Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Системный подход при изучении раздела "Электротехнические работы" | Ширяев Александр Юрьевич. Работа №346788

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе представлен опыт работы автора по теме "Системный подход в формировании ключевых компетентностей учащихся при изучении раздела "Электротехнические работы ". Опыт работы опробован на учащихся 4-7 классов в течение 5 лет. Результаты показывают, что на основе сформированных компетентностей учащиеся имеют достаточно хорошие результаты.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №7
города Кирово-Чепецка Кировской области
Системный подход в формировании ключевых компетентностей учащихся при изучении раздела технологии
Электротехнические работы.
Автор работы:
Ширяев Александр Юрьевич,
учитель труда (технологии)
Город Кирово-Чепецк
2024 год.
Актуальность
Учителем технологии в МОУ СОШ с УИОП №7 г. Кирово-Чепецка работаю с 1985 года. Педагогический стаж работы с учащимися 4-9 классов составляет 24 года.
В Концепции модернизации образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Главная цель образовательной области Технология - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В связи с этим как учитель предметник я работаю над формированием предметной, социальной ,коммуникативной компетентностью учащихся.
В современных условиях профессии, связанные с электротехникой, радиоэлектроникой востребованы и перспективны. Это обусловлено использованием электроэнергии для освещения. Работы бытовых приборов, транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации и т. д.
Все это делает актуальным заострение внимания на более тщательном оснащении занятий при изучении раздела Электротехнические работы с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей
Теоретическое обоснование
В своей работе я описываю идеи системного подхода в формировании ключевых компетентностей учащихся на примере изучения раздела технологии Электротехнические работы. Системный подход заключается в постановке цели, определении содержания, выборе форм, методов, приемов и главное иметь определенные результаты. Все эти составляющие работы позволяют формировать у учащихся ключевые компетентности о значимости, которых говорится в Концепции реализации компетентностно-ориентированного образования на территории Кировской области.
Любая компетентность существует в форме деятельности, а не информации о ней, поэтому я описываю способы деятельности при изучении раздела Электротехнические работы на учебных и внеклассных занятиях используя при этом системный подход.
В опыте работы я опирался на нормативно-правовые документы по рассматриваемой проблеме, на идеи В.П.Лариной, С.И.Мелехиной, Г.Б.Голуб и др.
Цель
Формирование ключевых компетентностей учащихся основной школы на учебных и внеурочных занятиях в процессе применения дидактического материала.
Задачи
1. Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе изучения раздела программы технологии Электротехнические работы.
2. Создание системы работы по формированию ключевых компетентностей учащихся.
3. Определение форм и методов, обеспечивающих оптимальное формирование и развитие компетентностей учащихся.
4. Создание технологических карт для проведения практических занятий при изучении раздела Электротехнические работы.
Цель работы и задачи указывают на новизну опыта не только для автора, но и для других учителей технологии .
Описание опыта работы
Идеи компетентностно-ориентированного образования побудили меня разработать материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий при изучении раздела технологии Электротехнические работы.
При изучении материала данного раздела, не имея технологических карт, наглядных пособий, дидактических материалов, очень трудно заинтересовать учащихся. Поэтому главное назначение методического, содержательного, организационного обеспечения состоит еще и в том, чтобы не только учитель мог развивать, а чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, добивался успеха и ощущал свое продвижение в развитии.
1.Для повышения эффективности усвоения учащимися новых знаний при изучении раздела Электротехнические работы, для формирования технологической и информационной компетентностей на занятиях широко применяется раздаточный материал: электроарматура, источники и потребители тока, различные виды проводников, образцы изделий, технологические карты и т. д.
В существующих учебных пособиях для учащихся отсутствуют технологические карты для проведения практических работ на занятиях по электротехнике, что затрудняет обучение, развитие самостоятельности у учащихся. Поэтому для проведения занятий были разработаны технологические карты для учащихся 5, 6, 7 классов, для учащихся 8 классов подобран и систематизирован материал из журнала 200 опытов по электротехнике, автор Ю.К. Медведев. Технологические карты Сборка и разборка установочных изделий, Оконцовывание проводников взяты из учебника Обслуживающий труд. 4 класс.
