Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система терапевтических методов для детей с СДВГ | Седенкова Ольга Александровна. Работа №346539

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представлена систама терапевтических методов для развития  речи детй с СДВГ. В систему входят - хромотерапия, сказкотерапия, фототерапия, кинезотерапия, гласс-арт. Подробно расписано, как можно использовать это методы в работе дошкольного учреждения и кружков с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Система терапевтических методов, для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

В статье представлены терапевтические методы формирование речи старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Даны практические рекомендации, которые могут быть использованы воспитателями и специалистами службы сопровождения для развития речи дошкольников на развивающих занятиях.

Ключевые слова: развитие речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, светотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, кинезотерапия, терапия гласс-арт, фототерапия.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее – СДВГ) существует проблема развития речи. Недоразвитие речи детей с СДВГ в дошкольной организации представляет собой спецефическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Поэтому в целях оказания специализированной помощи по формированию предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) педагогическим советом ДОУ был отдан приоритет работе по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Использование одних традиционных методов с данной категорией детей недостаточно, необходим поиск новых путей развития речи, творческих инновационных методик и технологий с подтверждённой эффективностью.Одним из таких путей является комплекс различных терапевтических методов: хромотерапия, сказкотерапия, светотерапия, фототерапия, кинезотерапия, терапия гласс-арт. Комплексное использование данных технологий является эффективным коррекционным средством при формировании коммуникативной компетентности старших дошкольников с СДВГ.

Светотерапия основана на использовании направленных световых лучей, имитирующих солнечный свет, и реализуется в специально созданной интерактивной среде темной сенсерной комнаты, наполненной множеством различных стимуляторов. К ним относится аппаратура для создания спецэффектов, сухие бассейны с подсветкой, генераторы со звуками природы и ароматами и т.д. В такой среде почти мгновенно устанавливается контакт между ребёнком и специалистом, корторый проводит занятие, обеспечивается быстрое становление положительной мотивации (Жевнеров, 2007).

Кинезотерапия – восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств адаптивной физической культуры физических и психических способностей дошкольников с СДВГ и содействие всестороннему и полноценному их развитию. В исследованиях психологов (Л.С.Выгодского, Ж.Пиаже) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей с СДВГ. Оздоровительный эффект кинезотерапии заключается в рациональном балансировании по направленности, мощьности и объёму физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка (Шапкова, 2001).

Становление познавательной деятельности ребёнка, его развитие активизируются при включении в образовательную деятельность хромотерапии как элемента психокоррекционной работы. Российский психоневролог В.М.Бахтерев внес значительный вклад в теорию хромотерапии, установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой – успокаивают, вызывают реакцию торможения. Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зелёный, жёлтый, голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды (Нищева, 2003).

Направление гласс-арта основано на комплексном подходе по подготовке ребёнка к социальной адаптации в обществе и направлено на развитие интеллекта. Гласс-арт является составной частью художественно-эстетического направления кружков работы в ДОУ. Оно, на ряду с другими видами искусства, готовит дошкольников к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения, способствует изменению отношениия ребёнка к процессу познания.

Фототерапия основана на применении фотографии для психического развития ребёнка, его познавательной сферы, а также для развития и гармонизации личности детей с СДВГ. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включающими изобразительное искусство, сочинение историй, - объединяет всех детей совместной деятельностью. Активная фототерапия помогает установить контакт с детьми, обогатить и активизировать их словарный запас. Фотографирование ребёнка способствует повышению его самооценки и удовлетворению его потребности во внимании (Гоголевич, 2006).

Занятия с элементами сказотерапия – эмоционально-насыщенная деятельность, что делает её привлекательной для детей. Благодаря инновационной форме работы через элементы сказкотерапии можно не только дать детям с СДВГ знания, умения, навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе, но также помочь им в реализации потребности в общении с окружающими людьми (Стишенок,2010).

Занятия и кружковая работа с использованием вышепересисленных технологий дают дидактическое достоинство: повышается мотивация к учению, развивается умение преодолевать психологический барьер в общении с окружающими; отмечается положительное влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста и всех её компонентов: лексики, грамматики, фонетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Гоголевич Т.Е. некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением //Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И.Копытина. М.:Когито-Центр, 2006.

Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учеб.-методическое пособие. СПб.:Хока, 2007.

Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб.: детство-Пресс, 2003.

ди Спирето М. Витражи. Цветочные композиции. М.: Ниола-Пресс, 2007.

Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем.СПб.: Речь;М.:Сфера, 2010

Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред, С.П.Евсеева. М.: Советский спорт, 2001.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×