Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ситуативная тревожности и её коррекция | panovak957@gmail.com. Работа №308696

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Ситуативная тревожность младших школьников и возможность её коррекции средствами арт-терапии". В данной стать описано явление ситуативной тревожности. В данном контексте ситуативная тревожность рассматривается как школьная, ведь она возникает в условиях школы (выход к доске, выступление перед классом, ситуация не успеха на уроке и т. д.). Представлены числительные

показатели на примере группы младших школьников. Так же представлен комплекс арт-терапевтических  занятий по коррекции ситуативной тревожности младших школьников. Данный опыт будет полезен для практикующих психологов, воспитателей, педагогов. 

Дутчина О.Б., Панова К.С.

СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Дутчина О.Б., к.п.с.н., доцент кафедры психологии ТОГУ «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск; Панова К.С., студентка ТОГУ «Тихоокеанский государственный университет», группа ППО (б)з - 81, г. Хабаровск.

Аннотация: в статье рассматривается метод арт-терапии как средство коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, ситуативная тревожность, арт-терапия, возможность коррекции.

SITUATINAL ANXIETY OF YOUNGTR SCHOOLCHILREN AND THE POSSIBILLTY OF ITS CORRECTION BY MEANS OF ART THERAPY

Dutchina O.B., senior lecturer, candidate of psychological sciences, faculty of psychology the Pacific National University, Khabarovsk.; Panova K.S., student of the Pacific National University, Khabarovsk.

Abstract: the article discusses the method of art therapy as a means of correcting situational anxiety of younger schoolchildren.

Keywords: junior high school student, situational anxiety, art therapy, possibility of correction.

Тревожность – это такое эмоциональное состояние индивида, которое характеризуется склонностью к переживанию тревоги. Состояние сопровождается субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. С точки зрения нейрофизиологии тревожность характеризуется активацией вегетативной нервной системы. Поэтому, решение проблемы тревожности и сегодня остается одной из актуальных задач психологии, что ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Г.М. Бреслав раскрывает понятие тревожность «…как общее состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям и беспокойству, имеющим отрицательную эмоциональную окраску». Тревожных детей отличает низкая самооценка. Поэтому часто они становятся сверхчувствительными к собственным неудачам, более остро, чем другие дети, реагируют на них, в некоторых случая, тревожные дети предпочитают отказаться от той деятельности, нежели потерпеть неудачу.

Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, ситуативной тревожности, проявляющегося у младших школьников, в связи с тем, что они входят в новую социальную среду и осваивают новый для них вид деятельность – учебу. Проблемы, связанные с тревогой изучают многие зарубежные исследователи (О. Маурер, Р. Мэй, Дж. Тейлор) и отечественных ученые (В. М. Астапов, А. М. Прихожан, Ю. Л. Ханин). Они выделяют новые концепции и проблемы в методологии по исследования тревожных состояний (Ю. М. Антонян, В. М. Астапов, Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, К. Хорни).

Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди младших школьников. Которые являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с эти в настоящее время психологами используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является арт-терапия.

В отечественной психологии методы арт-терапии для коррекции эмоциональной сферы использовали М.Е. Бурно, А.И. Захаров. Проблемами арт-терапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арт-терапии в школе: Т.И. Бакланова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева, Н.М. Сокольникова; специалисты в области, психотерапии, арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии: Г.Э. Бреслав, В.М. Бехтерев, В. Вундт, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.И. Копытин, Б.Ф. Ломов, Е.А. Медведева, Н.В. Серов, и др.

Попытки систематизированы концептуальных подходов к использованию арт-терапии в образовании как педагогической технологии предприняты Л.Д. Лебедевой. Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, формами психотерапевтической работы.

Арт-терапия способствует тому, что активируются процессы «самости» младшего школьного возраста – это, прежде всего, самопознание, саморазвитие, саморазвитие средствами искусства. Ребенок получает возможность осуществлять профилактику и самокоррекцию неблагоприятных психоэмоциональных состояний.

Средство арт-терапия является преимущественно невербального общения. Этот фактор наиболее значим для детей, которые избегают активного общения, имеют проблемы речевого развития, с трудом подбирают слова для описания собственного состояния, испытывают трудности самораскрытия, проблемы вербального общения, а также проявляют различные типы тревожных реакций.

Цель исследования: изучить возможности коррекции ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии.

Объект исследования: ситуативная тревожность младших школьников.

Предмет исследования: ситуативная тревожность младших школьников и возможности её коррекции средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: предполагаем, что имеются не реализованные возможности для коррекции ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу нами было проведено эмпирическое исследование.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 24» с. Чкаловское, Спасский район, Приморский край. С согласия законных представителей, в исследовании приняло 24 учащихся 2 «А» и «Б» классов, которые проходят обучение в первой половине дня. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На первом этапе эксперимента была подобрана методика и проведено диагностическое обследование, с целью выявления тревожности у младших школьников и установления причин возникновения тревожности.

На втором этапе эксперимента был подготовлен и проведён комплекс занятий с использованием сказкотерапии, направленный на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.

