Системность деятельности в создании психологически безопасного комфортного пространства для всех участников образовательного пространства. | Михайлова Варвара Николаевна. Работа №353579
Тема "Системность деятельности в создании психологически безопасного и комфортного пространства для всех участников образовательного процесса".
В данной работе отражены аспекты, цели и задачи темы. А также излагается экспертная деятельность в создании психологически безопасного и комфортного пространства для воспитанников, родителей и педагогов.
Системность деятельности в создании психологически безопасного и комфортного пространства для всех участников образовательного процесса.
Михайлова Варвара Николаевна,
педагог-психолог МБДОУ Детский
сад №91 «Росток», г. Якутск.
Аннотация программы:
Современная жизнь и высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Обеспечение психологической безопасности и комфортного пространства в образовательном учреждении является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования.
Психологическая безопасность- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Комфортное пространство следует понимать как нечто целое, многомерное и динамическое, которое состоит из нескольких взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной частью, обязательно влияет на остальные части.
Психологическая безопасность состоит из нескольких аспектов:
- физический аспект (оптимальные функции всех физиологических процессов, отсутствие жалоб); интеллектуальный аспект (усвоение и воспроизводство информации, развитие речевых функций, самостоятельность, творческое мышление); психический аспект (добросердечные, искренние отношения фундамент для строительства психического здоровья); социальный аспект (умение общаться, эмпатия, отношения к вредным привычкам); духовно-нравственный аспект (эмоциональные, нравственные установки)
За последние десятилетия отмечается увеличение количества детей, имеющихся незначительные пограничные отклонения нервно-психических заболеваний и развитию детских неврозов. В основные параметры психологической безопасности включены следующие показатели: общий эмоциональный фон, характер реагирования на внешние сигналы, способы самовыражения и самоутверждения, характер адаптации, особенности и становления и развития психических функций, форм общения и взаимоотношения с окружающими.
Цель: обеспечение психологической безопасности, комфортного пространства и сохранения психологического здоровья детей как основу для полноценного психического здоровья ребенка-дошкольника.
Задачи:
Развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
Сохранение и укрепление психического здоровья детей;
Оказание своевременной консультативной и психопрофилактической помощи в вопросах воспитания детей родителям;
Содействие коллективу дошкольного учреждения в гармонизации благоприятного психологического климата;
Способствование личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Одно из важнейших условий создания психологической безопасности в дошкольном учреждении- снятие напряженности в организации режимных процессов, разных форм детской деятельности и способах общения.
Экспертная деятельность в создании психологически безопасного и комфортного пространства для всех участников образовательного процесса.
Исследование эмоционального состояния и удовлетворенности образовательным процессом всех его участников.
Время проведения: ноябрь
Содержание работы: диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении: отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре (старше-подготовительная группа)
Результаты: выявлено, что 72 % детей ходят в дошкольное учреждение с удовольствием, у 28% - нейтральное отношение к детскому саду. Отношение к занятиям: у 68% детей – хорошее, у 12% плохое, у 20% - нейтральное. Отношение ко сну: у 8 % хорошее, у 24%- плохое, у 68% - нейтральное. Отношение к обеду: у 58 % детей- хорошее, у 14 % - плохое, у 28%- нейтральное. Отношение к прогулке: у 54% детей- хорошее, у 16% - плохое, у 40% - нейтральное. Отношение к игре: у 76% детей- хорошее, у 24%- нейтральное.
Выводы и рекомендации. Большинство детей любят ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. Вывод: детям в саду интересно. Консультирование воспитателей по результатом диагностики.
Анализ результатов анкетирования
«Удовлетворенность родителей работой
МБДОУ Детского сада присмотра и оздоровления №91»
Цель: Выявить уровень удовлетворенности родителей работой детского сада и его педагогического коллектива.
Анкетирование родителей МБДОУ по удовлетворенности работой ДОУ было проведено в ноябре 2024 г. во всех группах. Списочный состав воспитанников МБДОУ – 119 детей, присутствовало на момент анкетирования – 101.
Количественные результаты по ответам родителей представлены в таблице.
Наименование вопроса
«Да»
«Нет»
«Трудно сказать»
1
С удовольствием ли Ваш ребенок посещает детский сад?
92 %
-
8 %
2.Удовлетворены ли Вы качеством организации воспитательно-образовательного процесса и питанием в ДОУ?
а) организацией питания
90 %
-
10 %
б) занятий с детьми
90 %
-
10 %
в) проведением прогулок
85 %
2 %
13 %
2
Санитарно-гигиеническими условиями.
95 %
-
5 %
3
Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, касающиеся жизни ребенка в детском саду (дисциплина, питание, развитие и др.).
91%
2 %
7 %
4
Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов? (праздники, досуги)
100%
-
-
5
Родители получают информацию о жизни и об успехах ребенка в детском саду? (информационные стенды, устные сообщения воспитателей, беседы, выступления на родительских собраниях)
91%
2 %
7 %
6
Состоянием материально-технической базы учреждения.
