Скороговорка в развитии речи детей дошкольного возраста | Козлова Людмила Алексеевна. Работа №339264
Аннотация. Статья посвящена значению скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает, что скороговорки не только забавны, но и являются эффективным инструментом для улучшения произношения, развития слуховой памяти и координации движений артикуляционного аппарата. В статье рассматриваются преимущества использования скороговорок в обучении речи, а также предлагаются рекомендации по их применению в повседневной практике.
Ключевые слова: скороговорки, развитие речи, артикуляция, речевая моторика, интерактивное обучение.
Скороговорки – это не просто забавные фразы, которые трудно произнести быстро и без ошибок. Они играют важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста, способствуя формированию правильного произношения звуков, развитию слуховой памяти и координации движений артикуляционного аппарата. Исследования показывают, что использование скороговорок в обучении детей может значительно повысить эффективность изучения родного языка.
СКОРОГОВОРКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Козлова Людмила Алексеевна, воспитатель
МАДОУ Д/с № 15 «Дельфиненок»
Аннотация. Статья посвящена значению скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает, что скороговорки не только забавны, но и являются эффективным инструментом для улучшения произношения, развития слуховой памяти и координации движений артикуляционного аппарата. В статье рассматриваются преимущества использования скороговорок в обучении речи, а также предлагаются рекомендации по их применению в повседневной практике.
Ключевые слова: скороговорки, развитие речи, артикуляция, речевая моторика, интерактивное обучение.
Скороговорки – это не просто забавные фразы, которые трудно произнести быстро и без ошибок. Они играют важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста, способствуя формированию правильного произношения звуков, развитию слуховой памяти и координации движений артикуляционного аппарата. Исследования показывают, что использование скороговорок в обучении детей может значительно повысить эффективность изучения родного языка.
Скороговорки помогают развить детский слух, улучшить артикуляцию звуков, сформировать правильное дыхание и интонацию при произнесении слов. Повторение сложносочиненных фраз требует от ребенка концентрации внимания, помогает улучшить память и развить речевую моторику. Благодаря скороговоркам дети учатся выговаривать правильно сложные звуки, различать звуки и буквы, что важно для формирования навыков грамотного чтения и письма. Кроме того, игра со скороговорками делает занятия речевым развитием увлекательными и интересными для малышей, способствует развитию их творческих способностей. Важно помнить, что, подбирая скороговорки для детей, необходимо учитывать их возрастные особенности и специфику развития речи, чтобы занятия были максимально эффективными и
Скороговорки являются прекрасным инструментом для развития речи у детей дошкольного возраста. Они помогают улучшить произношение, расширить словарный запас и развить навыки плавности речи. Повторение скороговорок тренирует языковые навыки, улучшает артикуляцию звуков и помогает детям осознать звуковую структуру слов. Кроме того, скороговорки способствуют развитию слухового восприятия и концентрации, помогая детям лучше ориентироваться в звуковом пространстве. Эта игровая форма обучения делает процесс изучения языка увлекательным и интересным, поощряя детей к активному участию и творческому подходу к общению. В результате, дети улучшают свои коммуникативные навыки, становятся более уверенными в общении и легче усваивают новую информацию.
Техника использования скороговорок в обучении речи имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, скороговорки помогают детям развивать речевую моторику и артикуляцию звуков. Повторение звуков и слогов в быстром темпе совершенствует произношение и помогает улучшить артикуляцию.
Во-вторых, скороговорки способствуют развитию слухового восприятия у детей. В процессе повторения сложных фонем и звукосочетаний дети обучаются различать и запоминать звуки, что положительно сказывается на способности слушать и понимать речь окружающих.
Кроме того, использование скороговорок способствует развитию лексического запаса детей. Забавные и запоминающиеся скороговорки помогают усвоить новые слова и фразы, а также познакомиться с различными звуками родного языка.
Наконец, скороговорки положительно влияют на развитие речевой памяти и скорости реакции детей. Повторение и запоминание сложных скороговорок требует от них концентрации внимания и быстрой реакции, что благоприятно сказывается на развитии когнитивных способностей.
Использование скороговорок способствует развитию артикуляции, памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления у малышей. Важно, чтобы скороговорки были не только забавными, но и подходящими по возрасту и уровню развития ребенка.
Рекомендации по использованию скороговорок в повседневной практике:
1. Постоянное повторение. Чтобы дети запоминали скороговорки и улучшали свою речь, важно часто повторять их. Рекомендуется повторять скороговорки несколько раз подряд, чтобы дети могли лучше запомнить звуки и слова.
2. Интерактивное использование. Включайте детей в создание новых скороговорок или просить их придумывать свои варианты. Это не только развивает их творческое мышление, но и улучшает навыки произношения.
3. Разнообразие скороговорок. Предлагайте детям различные скороговорки разной сложности и длины. Это поможет им развивать речь на разных уровнях и совершенствовать произношение звуков.
4. Игровой подход. Используйте скороговорки в виде игр или соревнований, где дети могут соревноваться в скорости и четкости произношения. Это сделает процесс изучения скороговорок веселым и увлекательным.
5. Поощрение и похвала. Отмечайте прогресс детей в использовании скороговорок и поощряйте их усердие. Похвала за улучшение произношения и запоминание скороговорок стимулирует детей развивать свою речь дальше.
В заключение, скороговорки являются эффективным инструментом в развитии речи детей дошкольного возраста. Их использование в игровой форме делает процесс обучения веселым и интересным, способствуя улучшению дикции, развитию артикуляционного аппарата и расширению словарного запаса. Важно помнить, что регулярные занятия со скороговорками принесут ощутимые результаты и помогут ребенку в дальнейшем успешно освоить письменную и устную речь.
Список литературы
Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Владос, 2014. – 302-311 с.
Яворовская И.А. Занятия с логопедом. Потешные скороговорки. Азбука-раскраска / И.А. Яворовская. - М.: Феникс,
2018. - 122 c.