Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста». | Слатюк Ирина Александровна. Работа №309695

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Подготовил:

Учитель-логопед

Слатюк И.А.

МБДОУ №15 «Вишенка» пос. Каменного

Конспект выступления «Сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста».

2 слайд.

В последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику.

Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.

Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.

3 слайд.

Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности.

Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

Воспитательные задачи:

- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

4 слайд .

Мною была разработано пособие «Логопедическая игра «Приключения буратино».

Цель: автоматизация, закрепление и дифференциация звуков через выполнение игровых упражнений по сюжету сказки.

Задачи:

1. Стимулирование мотивации и интереса на протяжении всего логопедического занятия;

2. Расширение кругозора и обогащение словарного запаса.

3. Формирование нравственного воспитания: этические нормы поведения, семейные ценности, гуманность, дружба.

Игра состоит из 7 блоков. Кратко о них:

Блок 1 «В мастерской у папы Карло»

Цель: Автоматизация, закрепление или дифференциация заданного звука в слогах.

Задачи:

Формирование слуховой памяти и фонематического восприятия.

2. Расширение словарного запаса: стружки, рубанок, мастерская мастера, полено.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5 слайд

Блок 2 «Мальвина учит Буратино»

Цель: Развитие артикуляционной моторики.

Задачи:

1. Выполнение артикуляционных упражнений, способствующих улучшению произношения заданного звука.

2. Расширение словарного запаса: клякса, чернила, перьевая ручка.

3. Развитие воображения и внимания.

6 слайд.

Составление небольшого рассказа по наглядной картинке.

7 слайд

Блок 3 «Лиса Алиса и кот Базилио»

Цель: Автоматизация, закрепление или дифференциация заданного звука в словах.

Задачи:

1. Формирование нравственного воспитания: гуманность, этические нормы поведения.

2. Развитие навыка счета в пределах 20.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

8 слайд

Блок 4 «Пьеро»

Задачи:

1. Развитие навыка чтения слов или воспринимать информацию на слух.

2. Развитие слухового внимания, логики, мышления.

3. Развитие навыка согласования и порядка слов в предложении.

9 слайд

Блок 5 «Черепаха Тортилла и золотой ключик»

Цель: Формирование пространственного воображения.

Задачи:

1. Развитие ориентировки в пространстве, аккуратности, усидчивости, произвольного внимания, мышления, воображения, креативности.

2. Тренировка мелкой моторики и графо-моторных навыков.

3. Автоматизация или закрепление звуков К, Ль.

10 слайд.

Развитие воображения, мышления, связной речи. Дети вспоминая сказку Буратино, при помощи персонажей проигрывают действие по картинке.

11 слайд.

Блок 6 «Пёс Артемон»

Цель: Формирование навыка употребления предлогов в речи.

Задачи:

1. Автоматизация или закрепление заданных звуков.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие зрительной и слуховой памяти.

12 слайд.

Блок 7 «Карабас Барабас в театре»

Цель: Определение положения заданного звука в слове.

Задачи:

1. Развитие фонематического слух и фонематического восприятия.

2. Развитие слуховой и зрительной памяти.

3. Развитие нравственности и гуманности.

13 слайд.

Также мною применяется пособие «Комплексные занятия по речевому развитию на основе сказок»

Использование красочной и информативной наглядности направлено на формирование умений построения развёрнутых ответов, монологичных и диалогичных высказываний по содержанию прочитанного, прогнозирования ситуаций, воспитание морально-нравственных норм поведения.

Цели данного пособия:

- Развитие эмоциональной отзывчивости на произведение,(прослушав текст дети делятся впечатлениями, понравился ли им рассказ) связной и

выразительной речи; овладение лексической и грамматической культурой речи;

- Обучение построению развёрнутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного; формирование самоконтроля;

- Закрепление пройденного материала; развитие мелкой моторики, воображения.

Дети, прослушав рассказ, отвечают на вопросы , которые озвучиваются в конце произведения. Отвечая на вопросы, дети сопоставляют с картинками, которые предложены к данному тексту. Также, после проделанной работы, можно попросить детей составить рассказ самостоятельно, опираясь на последовательность картинок.

14 слайд.

Ещё одно направление, используемое мною в работе, это Развитие речевой и познавательной активности детей с применением логосказок. Так как можно разнообразить обычное выполнение артикуляционной гимнастики , использовав метод именно логосказок, зачитывание сказки и выполняя упражнение.

На слайде представлены фото логосказки про паровозика Лёню.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить и расширить знания детей о сказках, активизировать словарь.

- уточнять и расширять словарный запас детей;

- различать неречевые и речевые звуки;

- продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос;

Коррекционно-развивающие:

- развивать элементарную связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, пространственную ориентировку, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, дыхание, общеречевые навыки.

Воспитательные:

- прививать любовь к сказкам, к живой природе;

- воспитывать навыки организационного поведения учащихся.

15 слайд.

Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

- создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×