СИСТЕМЫ-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДОМ. | Майя Ивановна Титова. Работа №353682. Номер работы: №353682
Автоматизированные системы на железнодорожном транспорте берут на себя часть функций машиниста, тем самым, исключая ошибку по причине так называемого человеческого фактора. Прогресс не стоит на месте и уже во всем мире продвигаются беспилотные технологии на транспорте. По мнению экспертов, главное преимущество беспилотных технологий на железнодорожном транспорте – безопасность. Таким образом, пока данное беспилотное управление внедряется, а машинисты грузовых поездов остаются на своих рабочих местах, можно предложить усовершенствовать систему информационного обеспечения поездных локомотивов путем расширения функциональных возможностей, например, обеспечить все локомотивы планшетами для получения в автоматизированном режиме основной информации при подготовке локомотива к рейсу и оперативной информации. Так же оборудовать специальной камерой, изображение которой будет выводиться на экран планшета и позволит, приблизив картинку увидеть, что происходит впереди на несколько сотен метров. Данные предложения позволят: сократить переговоры по радиосвязи путем подтверждения через планшет о получении информации; принять правильные решения за счет заблаговременно полученной информации; исключить получение нечетких команд, которые ухудшают восприятие информации; сократить время на передачу документов, приказов и разрешений. Я думаю, что исследования будут расширены по профессиональной выборке машинистов локомотива различных отделений железной дороги и предполагаю, что стрессоустойчивость профессионалов в регионах с экстремальными условиями жизнедеятельности будет иметь определенную специфику, автоматизация окажет внушительную помощь в управлении подвижным составом.
Проведен анализ проблемы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, основанный на системном подходе. Выявлено, что наличие большого числа разработанных информационно-управляющих систем, ориентированных по областям деятельности железной дороги, с одной стороны, создает базис для создания интегрированной системы управления, с другой предложенные методы являются основой для обеспечения требуемого уровня безопасности движения поездов, повышения эффективности, управления и организации производства на сети железных дорог.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА. СИСТЕМЫ-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДОМ.
Специальность: 23.01.09 Машинист локомотива
Титова М.И преподаватель спец.дисциплин
Определяется непрерывно возрастающей значимостью изучения проблем взаимодействий в системах «человек-техника». На основании результатов анализа деятельности осуществляется выделение и систематизация профессионально-важных качеств, соответствующих данной профессии, акцент на развитие которых необходимо осуществлять в период обучения и которые необходимо учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности будущих специалистов. От эмоционального состояния специалиста зависит его физическое самочувствие, работоспособность, способность и стремление к творчеству, его взаимоотношения с другими людьми. Требования к уровню профессиональной пригодности машиниста довольно высокие, в частности, к их психологическим качествам, потому что эффективность их работы во многом зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, а именно стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Под экстремальными условиями деятельности понимается профессиональная деятельность, протекающая в условиях с достаточно высокой степенью риска погибнуть в результате аварий, катастроф и несчастных случаев. Угроза для жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей.
Работа машиниста локомотива осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний, то есть машинист находится под постоянным эмоциональным напряжением. Экстремальные ситуации, как правило, возникают очень быстро, и время для их предупреждения практически нет, поэтому очень многое в эти моменты зависит от подготовки людей.
Устойчивое поведение человека в условиях стресса (стрессоустойчивость) является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в профессиональных условиях. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров. Я предполагаю, что профессионально-важными качествами личности машиниста локомотива, обеспечивающими их стрессоустойчивость, являются: интеллект, скорость переключения внимания, эмоциональная стабильность, коммуникативные навыки.
Психологический анализ профессиональной деятельности машиниста локомотива: профессии машиниста и, помощника машиниста локомотивов предъявляет повышенные требования к психическим свойствам и качествам организма. Это означает, что не каждый практически здоровый человек после соответствующей подготовки может успешно овладеть данной профессией и обеспечивать в дальнейшем необходимый уровень профессиональной надежности и безопасности на железнодорожном транспорте. В процессе трудовой деятельности на машиниста в условиях движения воздействуют вредные факторы (шум, вибрация, не-рациональная освещенность рабочего места в темное время суток, электромагнитное излучение, статическое электричество и т.д.) Особое место занимает неблагоприятное воздействие на организм машинистов группа психофизиологических факторов: нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами, перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного).
