Система ранней помощи для детей с ОВЗ | Штельтер Наталия Владимировна. Работа №330097
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей
Что такое ранняя помощь?
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;
Кого можно отнести к группе для оказания ранней помощи?
Группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.
Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:
· возраст ребенка от рождения до 3-х лет;
· наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения;
· наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;
· семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.
«Система ранней помощи для детей с ОВЗ»
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей
Что такое ранняя помощь?
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;
Кого можно отнести к группе для оказания ранней помощи?
Группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.
Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:
возраст ребенка от рождения до 3-х лет;
наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения;
наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;
семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.
Какие факторы актуализируют необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям?
низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
снижение уровня здоровья детей от рождения до младшего школьного возраста;
дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Основанием для разработки системы ранней помощи являются:
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы
»:
Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года
по итогам
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепции).
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей-инвалидов в Российской Федерации. В структуре причин инвалидности отмечаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
В рамках реализации служб ранней помощи необходимо использовать основные нормы, положения и условия, указанные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации.
Целью Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Направления работы службы ранней помощи в ДОУ
1. Диагностическое направление.
Осуществление деятельности по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.
2. Коррекционно-развивающее направление.
Обеспечение помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
3. Консультативное направление.
Реализация специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.
4. Информационно-просветительское направление.
Обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.
Услуги ранней помощи оказываемые детям и их семьям?
Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи:
выявление детей;
Информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье.
Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в группу получателей ранней помощи:
установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи;
обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи:
координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
консультирование и обучение членов семьи;
социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье;
формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка;
формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;
Актуальность создания системы ранней помощи
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).