Сказки и математика: как использовать литературные тексты на уроках математики | Умрихина Ольга Анатольевна. Работа №349882
Аннотация. В статье обсуждаются возможности интеграции сказок и других литературных текстов в учебный процесс на уроках математики в начальной школе. Рассматриваются преимущества использования художественных текстов для развития математического мышления и интереса к предмету у младших школьников. Приводятся примеры математических задач и упражнений на основе сказок, а также предлагаются методы применения таких заданий на практике для улучшения познавательной активности учеников.
Ключевые слова: математика, сказки, начальная школа, литературные тексты, интеграция предметов, математическое мышление, задания по математике.
СКАЗКИ И МАТЕМАТИКА: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕКСТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Умрихина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
МКОУ Миндерлинская СШ, филиал Борская основная общеобразовательная школа, Красноярский край п.Борск
Аннотация. В статье обсуждаются возможности интеграции сказок и других литературных текстов в учебный процесс на уроках математики в начальной школе. Рассматриваются преимущества использования художественных текстов для развития математического мышления и интереса к предмету у младших школьников. Приводятся примеры математических задач и упражнений на основе сказок, а также предлагаются методы применения таких заданий на практике для улучшения познавательной активности учеников.
Ключевые слова: математика, сказки, начальная школа, литературные тексты, интеграция предметов, математическое мышление, задания по математике.
Современные тенденции в педагогике всё больше внимания уделяют интеграции различных учебных предметов. Такой подход помогает детям осваивать учебные дисциплины с разных сторон, развивает гибкость мышления и формирует целостное восприятие мира. Одним из интересных и эффективных способов разнообразить уроки математики является включение в них литературных текстов, в частности, сказок. Литература может стать мощным инструментом, который не только оживит занятия, но и поможет детям по-другому взглянуть на математические задачи, стимулируя их познавательный интерес.
Зачем использовать сказки на уроках математики?
Использование сказок на уроках математики позволяет:
Поддерживать интерес к предмету. Уроки математики, сопровождающиеся литературными отрывками, превращаются в увлекательное занятие, а задачи становятся более понятными и значимыми для детей.
Развивать воображение и творческое мышление. Через сказочные сюжеты дети лучше понимают абстрактные математические понятия, находят нестандартные решения и самостоятельно интерпретируют задачи.
Формировать эмоциональную связь с математикой. Сказочные сюжеты помогают детям воспринимать математику как увлекательный процесс, снижают уровень тревожности и способствуют повышению мотивации к обучению.
Методы использования сказок на уроках математики
1. Задачи на основе сказочных сюжетов
Для создания математических задач можно брать сюжеты из популярных сказок. Например:
"Три поросенка". Учащимся можно предложить посчитать количество кирпичей, необходимых для постройки каждого домика, если каждому поросёнку требуется определённое количество материала.
"Репка". Сюжет о персонажах, которые тянут репку, может стать основой для задач по порядковым числам и последовательности действий.
"Колобок". Можно предложить задачу на движение и расстояние, подсчитав, какое расстояние мог преодолеть колобок от бабушки и дедушки до леса.
Эти задачи пробуждают у детей интерес к решению математических задач, поскольку они вовлекаются в знакомые, интересные и понятные сюжеты.
2. Математические понятия через сказочные истории
Сказки позволяют интегрировать в уроки конкретные математические понятия, например, числа, формы, симметрию и последовательность:
Сказка "Золотой ключик". В сказке можно обсудить ключ, его форму и симметричность. Ученикам можно предложить задания на изучение симметрии с использованием рисунков ключей и замков.
Числа и количество. Сказки часто содержат указания на числа и количества (три поросёнка, семь козлят, три медведя). Учитель может предложить детям задачи на сложение, вычитание, умножение, используя данные об этих количествах. Например: "Сколько нужно пирожков испечь бабушке, если у неё и дедушки каждый день будет приходить к обеду три поросенка?"
3. Геометрические фигуры в литературных сюжетах
Математику также можно интегрировать в уроки с помощью геометрических фигур:
"Три медведя". У каждого медведя в сказке есть собственная кровать, стул, миска. Это можно использовать для изучения размеров, форм и пропорций, сравнения предметов по длине и ширине.
Домики персонажей. Многие герои сказок живут в домах, отличающихся по форме и структуре. Например, можно сравнить квадратные и треугольные крыши домиков, обсудить, почему разные дома подходят для разных условий (например, кирпичный дом у третьего поросёнка).
4. Задания на логическое мышление и комбинаторику
Сказочные сюжеты могут быть основой для заданий на развитие логического мышления:
"Курочка Ряба". Задача по разгадыванию последовательностей, если курочка несёт золотые яйца через определённые промежутки времени.
Комбинаторные задачи. Например, можно предложить детям задачу: "Семеро козлят хотят выстроиться в ряд, чтобы сделать фотографию. Сколько различных способов выстроиться у них есть?"
Логические задачи такого рода учат детей систематизировать информацию и выстраивать решения на основе анализа сюжета.
5. Практические задания и игры
Задания можно дополнить практическими занятиями, позволяющими детям наглядно осмыслить математические понятия:
Ролевая игра по сказке. Например, дети могут по ролям "выстроиться" как герои сказки "Репка", а затем провести подсчёт участников и определить последовательность событий.
Математические пазлы и головоломки. Учитель может создать пазлы или картинки из сказок с разными геометрическими фигурами, а дети должны будут составить из этих элементов общую картину, анализируя фигуры и формы.
Преимущества интеграции сказок в уроки математики
Использование сказок на уроках математики обладает несколькими существенными преимуществами:
Повышает интерес к обучению. Дети легче вовлекаются в процесс, когда могут соотнести задачи с знакомыми сюжетами.
Развивает межпредметные связи. Интеграция математики с литературой помогает развить более глубокое понимание обеих дисциплин, а также демонстрирует практическое применение математических знаний.
Снижает уровень тревожности. Для многих младших школьников математика связана со стрессом, однако литературные тексты создают более комфортную и привычную атмосферу, что позволяет детям легче воспринимать задачи.
Формирует навыки анализа и синтеза. Дети не просто выполняют вычисления, но учатся понимать математические законы через знакомые образы и сюжеты, что стимулирует их аналитическое и творческое мышление.
Интеграция сказок и литературных текстов в уроки математики в начальной школе является эффективным педагогическим приёмом. Такая методика не только позволяет сделать математику более интересной и доступной для детей, но и развивает их творческое и критическое мышление. Уроки с использованием сказок помогают детям почувствовать математику как неотъемлемую часть их жизненного опыта и открывают перед ними возможности увлекательного изучения сложных понятий. Учителя начальных классов могут активно применять этот подход, чтобы пробудить у учеников любовь к математике и сформировать у них стойкий интерес к изучению предмета.
Список литературы
Бойко Л. В., Лобанова Е. М., Василенко И. В. Некоторые способы активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики // Символ науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sposoby-aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-uroke-matematiki
Коломеец Алена Владимировна Продуктивная деятельность дошкольников на занятиях с математическим содержанием // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnaya-deyatelnost-doshkolnikov-na-zanyatiyah-s-matematicheskim-soderzhaniem
Панишева Ольга Викторовна, Овчинникова Марина Викторовна Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как способ осуществления межпредметных связей математики и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-kak-sposob-osuschestvleniya-mezhpredmetnyh-svyazey-matematiki-i-literatury