Использование технологических карт помогают учителю формировать у учащихся готовность к самообразованию, внимание, самоконтроль, помогают осуществлять дифференцированный подход особенно при перенаполняемости классов учащимися при проведении практического занятия или занятия кружка, когда учащиеся работают над изготовлениями различных изделий. Кроме этого, при использовании технологических карт осуществляется возможность реализации основополагающих принципов обучения. Частично решается проблема развития познавательной активности учащихся в современных условиях рыночной системы, что особенно актуально, придает процессу обучения развивающий характер, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся.
На этом этапе практических занятий у учащихся формируются технологическая компетентность и готовность к разрешению проблем.
2.При подготовке к занятиям по электротехнике особое внимание приходится уделять материально-техническому оснащению, которое было недостаточным для осуществления качественного и эффективного обучения. При помощи учеников и их родителей удалось приобрести электроустановочные изделия. Когда часть оборудования была приобретена, нужно было подумать о его комплектации. Появилась идея изготовить ящики-укладки с толстым дном, которое могло бы служить панелью для монтажа. Ящики –укладки были изготовлены учащимися 8-9 классов в количестве 15 штук т.е. на каждое рабочее место.
Принцип применения этих изделий прост и состоит в том, что их можно использовать как ящики для хранения установочных изделий или как монтажную панель для сборки электрических цепей на занятиях.
В комплект ящика-укладки входит: 2 настенных или потолочных патрона, выключатель, штепсельная вилка, проводники, нож, проволока для оконцовывания проводников способом кольцо.
Ящики –укладки изготовлены для изучения свойств электромагнита и сборки электрического звонка для проведения занятий в 6 классе.
Все ящики-укладки пронумерованы с целью систематизации: на каждом занятии ученик пользуется укладкой со своим определенным одним и тем же номером. Это воспитывает у учащихся бережное отношение к оборудованию, аккуратность, внимательность, формирует навыки по рациональной организации рабочего места и использования рабочего времени, т. е. технологическую компетентность
Изучение темы Элементы автоматики представляет наибольшую сложность, особенно в организационном плане. Исходя из возможностей, разработано и проводится 2 практические работы: Сборка и испытание теплового реле (детали для работы изготовлены на уроках силами учащихся), Испытание односторонней проводимости диода (на занятиях используется ящик-укладка 5 класса с докомплектацией диодным мостом).
3.Для проведения занятий и лабораторно-практических работ в 8 классе подобраны следующие темы: Сборка модели электродвигателя с последовательным возбуждением, Однополюсной контактор, Сборка модели электродвигателя от постоянного магнита, Сборка модели электродвигателя с параллельным возбуждением, Модель электромагнитного реле, работающего на замыкание.
4.Групповые занятия помогают формировать у учащихся коммуникативную компетентность, т. е. способность получать в диалоге информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении, уважительно относиться к мнению других. Так как нужное количество раздаточного материала подобрать сложно, возможно проведение работы по группам по 2-3 ученика, но при этом работа в группах выполняется индивидуально по графику.
Данный метод организации работы применяю с целью: экономии средств (необходимо 3 комплекта, а не15), организация взаимопомощи ,консультации слабых учащихся сильными, воспитание аккуратности, самостоятельности, воспитание коллективизма, развитие навыков общения.
5.Одной из задач образования является предоставление возможности каждому учащемуся в раскрытии своего творческого потенциала. Целями обучения являются: приобретение знаний в прикладной творческой деятельности, формирование у учащихся технико-технологической грамотности, культуры труда, межличностных отношений. Проектная деятельность является одним из средств реализации данных задач.
