Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста | Болдырева Светлана Геннадьевна. Работа №350793. Номер работы: №350793
Аннотация. Сказки — это уникальный инструмент, который обладает множеством возможностей для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются методы использования сказок в образовательном процессе, их влияние на формирование лексики, грамматики и речевой активности у детей в возрасте 3-4 лет. Описание игровой и сказочной деятельности позволит воспитателям эффективно интегрировать сказку в занятия, поддерживая интерес и активность малышей. Представлены практические рекомендации и примеры работы с сказками в детском саду.
Ключевые слова: сказка, развитие речи, младший дошкольный возраст, воспитатель, игровая деятельность, языковая активность, лексика, методы работы.
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Болдырева Светлана Геннадьевна, воспитатель
МДОАУ детский сад №59 комбинированного вида "Ручеёк" города Орска
Аннотация. Сказки — это уникальный инструмент, который обладает множеством возможностей для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются методы использования сказок в образовательном процессе, их влияние на формирование лексики, грамматики и речевой активности у детей в возрасте 3-4 лет. Описание игровой и сказочной деятельности позволит воспитателям эффективно интегрировать сказку в занятия, поддерживая интерес и активность малышей. Представлены практические рекомендации и примеры работы с сказками в детском саду.
Ключевые слова: сказка, развитие речи, младший дошкольный возраст, воспитатель, игровая деятельность, языковая активность, лексика, методы работы.
Речь является одним из важнейших аспектов развития ребенка в дошкольном возрасте. В период от 3 до 4 лет дети активно изучают мир, задают вопросы, и развивают свои речевые навыки. Сказка — это не только увлекательный рассказ, но и мощный ресурс для развития речи. Через сказки дети учатся разговаривать, высказывать свои мысли и чувства, расширяют словарный запас.
Сказки помогают развивать воображение, создают возможность для эмоциональной связи. Они могут служить основой для различных видов деятельности: разговоров, игр, рисования и театрализованных представлений. Эффективное использование сказок в образовательном процессе способствует созданию увлекательной и развивающей среды для детей.
Роль сказки в развитии речи
Расширение словарного запаса. Каждая сказка содержит новые слова и фразы, которые способны расширить кругозор малыша. В процессе прослушивания и последующего обсуждения сказки, дети знакомятся с новыми понятиями и образами. Важно обращать внимание на ключевые слова и повторять их в ходе беседы.
Развитие грамматических навыков. Сказки помогают детям осваивать грамматику. Воспитатель может акцентировать внимание на различных формах слова, спряжении глаголов и построении предложений. Используя ритм и рифму, сказка делает обучение увлекательным и запоминающимся. Например, сказка с повторениями может побудить детей самостоятельно дополнять фразы.
Стимуляция речевой активности. Обсуждение сюжета сказки, персонажей и их поступков способствует активному взаимодействию между детьми и взрослыми. Воспитатель может задавать вопросы о том, что происходит в сказке, предлагать высказаться о действиях героев, тем самым побуждая детей к активному участию в диалоге.
Развитие воображения и креативности. Сказки открывают перед детьми мир фантазий и волшебства. Они могут стать источником вдохновения для совместного творчества, например, создания собственных сказок или рисования сцен из прочитанного. Это развивает не только речь, но и творческое мышление.
Методы работы с сказками
Чтение сказок. Важно делать чтение актом общения. Воспитатель может использовать выразительное чтение, интонацию, изменения голоса для различных персонажей. Это не только удерживает внимание детей, но и помогает им лучше понимать содержание.
Игра по мотивам сказок. Постановка небольших театрализованных представлений или ролевых игр, основанных на сказках, способствует закреплению изученного материала. Дети могут перевоплощаться в героев, что не только развивает их речь, но и помогает лучше усвоить сюжет и основные цели.
Обсуждение и пересказ. После чтения сказки воспитатель может предложить детям обсудить её. Вопросы могут быть как простыми («Кто был героем сказки?»), так и более сложными («Почему герой поступил так?»). Также можно предложить детям пересказать сказку своими словами, что значительно обогатит их вербальное выражение.
Иллюстрации и творчество. Рисование иллюстраций к прочитанной сказке активизирует не только речь, но и визуальное восприятие. Дети могут творчески переработать сюжет, добавляя свои идеи и образы. Также можно предложить им создать книжку-раскраску по мотивам сказки, что объединит языковую и художественную деятельность.
Использование сказок в образовательном процессе дошкольного учреждения оказывает положительное влияние на речевое развитие детей младшего возраста. Сказки не только развлекают, но и обучают, способствуя формированию лексических и грамматических навыков, развивая воображение и активность. Если воспитатели будут осознанно и активно применять сказочный материал в своей практической деятельности, это не только обогатит познавательный опыт детей, но и закладывает основу для успешной речевой коммуникации в будущем.
Список литературы
Декман
Илона Евгеньевна Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии (на примере младших дошкольников МБДОУ детский сад №10 "Ивушка" города Ессентуки) // АНИ: педагогика и психология. 2020. №1 (30).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-skazkoterapii-na-primere-mladshih-doshkolnikov-mbdou-detskiy-sad
Джалолова
Гулчехра
Субхоновна
Роль художественной литературы в развитии речи и общении детей 2-3-х летнего возраста // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин).
2020. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-razvitii-rechi-i-obschenii-detey-2-3-h-letnego-vozrasta
Шейнова
Татьяна Геннадьевна Развитие речевого творчества детей младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования.
2022. №76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevogo-tvorchestva-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta