группы риска» – выявление и анализ факторов, влияющих на их поведение и успеваемость. Используются следующие методы:
Наблюдение за учащимися в школьной среде.
Индивидуальные и групповые беседы.
Анкетирование и тестирование.
Анализ семейной ситуации совместно с классным руководителем и психологом.
Диагностика помогает определить, какие именно риски наиболее актуальны для конкретного ребенка и разработать индивидуальный план сопровождения.
2. Индивидуальная и групповая работа
Социальный педагог разрабатывает стратегии взаимодействия с каждым учащимся на основе диагностических данных:
Индивидуальное сопровождение: проведение регулярных бесед, мотивационная работа, помощь в решении учебных и социальных проблем.
Групповые занятия: тренинги на развитие коммуникативных навыков, профилактические мероприятия (например, на темы борьбы с буллингом, зависимости или правонарушениями).
3. Профилактическая деятельность
Целью профилактики является предупреждение негативных явлений и создание благоприятных условий для развития учащихся. Включает:
Организацию занятий по социальной адаптации.
Проведение информационных часов и встреч с представителями правоохранительных органов, психологами, врачами.
Сотрудничество с семьей для устранения негативных факторов внешней среды.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом
Социальный педагог консультирует классных руководителей, учителей и администрацию по вопросам работы с учащимися «группы риска». Создание единой стратегии педагогического взаимодействия позволяет выстроить системный подход и повысить эффективность помощи.
5. Взаимодействие с внешними организациями
Социальный педагог активно сотрудничает с органами опеки, центрами психологической помощи, службами занятости и правопорядка. Это помогает обеспечить комплексное сопровождение учащихся.
Принципы работы
Индивидуализация: учет личных особенностей каждого учащегося.
Доверие и конфиденциальность: построение отношений на основе уважения и взаимопонимания.
Комплексный подход: сочетание воспитательной, образовательной и социальной помощи.
Активное вовлечение семьи: работа с родителями и законными представителями ребенка.
Профилактика: ориентация на предупреждение кризисных ситуаций.
Примеры мероприятий
Социальные проекты: создание клубов интересов, волонтерских групп, которые способствуют вовлечению учащихся в школьную жизнь.
Профориентационные программы: выявление интересов и склонностей учащихся с последующим направлением на обучение или трудоустройство.
Антибуллинговые кампании: тренинги и уроки, направленные на развитие эмпатии и понимания среди учащихся.
Работа социального педагога с учащимися «группы риска» является важным элементом школьной системы, направленным на создание условий для гармоничного развития каждого ребенка. Системный подход, основанный на диагностике, профилактике, индивидуальном и групповом сопровождении, позволяет снизить риски дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию учащихся в образовательную и социальную среду.
Развитие междисциплинарного взаимодействия и активное привлечение семьи являются ключевыми факторами успешной работы с данной категорией детей, что подтверждает важность роли социального педагога в современной школе.
Список литературы
Антонова Елена Александровна Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися "группы риска" // Достижения науки и образования. 2018. №8
(30).
Летучева Людмила Александровна, Юревич Светлана Николаевна К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПРОЯВИВШИМИ ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. №1 (37).
Прялухина А. В., Хр
апенко И. Б. Трудные дети: актуальные проблемы и возможности профилактики деструктивного поведения // КПЖ. 2019. №3 (134).