Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Системно-деятельностный подход на уроках в 3 классе | Ирина Павловна Дрозд. Работа №315169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В                        статье                                представлен                    опыт                работы                       учителя                           начальных                       классов                   о                                 применении                                       системно-деятельностного                           подхода                на уроках                   литературного                  чтения и русского языка в 3                классе

Системно-деятельностный подход

на уроках литературного чтения и русского языка

 

Применение системно-деятельностного подхода, в частности технологии критического мышления и проблемно-диалогического обучения, продемонстрирую на примере урока закрепления и систематизации новых знаний по литературному чтению по теме «К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»» и урока открытия нового знания по русскому языку по теме «Род имен существительных» в 3 «Б» классе. Урок литературного чтения спроектирован урок в рамках технологии критического мышления. На стадии «вызова» эффективным является упражнение «Подари улыбку». Это позволяет создать атмосферу единства, позитивного эмоционального настроя. Для определения темы урока можно применить методические приемы «Отсроченная отгадка» и «Мудрая фраза», используя в качестве дидактического материала рисунки из мультфильма «Взъерошенный воробей», загадки, ребус, отражающие тему урока, не называя ее. Для активизации умственной деятельности и творческой активности обучающихся хорошо применить прием «Мозговой штурм».

На стадии осмысления детям нравятся приемы «Выборочного чтения», групповая форма работы по составлению кластера. Приемы применяются при составлении характеристики героев, раскрытии идеи, направлены на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии реализую посредством смены видов деятельности и веселой музыкальной физкультминутки «Воробьишко».

На стадии рефлексии применяю прием «Синквейн», организовываю работу в парах, что дает возможность обучающимся рассуждать и критически рассматривать тему урока, способствует развитию образной речи, а педагогу оценить уровень понимания изученного материала.

При такой организации результат урока всегда соответствует его цели. Как показывает опыт, обучающиеся демонстрируют умение осознанно, правильно, выразительно читать, знание содержания произведения «Растрепанный воробей», умение его анализировать, высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника, критически мыслить, логически, доказательно излагать свою точку зрения, соотносить новую информацию с собственными знаниями, умение работать в группе. Все обучающиеся усваивают материал урока, понимают основную мысль произведения, о чем свидетельствуют правильные, доказательные их ответы на узловые вопросы. Всегда отмечается активная эмоционально насыщенная познавательная деятельность обучающихся на уроке, умение самостоятельно добывать знания, слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи, работать по предложенному плану, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки обучающихся. Такой урок всегда эффективный.    

На уроке открытия нового знания по русскому языку по теме «Род имен существительных» применяю технологии проблемно-диалогического обучения.

На организационном этапе урока провожу рефлексию настроения и эмоциональности, применив прием «Разноцветные карточки, отражающие спектр эмоций» для установления эмоционального контакта с классом и создания психологического комфорта в дальнейшей работе. Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение класса в начале урока.

На этапе актуализации знаний применяю ребус, задания по чистописанию, лингвистическая игра «Да - Нет» и работа в листах самооценки, что способствует активизации и развитию логического мышления учеников.

На этапе самоопределения к деятельности создаю проблемную ситуацию с затруднением посредством мотивирующего приёма «Яркое пятно», суть которого в сообщении темы урока через интересный интригующий материал - грамматическую сказку «Муж и Жена».   Специально организованный побуждающий диалог способствует включению в коллективный диалог всех обучающихся, осознанию ими затруднения и формулированию проблемы, появлению их личной заинтересованности в усвоении нового.

На этапе открытия новых знаний организовываю парную работу по составлению алгоритма и определению рода имен существительных, самопроверку с образца на слайде презентации «Имя существительное», оценку выполнения работы в листах самооценки.

Важным моментом на уроке является соблюдение здоровьесберегающего режима. На этапе чистописания учитываю индивидуальные особенности при написании к уроку образца слов в тетрадях обучающихся: для тех, кто пишет правой рукой образец прописываю с левой стороны строки, а для тех, кто пишет левой рукой, образец прописываю справа, чтобы обучающиеся могли его видеть. Смена видов деятельности и проведение упражнения для глаз по схеме «зрительно-двигательных траекторий», музыкальная физкультминутка способствуют предотвращению усталости.

Для первичного закрепления изученного материала применяю разные виды деятельности: работа у доски с комментированием, индивидуальная работа с учебником, коллективная работа с сигнальными карточками (прием «Светофорчики»), самопроверка и заполнение таблицы «Род имен существительных». Методический прием  «Лестница успеха» направлен на рефлексию деятельности обучающихся и помогает им самостоятельно оценить результаты своей деятельности на уроке, выявить трудности в усвоении темы, а учителю скорректировать работу на следующих уроках. Применение данной технологии способствует развитию мыслительных навыков, которые необходимы обучающимся в дальнейшей жизни (работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений, умение принимать взвешенные решения). Как показывает опыт работы, результатом такого урока является то, что обучающиеся умеют находить имена существительные в тексте, распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные. Материал усвоен, так как обучающиеся смогли применить полученные знания при закреплении материала.

Всегда отмечаю высокую работоспособность обучающихся, которая обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Хорошая психологическая атмосфера поддерживается формами групповой и парной работы, т.к. снимается тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке всегда продуктивное и качественное. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий обеспечено рациональное использование времени. Предупреждается перегрузка школьников. Урок цели достигает.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×