Системно-деятельностный подход в обучении географии при формировании естественнонаучной грамотности | Харченко Екатерина Михайловна. Работа №351715. Номер работы: №351715
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения системно-деятельностного подхода в обучении географии для формирования естественнонаучной грамотности учащихся. Автор анализирует методологические основы этого подхода и его значение в развитии познавательной активности, критического мышления и способности к практическому применению знаний. Показано, как системно-деятельностный подход способствует формированию у учащихся целостного представления о природных и социальных процессах, стимулируя их исследовательскую деятельность и обеспечивая подготовку к решению реальных жизненных задач.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, география, естественнонаучная грамотность, познавательная активность, исследовательская деятельность, образовательный процесс, ФГОС.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Харченко Екатерина Михайловна, учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Эворон Солнечного муниципального района Хабаровского края
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения системно-деятельностного подхода в обучении географии для формирования естественнонаучной грамотности учащихся. Автор анализирует методологические основы этого подхода и его значение в развитии познавательной активности, критического мышления и способности к практическому применению знаний. Показано, как системно-деятельностный подход способствует формированию у учащихся целостного представления о природных и социальных процессах, стимулируя их исследовательскую деятельность и обеспечивая подготовку к решению реальных жизненных задач.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, география, естественнонаучная грамотность, познавательная активность, исследовательская деятельность, образовательный процесс, ФГОС.
Современное географическое образование направлено на формирование у школьников естественнонаучной грамотности, которая включает способность осмысливать и интерпретировать природные явления, анализировать их взаимосвязи с социальными и экономическими процессами, а также принимать обоснованные решения в повседневной жизни. Реализация этой задачи требует использования эффективных педагогических подходов, среди которых ключевое место занимает системно-деятельностный подход, определяемый федеральными государственными образовательными стандартами.
Системно-деятельностный подход акцентирует внимание на активной позиции учащихся в образовательном процессе, направляя их на самостоятельное освоение знаний и развитие практических умений. В контексте обучения географии этот подход позволяет преодолеть традиционное восприятие предмета как совокупности географических фактов и формирует у школьников целостное мировоззрение, основанное на понимании закономерностей природных и социальных процессов.
Формирование естественнонаучной грамотности в рамках системно-деятельностного подхода связано с развитием у учащихся способности выявлять и анализировать пространственные закономерности. География, как наука, синтезирующая данные о природной среде, экономике и социальной сфере, предоставляет широкие возможности для применения этого подхода. На уроках географии учащиеся изучают взаимосвязи природных компонентов, процессы трансформации ландшафтов, влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Это требует от них не только освоения теоретических знаний, но и развития навыков исследовательской деятельности, что отвечает принципам системно-деятельностного подхода.
Одним из ключевых элементов этого подхода является организация учебного процесса на основе проблемных ситуаций. На уроках географии учащиеся сталкиваются с практическими задачами, требующими анализа реальных данных и выработки решений. Например, при изучении темы изменения климата они могут быть вовлечены в обсуждение локальных экологических проблем, таких как изменение водного режима рек или воздействие промышленности на атмосферу. Решение таких задач способствует формированию у школьников навыков системного анализа и критического мышления, что является важным компонентом естественнонаучной грамотности.
Особое внимание в рамках системно-деятельностного подхода уделяется проектной и исследовательской деятельности. География предоставляет учащимся возможность работать с различными видами данных: картами, статистическими показателями, результатами наблюдений. Участие в исследовательских проектах, например, по изучению природных ресурсов региона или экологического состояния территории, развивает у школьников умение самостоятельно ставить вопросы, планировать и проводить исследования, обобщать полученные результаты.
Важной составляющей системно-деятельностного подхода является использование современных образовательных технологий, таких как цифровые геоинформационные системы, интерактивные карты и симуляции. Эти инструменты позволяют учащимся моделировать сложные природные и социальные процессы, анализировать данные и делать выводы. Например, изучение миграционных потоков или распределения природных зон с использованием ГИС-технологий способствует развитию пространственного мышления и понимания глобальных процессов.
Системно-деятельностный подход также предполагает создание условий для формирования у школьников метапредметных компетенций, включая умение работать в команде, проводить междисциплинарный анализ и использовать результаты обучения в реальных жизненных ситуациях. География как интегративная дисциплина способствует этому, объединяя знания из областей естественных и общественных наук.
Кроме того, реализация системно-деятельностного подхода требует высокой степени профессиональной подготовки учителя, который должен обладать навыками проектирования образовательного процесса, способностью адаптировать содержание к уровню подготовки учащихся и учитывать их индивидуальные особенности. Учитель географии становится не просто источником знаний, но и организатором учебной деятельности, стимулирующим учащихся к самостоятельному поиску информации и формированию новых знаний.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении географии является эффективным инструментом формирования естественнонаучной грамотности школьников. Он позволяет не только усвоить предметные знания, но и развить навыки анализа, синтеза и решения практических задач. В условиях современных вызовов, таких как изменение климата, урбанизация и рост потребности в устойчивом развитии, формирование у учащихся целостного понимания окружающего мира и способности к осознанным действиям становится ключевой задачей географического образования.
Список литературы
1. Мередова Джахан. Формирование естественнонаучной грамотности в интеграции предметов естественнонаучного цикла / Джахан Мередова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 445-447.
2. Методика обучения географии (общие вопросы) : учебное пособие / составитель О. С. Индейкина. — Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. — 147 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/354116