«Сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста». | Слатюк Ирина Александровна. Работа №309695
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Подготовил:
Учитель-логопед
Слатюк И.А.
МБДОУ №15 «Вишенка» пос. Каменного
Конспект выступления «Сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд.
В последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику.
Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.
Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.
3 слайд.
Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности.
Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- расширение и активизация словаря;
- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
Воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
4 слайд .
Мною была разработано пособие «Логопедическая игра «Приключения буратино».
Цель: автоматизация, закрепление и дифференциация звуков через выполнение игровых упражнений по сюжету сказки.
Задачи:
1. Стимулирование мотивации и интереса на протяжении всего логопедического занятия;
2. Расширение кругозора и обогащение словарного запаса.
3. Формирование нравственного воспитания: этические нормы поведения, семейные ценности, гуманность, дружба.
Игра состоит из 7 блоков. Кратко о них:
Блок 1 «В мастерской у папы Карло»
Цель: Автоматизация, закрепление или дифференциация заданного звука в слогах.
Задачи:
Формирование слуховой памяти и фонематического восприятия.
2. Расширение словарного запаса: стружки, рубанок, мастерская мастера, полено.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
5 слайд
Блок 2 «Мальвина учит Буратино»
Цель: Развитие артикуляционной моторики.
Задачи:
1. Выполнение артикуляционных упражнений, способствующих улучшению произношения заданного звука.
2. Расширение словарного запаса: клякса, чернила, перьевая ручка.
3. Развитие воображения и внимания.
6 слайд.
Составление небольшого рассказа по наглядной картинке.
7 слайд
Блок 3 «Лиса Алиса и кот Базилио»
Цель: Автоматизация, закрепление или дифференциация заданного звука в словах.
Задачи:
1. Формирование нравственного воспитания: гуманность, этические нормы поведения.
2. Развитие навыка счета в пределах 20.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
8 слайд
Блок 4 «Пьеро»
Задачи:
1. Развитие навыка чтения слов или воспринимать информацию на слух.
2. Развитие слухового внимания, логики, мышления.
3. Развитие навыка согласования и порядка слов в предложении.
9 слайд
Блок 5 «Черепаха Тортилла и золотой ключик»
Цель: Формирование пространственного воображения.
Задачи:
1. Развитие ориентировки в пространстве, аккуратности, усидчивости, произвольного внимания, мышления, воображения, креативности.
2. Тренировка мелкой моторики и графо-моторных навыков.
3. Автоматизация или закрепление звуков К,Ч, Ль.
10 слайд.
Развитие воображения, мышления, связной речи. Дети вспоминая сказку Буратино, при помощи персонажей проигрывают действие по картинке.
11 слайд.
Блок 6 «Пёс Артемон»
Цель: Формирование навыка употребления предлогов в речи.
Задачи:
1. Автоматизация или закрепление заданных звуков.
2. Развитие связной речи.
3. Развитие зрительной и слуховой памяти.
12 слайд.
Блок 7 «Карабас Барабас в театре»
Цель: Определение положения заданного звука в слове.
Задачи:
1. Развитие фонематического слух и фонематического восприятия.
2. Развитие слуховой и зрительной памяти.
3. Развитие нравственности и гуманности.
13 слайд.
Также мною применяется пособие «Комплексные занятия по речевому развитию на основе сказок»
Использование красочной и информативной наглядности направлено на формирование умений построения развёрнутых ответов, монологичных и диалогичных высказываний по содержанию прочитанного, прогнозирования ситуаций, воспитание морально-нравственных норм поведения.
Цели данного пособия:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на произведение,(прослушав текст дети делятся впечатлениями, понравился ли им рассказ) связной и
выразительной речи; овладение лексической и грамматической культурой речи;
- Обучение построению развёрнутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного; формирование самоконтроля;
- Закрепление пройденного материала; развитие мелкой моторики, воображения.
Дети, прослушав рассказ, отвечают на вопросы , которые озвучиваются в конце произведения. Отвечая на вопросы, дети сопоставляют с картинками, которые предложены к данному тексту. Также, после проделанной работы, можно попросить детей составить рассказ самостоятельно, опираясь на последовательность картинок.
14 слайд.
Ещё одно направление, используемое мною в работе, это Развитие речевой и познавательной активности детей с применением логосказок. Так как можно разнообразить обычное выполнение артикуляционной гимнастики , использовав метод именно логосказок, зачитывание сказки и выполняя упражнение.
На слайде представлены фото логосказки про паровозика Лёню.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и расширить знания детей о сказках, активизировать словарь.
- уточнять и расширять словарный запас детей;
- различать неречевые и речевые звуки;
- продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос;
Коррекционно-развивающие:
- развивать элементарную связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, пространственную ориентировку, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, дыхание, общеречевые навыки.
Воспитательные:
- прививать любовь к сказкам, к живой природе;
- воспитывать навыки организационного поведения учащихся.
15 слайд.
Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.