Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям ☼
Автор: Пегливанян Светлана Хугасовна
В современном обществе неумолимо растет тенденция, вызванная феноменом депривации детства (М.С. Астоянц). Депривация детства – это «нарушение глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем остальным окружающим миром» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Наиболее ярко феномен депривации проявляется в группах социального риска: это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей и семей группы риска. На сегодняшний день, данный феномен проявляется и в отношении детей, которые воспитываются во вполне благополучных семьях.
Анализ практической работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не формирует готовность ребенка к самостоятельной жизни, и воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. Они привыкают больше требовать и получать от общества, чем отдавать взамен.
Особенности социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Особенно остро ситуация складывается в детских домах и интернатах для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Социальное развитие детей с легкими формами психического недоразвития происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близким взрослым, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам.
Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У этих детей к 3м годам не формируются представления о себе и о своем «Я».
Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и самообслуживания. Поскольку у детей с легкими формами умственной отсталости отсутствует потребность во взаимодействии с новыми людьми, у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам.
Без специальной социализирующей работы ребенок с интеллектуальной недоразвитием оказывается дезадаптированным, что отражается, прежде всего, на его поведении.
Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования представлений о семье, функционале её членов, определения социальных ролей: по половому и возрастному признакам.
Обязательна организация и проведение бесед, занятий, экскурсий по ознакомлению с окружающей действительностью.
Примерная тематика циклов бесед и занятий с детьми:
Ø Социальные эталоны поведения ребенка в различных ситуациях.
Ø Семья и особенности взаимоотношений между членами семьи. Роль членов семьи.
Ø Положительные образы мальчика и девочки, мужчины и женщины, мужа и жены.
Ø Профессии.
Ø Особенности общения между людьми в общественных местах.