Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказкатерапия как метод развития речи дошкольников | Тушакова Наркиза Хисамовна. Работа №344317

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как метода развития речи дошкольников. Описаны основные принципы сказкотерапии и её роль в формировании связной речи, расширении словарного запаса и развитии творческих способностей детей. Особое внимание уделено взаимодействию воспитателя и ребёнка в процессе сказкотерапии, а также значению сказок для эмоционального и речевого развития дошкольников.

Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольники, развитие речи, сказки, связная речь, творческое мышление, воспитатель.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тушакова Наркиза Хисамовна, воспитатель
МБДОУ Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как метода развития речи дошкольников. Описаны основные принципы сказкотерапии и её роль в формировании связной речи, расширении словарного запаса и развитии творческих способностей детей. Особое внимание уделено взаимодействию воспитателя и ребёнка в процессе сказкотерапии, а также значению сказок для эмоционального и речевого развития дошкольников.
Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольники, развитие речи, сказки, связная речь, творческое мышление, воспитатель.
Сказкотерапия — это один из эффективных методов развития речи дошкольников, основанный на использовании сказок как инструмента для обучения и воспитания. Сказки играют важную роль в жизни детей, так как через них они познают мир, учатся выстраивать причинно-следственные связи, расширяют словарный запас и развивают речь. Метод сказкотерапии направлен на создание условий, в которых ребёнок не только воспринимает сказочные истории, но и активно вовлекается в процесс их пересказа, интерпретации и создания собственных сказок, что способствует развитию связной речи и творческих способностей.
Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников заключается в том, что сказки являются мощным инструментом для формирования у детей навыков связной речи. Во время прослушивания сказок дети учатся воспринимать грамматически правильные предложения, знакомятся с новыми словами и выражениями, что помогает им расширять словарный запас. Процесс пересказа сказок способствует развитию умения выстраивать связные, логически построенные рассказы, что является важным этапом формирования связной речи.
Пересказ сказок — это одна из ключевых методик сказкотерапии, которая помогает детям научиться структурировать свои мысли и выражать их в словесной форме. После прослушивания сказки воспитатель может предложить детям пересказать услышанное, обращая внимание на последовательность событий, главных героев и их поступки. Это упражнение помогает развивать у детей память, внимание и умение передавать информацию через речь. Например, после чтения сказки о трёх поросятах воспитатель может предложить детям рассказать, какие испытания пережили герои и как они справились с трудностями.
Создание собственных сказок также является важным элементом сказкотерапии, который стимулирует творческое мышление и развивает речь детей. Воспитатель может предложить детям придумать собственные сказки, используя известные сюжеты или создавая совершенно новые истории. Этот процесс развивает у детей фантазию, учит их строить предложения, использовать разнообразные языковые средства и выстраивать сюжетные линии. Например, дети могут придумать новую версию сказки о Красной Шапочке, добавляя в неё свои элементы и героев. Это помогает детям активнее использовать язык и формулировать свои мысли.
Взаимодействие с персонажами сказок также играет важную роль в развитии речи дошкольников. В процессе сказкотерапии дети могут "вживаться" в роли сказочных персонажей, учиться говорить их словами и выражать эмоции через речь. Например, во время драматизации сказки дети могут играть роли волка, зайца, медведя или других героев, что способствует развитию навыков диалога и умению передавать интонацию, эмоции и настроение через речь. Это помогает детям чувствовать себя более уверенно в общении и развивает их коммуникативные способности.
Преимущества сказкотерапии для развития речи заключаются в том, что она не только помогает детям развивать язык, но и стимулирует их эмоциональное развитие. Через сказки дети учатся осознавать свои чувства, понимать переживания других и выражать эмоции в речи. Например, сказка о Золушке может помочь детям понять, как важно быть добрым, уметь прощать и сохранять положительный настрой, несмотря на трудности. Воспитатель может предложить детям обсудить поступки героев и выразить своё мнение о том, как они бы поступили на месте главного персонажа.
Сказки помогают детям справляться с внутренними переживаниями и лучше понимать окружающий мир. Через сказочные истории дети учатся решать конфликты, понимать свои эмоции и находить выходы из сложных ситуаций. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает детям более уверенно использовать речь для выражения своих мыслей и чувств.
Интерактивные формы работы с использованием сказкотерапии, такие как игры, обсуждения и драматизации, позволяют сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Воспитатель может организовать постановку сказок, где дети будут активно участвовать в создании диалогов, реплик и действия. Например, в игре "Придумай продолжение сказки" воспитатель начинает историю, а дети по очереди добавляют в неё новые элементы. Это стимулирует детей к активному использованию речи и помогает развивать умение строить связные повествования.
Роль воспитателя в сказкотерапии заключается в том, чтобы направлять процесс обучения, стимулировать детей к активному использованию речи и помогать им развивать навыки пересказа, диалога и сочинительства. Важно, чтобы воспитатель подбирал сказки, соответствующие возрасту и интересам детей, и создавал условия, в которых каждый ребёнок сможет проявить свои речевые и творческие способности. Например, воспитатель может предложить детям выбрать сказку для пересказа или драматизации, что сделает процесс обучения более увлекательным и стимулирующим.
Подводя итог, сказкотерапия является эффективным методом развития речи у дошкольников, который помогает детям активно развивать словарный запас, связную речь и творческие способности. Важно, чтобы воспитатель использовал сказки не только для обучения детей языку, но и для развития их эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Сказкотерапия стимулирует детей к активному использованию речи, помогает им развивать воображение и лучше понимать окружающий мир через взаимодействие с героями сказочных историй.
Список литературы
1.Галеева Е. В. Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 10. — С. 52–54.
2.Сорокина, Н. В. Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников / Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 343-346.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×