79 %
3 %
18 %
7
По вашему мнению, педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка
87 %
3 %
10 %
8
Принимаете ли Вы участие в образовательной деятельности ДОУ?
85 %
15 %
-
9
Вы удовлетворены работой персонала детского сада?
95 %
1 %
4 %
10
Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
87 %
1 %
12 %
С целью получения более полного анализа степени удовлетворенности родителями качеством деятельности МБДОУ были опрошены родители и проанализированы ответы всех шести возрастных групп. Всего было опрошено 101 родитель, что составило 77 % от общего количества списочного состава воспитанников. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения.
При анализе анкетирования выявлено следующее:
Самые высокие показатели результатов анкетирования родителей имеют «Организация в детском саду совместных мероприятий с участием родителей, детей и педагогов» - 100 % опрошенных. Это свидетельствует о том, что детский сад ведёт работу на должном уровне.
92% утверждают, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад и они спокойны во время работы за пребывание ребенка в детском саду. А также, довольны работой специалистов ДОУ – 95 %.
Наибольшее количество утвердительных ответов было получено на вопрос «Удовлетворены ли вы качеством организации воспитательно-образовательного процесса и питанием в ДОУ?»: занятия с детьми – удовлетворены 90 %, 10% затрудняются ответить, что может свидетельствовать о том, что родители пока не владеют полной информацией об организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Проведением прогулок – удовлетворены 85 %. Организацией питания в детском саду удовлетворены – 90 %, затрудняются 10%. В связи с чем администрация ДОУ продолжит работу по улучшению питания, особо уделив внимание любимым блюдам детей, старшей медицинской сестре и воспитателям будет рекомендовано вести консультационную работу с родителями по вопросам питания детей в ДОУ.
Санитарно-гигиеническими условиями удовлетворены 95%, затрудняются 5 %, этот процент составили родители младших групп, которые скорее всего еще не до конца оценили данный вид деятельности.
Состоянием материально-технической базы учреждения удовлетворены 79 %, не удовлетворены 3%, затрудняются – 17 %. Необходимо привлекать родителей к реализации проектов, направленных на благоустройство участков и групп, так как в некоторых вопросов без привлечения помощи родителей ДОУ не обойтись. Необходимо так же отметить, что улучшение материально-технической базы обеспечить достижение оптимального уровня качества образования.
По результатам анкетирования об информационной обеспеченностью родителей воспитанников ДОУ выявлено, что 91 % семей получают систематическую и в достаточную информацию о целях и задачах детского сада в области развития и воспитания своего ребенка, 2 %- не удовлетворены, 7% родителей затруднились ответить на данный вопрос, что возможно говорит о недостаточном уровне заинтересованности самих родителей в получении информации.
В целом все родители воспитанников ДОУ (87%) считают, что педагоги дошкольного учреждения выстраивают образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Только 3 % дают отрицательный ответ и 10 % затрудняются ответить на данный вопрос. Возможно, это объясняется отсутствием контакта данных родителей с воспитателем группы.
85% опрошенных родителей принимают участие в образовательной деятельности ДОУ. 15 % родителей признали, что не принимают вообще участия в деятельности ДОУ. В связи с этим необходимо воспитателям групп обратить особое внимание на тех родителей, которые недостаточно контактны и привлекать их к совместной деятельности.
Оценивая ответы родителей на степень удовлетворенности работы педагогов в группах, можно сделать вывод, что 87 % опрошенных родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей. Это можно рассматривать, безусловно, как позитивный результат. Лишь 12 % затрудняются с ответом и 1 % не удовлетворён работой педагога в целом. Полностью удовлетворены профессионализмом педагогов родители всех возрастных групп, за исключением средней группы.
По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. Это свидетельствует о том, что созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Таким образом, уровень и содержание образовательной работы с детьми в детском саду в целом удовлетворяет 92% опрошенных родителей, что является высоким показателем результативности работы коллектива.
Проанализировав ответы на вопрос: «Ваши пожелания и предложения» можно сделать следующие выводы: из всех проблем дошкольного учреждения на первый план, родители ставят недостаточный уровень материальной базы - оборудование детских площадок для прогулок. Родители хотят видеть более современное и качественное оборудование площадок на территории детского сада. Вопросы, на которые родители затрудняются ответить необходимо вынести на дополнительное анкетирование, чтобы наиболее полно изучить потребность родителей, выявить конкретные недостатки, и в дальнейшем вести работу по улучшению того и иного направления деятельности ДОУ.
Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение должно учитываться при организации деятельности ДОУ.
Рекомендации педагогам:
Продолжить просветительскую работу с родителями с целью подачи полной и своевременной информации о направлениях деятельности дошкольного учреждения по развитию и воспитанию детей.
Ввести в педагогическую деятельность по запросу родителей новые формы взаимодействия с семьей: совместные трудовые проекты, проекты по благоустройству здания и территории детского сада.
Рекомендации родителям:
Проявлять активную позицию в вопросах развития и воспитания своих детей, принимая участие в родительских собраниях, совместной трудовой деятельности.