Третий этап - контрольный - был направлен на определение эффективности использования комплекса занятий с использованием арт-терапии, направленного на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.

При проведении обследования использовался следующий психодиагностический инструментарий для выявления уровня тревожности тест CMAS детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS, адаптированный А. М. Прихожан), который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.

В процессе исследования выяснилось, что высоким уровнем тревожности в двух классах обладают 13 детей, что составляет 55% от общего количества учащихся, повышенный уровень тревожности наблюдается у 8 детей (33%), нормальный уровень тревожности проявился у 3 учащихся (12%).

В основном ребята испытывают ситуативную тревожность, которую взывают школьные ситуации (выход к доске, выступление на общешкольных мероприятиях, враждебность со страны других детей и другое). Помимо этого, тревожность носит личностный характер, если школьник постоянно сталкивается с расхождениями между собственными реальными способностями и значительной степенью достижений, которых ожидают от него взрослые.

У младших школьников ситуативная тревожность более связана со школьной тревожностью, непосредственно учебной, которая связана с учебой и усвоением новых знаний и учебных дисциплин, и по этой причине очевидная тревожность у учащихся проявлена довольно сильно.

Таким образом, в процессе диагностики выявлена группа детей из 13 человек с высоким и очень высоким уровнем тревожности, 8 детей с повышенным уровнем тревожности и 3 учащихся с нормальным. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе была проведена коррекционная работа по снижению уровня тревожности средствами арт-терапии. В контрольной группе, никаких мероприятий по снижению ситуативной тревожности не проводилось.

Итоги, полученные в ходе исследования уровня тревожности младших школьников, доказали необходимость проведения комплекса занятий с использованием сказкотерапии, направленного на коррекцию уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Следующим этапом экспериментального исследования был формирующий этап, в ходе которого нами был подобран и реализован комплекс занятий по коррекции ситуативной тревожности учащихся младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Цель комплекса - снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

В целом, комплекс предусматривает 12 психокоррекционных занятий. Методы, используемые в реализации занятий: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия. Форма работы: групповая; продолжительность 40 минут. Контингент - дети младшего школьного возраста.

Ожидаемый результат: по окончанию программы, дети будут более раскованными, открытыми в коммуникативных контактах, уметь принимать самостоятельно решения, более активны в социальных контактах за пределами близкого окружения.

Арт-терапия является одним из самых эффективных средств снижения тревожности, а также психической гармонизации и развития личности является. Арт-терапия отличается особой «мягкостью», если рассматривать ее в ряду многообразия современных психотерапевтических методов. При коррекции методами арт-терапии ребенку предоставляется максимальная степень свободы. Уже не процесс ведет ребенка, а ребенок, во многих моментах является «ведущим» арт-терапевтического процесса, у него появляется возможность выражать себя в том стиле и тех формах, которые отвечают его психологическому состоянию, личностным особенностям и потребностям.

Завершающим этапом экспериментального исследования была проведена повторная (исходящая) диагностика с применением той же методики, что и на начальном этапе. Исходящая диагностика дала возможность увидеть динамику снижения ситуативной тревожности у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

Результаты исследования уровня тревожности младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе показали, что больше, чем у 50% младших школьников уровень ситуативной тревожности значительно снизился, а следовательно, можно сделать вывод, что коррекция ситуативной тревожности в младшем школьновозрасте средствами арт-терапии является эффективной. В контрольной группе так же имелись не значительные изменения. Следовательно, можно сделать вывод, что, не посещая коррекционной занятия, уровень ситуативной тревожности снизился, но не существенно.

Сравнительные результаты диагностики уровня тревожности младших школьников экспериментальной и контрольной групп

на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

 

 

Уровень тревожности младших школьников

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

0

0

0

0

Норма

8

66

17

25

Повышенный

33

17

33

33

Высокий

42

17

33

25

Очень высокий

17

0

17

17

 

Гистограмма сравнения уровней тревожности младших школьников

 

экспериментальной и контрольной групп на констатирующем

и контрольном этапах эксперимента (в %)

 

 

 

низкий нормальный повышенный высокий очень высокий

 

70

 

60

 

50

 

40

 

30

 

20

 

10

 

0

констатирующий контрольный констатирующий контрольный

 

 

 

экспериментальная группа контрольная группа

 

Проведя сравнительный анализ ситуативной тревожности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы, полученных в результате входящей и исходящей диагностики можно с уверенностью говорить об эффективности реализованного комплекса коррекционных занятий, направленного на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.

На основании вышеизложенного, с уверенностью можно подтвердить нашу гипотезу, что имеются не реализованные возможности для коррекции ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Блонский

П.П. Психология младшего школьника

/ Воронеж: Институт практической психологии «МОДЭК», 2007.- 575 с.

А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман

Психологическое обследование младших школьников/ - ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007

Прихожан,

А.

М.

Причины,

профилактика

и

преодоление тревожности / Психологическая наука и образование / ред. В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А.

Гуружапов

. – 1998. – №

2 .

– С. 11–18.

Прихожан,

А.

М.

Тревожность

у

детей

и

подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. –

Воронеж :

МОДЭК, 2000. – 304 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×