Система упражнений для формирования функциональной грамотности | Ястребова Елена Лусовна. Работа №310836
В статье проведен анализ функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленного ФГОС. Выделены ключевые компоненты языковой функциональной грамотности младших школьников. Представлена классификация основных групп упражнений, способствующих формированию языковой функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: русский язык, функциональная грамотность, универсальные учебные действия, младшие школьники, ФГОС НОО.
В развитии младшего школьника изучение русского языка имеет особое значение. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут не только фундаментом обучения в основной школе, но и будут востребованы в течение всей жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей [1]:
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Ястребова Елена Лусовна
Учитель начальных классов,
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждениесредняя
общеобразовательная школа №100
города Сочи имени Героя Советского Союза
Худякова Ивана Степановича
В статье проведен анализ функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленного ФГОС. Выделены ключевые компоненты языковой функциональной грамотности младших школьников. Представлена классификация основных групп упражнений, способствующих формированию языковой функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: русский язык, функциональная грамотность, универсальные учебные действия, младшие школьники, ФГОС НОО.
В развитии младшего школьника изучение русского языка имеет особое значение. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут не только фундаментом обучения в основной школе, но и будут востребованы в течение всей жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей [1]:
приобретение младшими школьниками первоначальных
представлений о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-
нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка
как государственн
ого языка Российской Федерации;
понимание
роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка:
аудированием
, говорением, чтением,
письмом;
овладение первоначальными научными представлениями
о системе русского языка: фонетике, графике, лексике,
морфемике
,
морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование
в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к
успешному
взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
В контексте требований обновленного ФГОС начального общего образования следует обратить особое внимание на развитие функциональной грамотности обучающихся, формирование готовности младших школьников к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Современная педагогическая наука определяет функциональную грамотность как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
По определению Леонтьева А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Начальная школа – очень важный период обучения, это время, когда закладывается фундамент не только знаний обучающихся, но и личностных качеств ребёнка. В этой связи изучение предмета «Русский язык» создаёт необходимые условия для развития функциональной грамотности младших школьников, особенно такого её компонента, как языковая функциональная грамотность.
Анализ обновлённых ФГОС и образовательных программ изучения русского языка в начальной школе позволяет выделить следующие компоненты языковой функциональной грамотности у младших школьников:
с
облюдение современных языковых норм (умение грамотно писать)
;
с
облюдение правил речевого поведения в соответствии с социальными условиями, умение решать конфликты с помощью языковых средств (речевые умения)
;
р
ешение коммуникативных задач (общение и взаимодействие)
;
у
мение работать с информацией, оценивать её полноту и достоверность (понимание текста)
;
о
сознание ценностей современного мира, представленных в языке (самосознание, рефлексия)
;
ж
елание повышать уровень языковой культуры (самосовершенствование, любознательность)
;
Понятно, что для реализации компонентов языковой функциональной грамотности на уроках русского языка должны быть разработаны специальные виды упражнений, заданий.
В современной методической литературе преподавания русского языка в начальной школе можно выделить три группы специальных упражнений, способствующих формированию языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка:
1. Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру:
а) упражнения, стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка.
б) упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру.
2. Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных):
а) упражнения-наблюдения;
б) упражнения-исследования;
в) упражнения-сочинения (творческие работы).
3.Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка.
а) отработка и применение знаний о языковых единицах;
б) выбор метода изучения языковых явлений.
В учебнике русского языка под редакцией Иванова С.В., Романова В.Ю., Петленко Л.В., можно рассмотреть тему урока «Повторяем признаки имени прилагательного». В ней наглядно демонстрируются виды упражнений, направленные на формирование языковой функциональной грамотности обучающихся [2, стр. 102-104].
Предметная задача урока заключается в совершенствовании умения распознавать имена прилагательные, определять их грамматические признаки – род, число, падеж; а также совершенствовании умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру [3].
1) Упражнения, стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка.
а) Упражнение на понимание такого явления языка, как многозначность.
Догадайся, почему названы одним и тем же словом:
1) часть дерева, часть зуба, часть слова;
2) часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника.
Если затрудняешься, выбери ответ в подсказке.
Подсказка. Похожи: по форме, по назначению.
б) Упражнение на уточнение значений слова в толковом словаре.
Слово «библиотека» заимствовано из латинского языка, в который оно пришло из греческого. В переводе с греческого первая часть слова (библио) значит «книга», а вторая часть (тека) – «хранилище». То есть библиотека – это _________________________.
Подумай, что хранят фонотека, картотека, дискотека, если фон – это звук, карт – это карточка, диск – предмет, на который записана музыка.
Как ты думаешь, на дискотеке изучают диски, хранят их или делают что – то другое?
Если текст не помог определить лексическое значение слова, как быть?
в) Упражнение на выбор адекватных лексических средств языка на основе анализа предложенного контекста (раскрытие значений слов-паронимов).
Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Медленно тянулись осенние ________________(дождливые, дождевые) дни.
Сестра научилась готовить вкусные________________(рыбьи, рыбные) котлеты.
Цыплята были похожи на жёлтые __________________(пушные, пушистые) комочки.
2) Упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру.
а) Упражнение на создание мотива для грамотного построения речи.
Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние?
резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш, летний ветерок, яркая звезда, холодный лёд, горячий кипяток
Что называют имена прилагательные?
Почему в оставшихся сочетаниях слов признак, который назван прилагательным, не является лишним?
б) Упражнение на создание мотива для грамотного построения речи.
Прочитай предложения. Улыбнись и не пиши так. Какие ошибки допущены? Исправь их.
Водолаз опустился в воду на тридцать сантиметров.
Около дороги стояли две ивы: одна – берёза, другая - сосна.
Пошёл тоскливый долгожданный дождь.
Мальчик сидел под холмом, и на нём росли осинки.
Собака бежала вприпрыжку, обгоняя зайца с севера и юга.
3) Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных).
а) упражнения-наблюдения:
Прочитай. Какие предложения «мешают» тексту? Почему? Исправленный текст озаглавь и запиши.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И понравилось ему кузнечное дело: бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Множество прекрасных изделий можно получить из железа. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Огонь не только разрушает всё на своём пути, но и служит людям. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы… С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
б) упражнения-исследования:
Прочитай словосочетания. Напиши, какие общие признаки есть у всех прилагательных в словосочетаниях.
ранней весной, тёплой осенью, холодной водой, маленькой туфелькой
Прочитай, обрати внимание на окончания прилагательных. Можно ли только по окончанию определить род, число, падеж имени прилагательного?
золотой ключик, золотой медалью, (нет) сильного ветра, (нет) сильного чувства, (вижу) сильного богатыря
в) упражнения-сочинения (творческие работы):
Представь, что мы объявляем конкурс историй про Деда Мороза. Напиши свою историю, прочитай одноклассникам. Обсудите получившиеся тексты.
Вспомни какую-нибудь историю, которая произошла с тобой этим летом. Назови свой будущий текст так, чтобы по заголовку твои одноклассники поняли, что же с тобой приключилось.
3. Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка [4].
а) отработка и применение знаний о языковых единицах
Какая форма прилагательного называется начальной? Выбери правильный ответ:
именительный падеж, единственное число;
именительный падеж, единственное число, мужской род;
именительный падеж.
Выпиши прилагательные в начальной форме. Докажи свой выбор.
добрая, старый, сладким, честный, могучее, чёрные, золотой
Если имя существительное женского рода стоит в родительном падеже единственного числа, то, что можно сказать о роде, числе и падеже связанного с ним имени прилагательного?
К постоянным или непостоянным признакам следует отнести род имён прилагательных?
Закончи предложение, выбирая нужное из скобок:
имена с
ущ
ествительные и
зменяются по (родам, числам, падежам);
имена
п
рил
агательные и
зменяются по (родам, числам, падежам).
б) выбор метода изучения языковых явлений.
Спиши текст. Употреби имена прилагательные в нужной форме. Отметь их окончания, определи род, число и падеж. Определи, каким членом предложения является каждое прилагательное в тексте.
Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод: выполнение обучающимися третьего класса рассмотренных упражнений способствует решению задач не только формирования их языковой функциональной грамотности, но и позволяет решать фундаментальные задачи развития и воспитания младших школьников.
Список литературы.
Приказ
Минпросвещения
России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) / Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс / URL:
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389561/?ysclid=l6cm3k0dka93407118
/
(дата обращения: 21.0
7
.20
22
)
Иванов С.
В.
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 [Текст]
/
С.В. Иванов, В.Ю. Романова
,
Л.В.
Петленко
. – М.:
Вентана
-Граф, 2013. – 192 с.
Барышникова О.
О. Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников – учебное пособие в рамках курса ДПП ПК И ДПП ПП специалистов отрасли образования Курской области в 2022 году, кафедра ДИНО и КП ОГБУ ДПО КИРО [электронный ресурс].
Барышникова О.
О. Формирование языковой функциональной грамотности у младших школьников – учебное пособие в рамках курса ДПП ПК И ДПП ПП специалистов отрасли образования Курской области в 2022 году, кафедра ДИНО и КП ОГБУ ДПО КИРО [электронный ресурс].