Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | Суслина Юлия Владимировна. Работа №310508
УМК «Школа России»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;
-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; мелодии: «Голубой вагон»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением снеговиков
Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Тип урока: Комбинированный
Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
УМК «Школа России»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими
ЛИЧНОСТНЫЕ
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать причины успеха в учебной деятельности;
-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия:
регулятивные
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;
-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Демонстрационный материал: плакаты с изображением паровоза и вагонов «Речь», «Предложение», «Слово», «Звуки и буквы»; мелодии: «Голубой вагон»; слайд-картина «Зимний лес», «Заяц и лиса»; слайды с текстами для самоконтроля, слайд-таблица, слайд для рефлексии с изображением снеговиков.
Раздаточный материал: карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока
Формирование предметных умений
Формирование УУД
Организационный
момент
Привитие культуры умственного труда. Подготовка кистей рук к письменной работе.
Р.Планирование учебного сотрудничества
Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности
Закрепление знаний учащихся об устной и письменной речи, о предложениях и словах.
Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно.
Этапы изучения нового материала
Постановка учебной задачи
Формирование умений добывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения; развитие навыка работы с теоретической частью учебника.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
П. Умения строить речевые высказывания
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
Применение знаний и способов действий
Работа в парах
Распределение слов по группам
Отработка умения отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.
Р.Планирование действий, с учётом конечного результата. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
Самоконтроль
Развитие навыков само- и взаимопроверки.
Р. Контроль – сличение с эталоном.
Динамическая пауза
Музыкальная физкультминутка «Голубой вагон»
Работа по развитию речи
Развивать умения логически излагать свои мысли, правильно строить предложения; привлекать внимание учеников к правильным нормам произношения слов с целью развития навыков культуры речи.
П. Умения строить речевые высказывания, соблюдать логическое следование мыслей.
Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий.
К. Умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.
Динамическая пауза «Зайка»
Работа в группах
Расширение словарного запаса учащихся, развитие речи, умение отличать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения.
Р.Планирование действий, с учётом конечного результата.
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
Разминка для глаз
Актуализация знаний
Работа по учебнику
Формировать умения находить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ставить к ним вопросы, составлять предложения.
П. Умения распределять слова на группы по вопросам,
Р.Планирование действий, с учётом конечного результата.
Взаимоконтроль
Развитие навыков само и взаимопроверки.
Р. Контроль – взаимопроверка.
Обобщение
Рефлексия
Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.
Л. Формировать эмоциональную потребность в самовыражении, позитивной моральной самооценке и моральных чувствах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Подготовка кистей рук к письму. Физкультминутка для кистей рук, пальчиков.
«Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»
2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы продолжаем путешествовать на нашем паровозе. Чтобы отправиться в путь, поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение содержит…(законченную мысль).
Предложение состоит из…(слов).
3. Самоопределение к деятельности. Запись числа. Чистописание.
- Какое сегодня число? Запишите. ( Списывание с доски.)
- Упражнение в чистописании спряталось в загадке.
Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
- На первой строке напишем букву, которая в слове «сосулька» не обозначает звука. (Мягкий знак) А зачем такая буква нужна? (Письмо в тетради ьь в соединении)
- На второй строке напишем букву, которая обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.
(Буква л). Письмо в тетради лл в соединении.
Этапы изучения нового материала.
4. Определение темы, целей и задач урока.
Учитель: Прочтите слова.
(На доске записаны слова: щенок, весёлые, ребята, бегает, маленький, играют )
- На какие группы можно разделить данные слова?
-Что общего у слов щенок, ребята? (Называют предметы).
-Что общего у слов весёлые, маленький? (Называют признаки предметов).
-Что общего у слов бегает, играют? (Называют действия предметов).
-Какие предложения можно составить из этих слов?
-Сколько слов в каждом предложении?
-Назовите тему урока.
5. Получение информации из учебника (с. 21, упр. 6)
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
Применение знаний и способов действий.
6. Работа в парах.
Учитель: Мы отправляемся в заочное путешествие по зимнему лесу. Чтобы сесть в вагон, надо заполнить «билет». Учитель раздаёт «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).
Учитель: Проверьте себя по слайду. (Кто? Что? Мороз, снег, волк.
Какой? Морозный, снежный, голодный. Что делает? Морозит, порхает, воет).
- А теперь в путь.
7. Динамическая пауза. Звучит мелодия «Голубой вагон», ученики делают «паровозик», двигаются по классу.
8. Работа по развитию речи. Картина - слайд «Зима в лесу».
Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите?
Дети: лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…
Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Хотите увидеть чудеса, станьте невидимками. Вот у дерева сугроб. Интересно, кто притаился там?
Загадка. Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц и лиса.)
Слайд «Заяц и лиса зимой»
Учитель: Расскажите, как заяц живёт зимой? (Ответы детей)
Врагов у зайца много. Но живёт он и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. К зиме шубка светлеет. А у беляка она совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидеть, что делается позади него. Уши длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох и даже во сне.
А кто знает, как живёт лиса? (Ответы детей)
9. Динамическая пауза.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
10. Групповая работа. Слайд «План работы».
Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.
1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?»
2 группа «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика».
3 группа «Серой шерстью он покрыт, и клыки его страшны. Он охотится на зайцев, все в лесу его боятся».
4 группа «Чёрный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост, как упор».
5 группа «Не голос – громкая труба, большая верхняя губа, на нём громадные рога».
ПЛАН РАБОТЫ
Отгадайте загадку.
Заполните таблицу.
Предмет
Признак предмета
Действие предмета
11. Проверка групповой работы.
-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают?
-Почему у вас нет слов, отвечающих на вопрос Что?
-Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какой вопрос они отвечают?
-Назовите слова, которые обозначают действие предмета. На какой вопрос они отвечают?
12. Разминка для глаз.
13. Актуализация знаний. Работа по учебнику.
С. 22, упр.8
-Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ.
-Выполните задание.
Взаимопроверка.
14. Обобщение. Итог урока.
Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо потрудились на уроке, пусть ваш снеговик на билете улыбнётся вам. Если что-то не поняли на уроке или не довольны своим трудом - пусть он задумается.
( Появляется слайд с изображением снеговиков). Ученики дорисовывают изображение.