Многочисленные факты показывают, что до 80% аварий и крушений на транспорте происходит в связи со спецификой человеческого фактора. Эта специфика заключается в том, что отсутствие у человека определенных психологических качеств во многом предопределяет его потенциальную опасность для собственной жизни и для жизней окружающих, когда такой человек управляет локомотивом. В психологии эти качества получили название - профессионально важные психологические качества (ПВПК).
Нагрузка на локомотивную бригаду в пути следования весьма велика, поэтому для повышения эффективности работы машиниста разработаны и применяются различные системы-помощники управления поездами:
АЛС (автоматическая локомотивная сигнализация); МАЛС (маневровая автоматическая сигнализация); САУТ (система автоматического управления тормозами); СИМ (система информирования машиниста); АРС (автоматическое регулирование скорости); УКБМ (устройство контроля бдительности машиниста); ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста);
Автоматизированные системы на железнодорожном транспорте берут на себя часть функций машиниста, тем самым, исключая ошибку по причине так называемого человеческого фактора. Прогресс не стоит на месте и уже во всем мире продвигаются беспилотные технологии на транспорте. По мнению экспертов, главное преимущество беспилотных технологий на железнодорожном транспорте – безопасность. Таким образом, пока данное беспилотное управление внедряется, а машинисты грузовых поездов остаются на своих рабочих местах, можно предложить усовершенствовать систему информационного обеспечения поездных локомотивов путем расширения функциональных возможностей, например, обеспечить все локомотивы планшетами для получения в автоматизированном режиме основной информации при подготовке локомотива к рейсу и оперативной информации. Так же оборудовать специальной камерой, изображение которой будет выводиться на экран планшета и позволит, приблизив картинку увидеть, что происходит впереди на несколько сотен метров. Данные предложения позволят: сократить переговоры по радиосвязи путем подтверждения через планшет о получении информации; принять правильные решения за счет заблаговременно полученной информации; исключить получение нечетких команд, которые ухудшают восприятие информации; сократить время на передачу документов, приказов и разрешений. Я думаю, что исследования будут расширены по профессиональной выборке машинистов локомотива различных отделений железной дороги и предполагаю, что стрессоустойчивость профессионалов в регионах с экстремальными условиями жизнедеятельности будет иметь определенную специфику, автоматизация окажет внушительную помощь в управлении подвижным составом.
Проведен анализ проблемы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, основанный на системном подходе. Выявлено, что наличие большого числа разработанных информационно-управляющих систем, ориентированных по областям деятельности железной дороги, с одной стороны, создает базис для создания интегрированной системы управления, с другой предложенные методы являются основой для обеспечения требуемого уровня безопасности движения поездов, повышения эффективности, управления и организации производства на сети железных дорог.
Литература.
Л.И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала // В.А. Бодрова Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни
В.А. Бодров: ПЕРСЭ, 2001. -511с.; Психология профессиональной пригодности
А.А. Генкин, В.И. Медведев.: Наука, 1997. -144с.; Прогнозирование психофизиологических состояний
А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин: РАГС, 1998. - 178с.; Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях
Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы В.Г. Козубенко, - Транспорт , 1992. - 254с.;
Департамент здравоохранения ОАО «РЖД», 2011г.; Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД», Методическое пособие для специалистов психофизиологических подразделений
Н.В. Самоукина -СПб.: Питер, 2004.- 224с.; Психология профессиональной деятельности
Сетевой электронный ресурс:
Копытенкова О.И., Алиев О.Т. [Электронный ресурс] Науковедение: интернет журнал. 2014г.2021г. выпуск 5(24), сентябрь-октябрь. http://naukovedenie.ru; Психофизиологические методы, для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта.