Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы: как воспитывать активных и заинтересованных читателей | Бордовская Светлана Вячеславовна. Работа №350700
Аннотация. В статье рассматривается применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы для воспитания активных и заинтересованных читателей. Описаны методы, которые помогают учащимся осознанно подходить к чтению, развивать навыки анализа текста и формировать личное отношение к прочитанному. Приведены примеры заданий, направленных на формирование критического мышления, творческих способностей и умения вести дискуссию, что способствует углубленному восприятию литературы и языковой культуры.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, русский язык, литература, активные читатели, школьники, критическое мышление, анализ текста.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: КАК ВОСПИТЫВАТЬ АКТИВНЫХ И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Бордовская Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2»
Аннотация. В статье рассматривается применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы для воспитания активных и заинтересованных читателей. Описаны методы, которые помогают учащимся осознанно подходить к чтению, развивать навыки анализа текста и формировать личное отношение к прочитанному. Приведены примеры заданий, направленных на формирование критического мышления, творческих способностей и умения вести дискуссию, что способствует углубленному восприятию литературы и языковой культуры.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, русский язык, литература, активные читатели, школьники, критическое мышление, анализ текста.
Системно-деятельностный подход в образовании предполагает активное вовлечение учащихся в учебный процесс, позволяя им стать активными исследователями и участниками изучаемого материала. Применение этого подхода на уроках русского языка и литературы помогает школьникам не только овладевать знаниями, но и формировать интерес к чтению, критическое мышление и способность самостоятельно анализировать текст. Учащиеся, работающие в системно-деятельностной парадигме, воспринимают литературу не просто как учебный предмет, а как способ общения, познания мира и выражения собственных идей.
Одним из ключевых аспектов системно-деятельностного подхода является вовлечение школьников в активный процесс работы с текстом. Учитель может предложить учащимся анализировать мотивы и характеры персонажей, сопоставлять их с реальными жизненными ситуациями и высказывать свои суждения о поведении героев. Например, при изучении произведений о войне можно обсудить с учениками темы героизма, нравственного выбора и самопожертвования. Такая работа формирует у школьников способность к сопереживанию, учит их видеть за текстом глубокие идеи и развивает личное отношение к прочитанному.
Одной из методик, способствующих активному восприятию литературы, является организация дискуссий и дебатов по ключевым темам произведений. Учитель может предложить ученикам обсудить такие вопросы, как «В чём состоит нравственный выбор героя?» или «Почему герои принимают те или иные решения?». Дискуссии помогают учащимся не только осмыслить текст, но и учат аргументировать свою точку зрения, слушать других и уважать мнение одноклассников. Навыки, полученные в процессе обсуждения, способствуют развитию критического мышления и формированию активной читательской позиции.
Использование проектной деятельности на уроках литературы также помогает школьникам глубже осознавать содержание текста и выражать свои мысли через творческие задания. Учитель может предложить учащимся создать иллюстрации к произведению, разработать афишу для театральной постановки или подготовить презентацию о жизни автора. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина школьники могут создать проект о его поэтическом наследии или поставить сцены из его произведений. Проектная деятельность развивает творческие способности, позволяет школьникам по-новому воспринимать текст и даёт возможность проявить себя.
Использование исследовательских заданий позволяет учащимся глубже понять содержание текста и формировать собственные интерпретации. Учитель может предложить школьникам исследовать символику произведения, культурный контекст или биографические аспекты, влияющие на авторское восприятие. Например, при анализе произведений Ф. М. Достоевского можно предложить учащимся изучить философские концепции, затронутые в его работах, или разобраться в религиозных и моральных конфликтах героев. Исследовательская работа учит школьников задавать вопросы, искать информацию и формировать собственные выводы, что способствует углублённому пониманию литературы.
Интерактивные методы, такие как использование ролей или драматизация, позволяют учащимся эмоционально вовлечься в процесс изучения текста. Учитель может предложить школьникам разыграть сцены из произведения или представить себя на месте персонажа, чтобы они могли глубже понять его чувства и переживания. Например, учащиеся могут разыграть диалоги между персонажами или обсудить возможные альтернативные развития событий. Интерактивные методы помогают школьникам развивать эмоциональный интеллект, а также способствуют активному и осмысленному восприятию текста.
Кроме того, учитель может использовать рефлексию и дневники читателя, чтобы помочь школьникам осмысливать прочитанное и фиксировать свои впечатления. Учащиеся могут вести записи о своих мыслях, переживаниях и открытых для себя смыслах, которые они обнаружили в тексте. Дневники читателя помогают школьникам отслеживать собственные эмоции, формулировать личное отношение к произведению и развивают у них способность к самоанализу. Рефлексия делает процесс чтения более глубоким и значимым, помогая школьникам почувствовать себя активными участниками литературного творчества.
Таким образом, можно утверждать, что системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы способствует развитию у школьников критического и аналитического мышления, учит их активно воспринимать текст, задавать вопросы и высказывать собственные мнения. Дискуссии, проектная и исследовательская деятельность, интерактивные методы и рефлексия помогают учащимся глубже понять произведения, учат их видеть в литературе отражение жизни и формируют личное отношение к прочитанному. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес школьников к чтению и учил их воспринимать литературу как источник знаний, эмоций и вдохновения.
Список литературы
Асачева, М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120-124.
Ескайырова
Г.С., Сирота Е.В. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА //
Universum
: психология и образование: электрон.
научн
. журн. 2022. 6(96).
Реализация системно-
деятельностного
подхода на уроках и во внеурочной деятельности. Сборник материалов муниципальных педагогических чтений - Отдел образования администрации МО «Братский район» 2016. – 118 стр.