Выполнение проектов стимулирует учащихся к учебе, дает возможность для развития индивидуальных, творческих способностей, способствует формированию устойчивых интересов, получению качественных изделий. Побуждает к поисковой и исследовательской деятельности, ориентирует на самообразование. Метод проектов помогает формированию проектной компетентности учащихся.
При выборе темы проектов учащиеся учитывают свои интересы, возможности, потребности. Многие из них, опираясь на знания ,полученные на занятиях по электротехнике, выбирают для темы проектов изготовление электротехнических изделий.
Например: 5 класс Изготовление аэроглиссера; 6 класс Настольная лампа,;7 класс Игрушка Веселый цирк, 8 класс Изготовление электронасоса и другие.
6. Кроме учебной деятельности несколько лет занимаюсь внеклассной работой по предмету. Ставлю перед собой следующие задачи:
1. Закрепление , обобщение и расширение знаний и умений, полученных учащимися на учебных занятиях по технологии.
2. Включение учащихся в творческую деятельность.
3. Расширение представления у учащихся об основах современного производства.
4. Развитие познавательного интереса.
5. Проведение профориентационной работы .
Кружковые занятия провожу с учащимися 5-9 классов. При составлении плана работы кружка учитываю интересы учащихся, подготовку и индивидуальные способности каждого, добровольность выбора объектов труда.
При подборе объектов труда исхожу не только из желаний самих учащихся (они часто не способны определить уровень сложности изготовления изделия). Окончательный выбор будущего изделия, учитывая материальную оснащенность мастерских, зная потенциальные возможности учащихся, оставляю за собой.
Подготовка и участие учащихся в городских и областных олимпиадах, выставках - является одной из форм внеклассной работы, которую я активно использую в своей работе.
Проведение внеклассных мероприятий.
Ежегодно в школе проводятся предметные декады. Во время проведения декады предметов художественно-эстетического цикла провожу конкурсы мастерства в 4-9 классах с целью повышения мотивации у учащихся к изучению предмета , выявления одаренных детей.
Проведение экскурсий на предприятия города, в профессиональные учреждения помогают учителю эффективно проводить профориентационную работу, а учащимся правильно выстраивать свой профессиональный путь. С учащимися 9 классов проводятся экскурсии в МУК, училища №6, №14 и др. предприятия города.
7. Развитие познавательного интереса учащихся к любому виду деятельности невозможно без формирования учебной мотивации. Не последнюю роль в формировании ключевых компетентностей учащихся играют и способы деятельности, которые я применяю в своей работе.
На занятиях по электротехническим работам применяю в 4-7 классах индивидуальные формы обучения, для активизации познавательной деятельности, подключение к самоконтролю. В 8 классе добавляется групповая форма, которая позволяет развивать у учащихся инициативность, взаимопомощь, самоконтроль, т. е. создаю предпосылки для формирования коммуникативной компетентности.
Кроме традиционных методов обучения применяю на данных занятия частично-поисковый, проблемный, метод проектов.
Результаты и эффективность
На занятиях стараюсь дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач и изготовленных изделий. Сравниваю сегодняшние собственные результаты ученика с предыдущими и только затем с общим нормативом. Применяю методы оценивания: письменные, устные, тестирование, оценивание качества выполненной работы, защита проекта.
Опыт работы опробован на учащихся 4-7 классов в течение 5 лет. Результаты показывают, что на основе сформированных компетентностей учащиеся имеют достаточно хорошие результаты.
В течение 3 лет средний балл при изучении раздела Электротехнические работы выше общего балла за год.
Работы учащихся с элементами электротехники ежегодно занимают призовые места на городской олимпиаде по технологии. 2006, 2008 годы по 4 призовых места на городских выставках детского творчества; 2007 год работа ученика Обухова С. заняла 3 место на областной выставке детского творчества. Более 50% учащихся кружка выбирают для изготовления изделия с элементами электротехники. На школьном конкурсе мастерства по электротехнике учащиеся 5 классов показывают отличные результаты.
Результатом работы является накопительная методическая папка по данной теме.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X