Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказкотерапия ☼☼ | Поспелова Диана Валерьевна. Работа №255648

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Поспелова Диана Валерьевна
Добрый день. Материал разработан как рекомендация для педагогов. Сказкотерапия очень интересный способ работы с детьми дошкольного возраста. 

Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Консультация для педагогов.

Поспелова Диана Валерьевна

МБДОУ Детский сад №43 комбинированного вида, г. Гатчина

воспитатель

Цели:

познакомить

участников образовательного процесса

с

одной из форм

арттерапии

сказкотерапией

;

дать рекомендации по работе со сказкой

ее направлениях и видах;

п

оказать алгоритм создания и различные способы воспроизведения сказок.

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод -

метод

сказкотерапии

. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.  

Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.

Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можем узнать о ребенке много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку по много раз.

Дети до

5

лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных.

Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни.

В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, каких-то реальных страхов.

 

Создавать сказки можно разными способами. Можно взрослому заранее приготовить сказку, а можно сочинять вме

сте с детьми, как индивидуально, так и группой, с наглядным материалом и без него.

(Предлагается волшебный сундучок).

 

Ожидая результатов от сказки надо понимать, что каждая из сказок имеет определенную направленность.

1. Медитативные - используются для освобождения от психоэмоционального напряжения. Как правило, в сюжете медитативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты. Можно сказать – притчи.

2. Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.

4. Психотерапевтические. Сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Рассуждение на «взрослые» темы: развод, утрата близкого и др.

5. Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

Предлагаю сегодня нам поработать со сказками. Мы послушаем сказки различной направленности, определим алгоритм сказок, и, разделившись на команды, сами сочиним сказки

Медитативные сказки.

Прослушивание аудизаписи. Имаготерапевтическая программа для детей «Баиньки». Автор Е.А.Лисина.

Дидактические сказки.

Алгоритм сказки:

Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

Разрушение благополучия.

В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

Восстановление страны: чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание (упаковка ученого задания).

Чтение сказки С.Казарян «Жили-были два микроба». Практикум по сказотерапии. Автор Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может увидеть последствия своих действий, и это подтолкнет его к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и

смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр.

Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменени

й.

 

Практическая часть.

А теперь вам предстоит опробовать свои возможности как создателей различных сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача — на основе доставшегося вам начала сказки сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке.

Обсуждение сказок.

 

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

 

СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ

В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их...

У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование. Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие — он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки...

В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились...

Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки — грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и во время игр, в сонный час и во время разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши...

Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только Волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что — он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой...

В одном лесу, почти на опушке, выросла Березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву...

Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи — они ядовиты!» — говорила Медведица. Но однажды Медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда: теперь, как только он начинал говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши...

Один мальчик все время забывал чистить зубы. По этому поводу Зубная щетка очень переживала — ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику...

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×