Слова, обозначающие предметы, действия предметов и признаки предметов. Пересказ текста «Как щенок нашёл друзей». | Федяинова Елена Игоревна. Работа №231506
Автор: Федяинова Елена Игоревна
Конспект занятия по развитию связной речи учащихся 1 класса.
Слова, обозначающие предметы, действия предметов и признаки предметов. Пересказ текста «Как щенок нашёл друзей».
Цели: закреплять представление о словах обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов; закреплять навык их практического употребления, различения. Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картин и опорных слов; подбирать слова синонимы.
Задачи:
Образовательные. Активизация и актуализация словаря по теме "Осень". Обобщение слов по теме "Фрукты", "Овощи", "Животные". Совершенствование навыка пересказа текста по серии сюжетных картин и опорным словам. Совершенствование навыка различения одушевленных и неодушевленных предметов.
Развивающие. Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, координации речи с движением.
Воспитательные. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки: кот, лиса, собака, заяц, лук, редиска, огурцы, груша, яблоко, ананас, щенок; серия сюжетных картин; слова: девочки, подружки, они, Оля и Катя, щенок, он, собачка, найдёныш, четвероногий друг, питомец, Дружок; картинки с радостным и грустным щенком.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня вы посмотрели
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Л.: Поиграем в группы слов.
Кто из вас играть готов?
(Поднимите руки.Хорошо.)
Кот, лиса, собака, заяц
Лук, редиска, огурцы
Груша, яблоко и ананас.
Что вы знаете про нас?
Л.: Скажите, что обозначают слова, которые я вам назвала?
Д.: Слова, которые обозначают предметы.
Л.: На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
Д.: Кто? Что?
Л.: Какие слова отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)
Какие слова отвечают на вопрос Что? (неодушевлённые)
Л.: Посмотрите на картинки, которые расположены на доске. Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? А теперь назовите слова, которые отвечают на вопрос Что?
Ответы детей.
Л.: Мы уже говорили с вами, что каждый предмет, может выполнять какие то определённые действия. Давайте назовём, какие действия может выполнять заяц. Как мы спросим?
Заяц что делает? Прыгает, бегает, ест, спит, пьёт, грызёт, прячется, убегает и т.д.
Собака что делает? Лает, сторожит, гавкает, охраняет, спит, караулит и т.д.
Огурцы что делают? Растут, висят, цветут.
Л.: А теперь давайте посмотрим на зайца и скажем:
Заяц какой? Серый, пушистый, большой, дикий, лесной, быстрый, шустрый.
Огурцы какие? Зелёные, овальные, твёрдые, лёгкие, шершавые, вкусные, сочные, полезные, вкусные.
Л.: Ещё раз посмотрите на наши картинки и скажите, на какие группы их можно разделить?
Д.: Кот, лиса, собака, заяц – это животные.
Лук, редиска, огурцы – овощи.
Груша, яблоко и ананас – это фрукты.
Л.: А теперь давайте с вами немножко отдохнём.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте).
Л.: А теперь, отгадайте загадку и вы узнаете, о ком мы сегодня будем рассказывать.
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живёт.
(Щенок.)
Л.: Правильно ребята - это щенок. Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю про щенка, нарисованную на этих картинках. Ребята, но наши картинки потеряли своё место. Я вам прочитаю рассказ, а вы будьте внимательны и постарайтесь каждой картинке найти своё место.
Чтение текста.
Как щенок нашёл друзей.
Наступила поздняя осень. С деревьев облетели листья. Солнце спряталось за тучи. Целый день льёт дождь. Дует сильный ветер.
На детской площадке потерялся маленький щенок. Он сидел около горки и жалобно скулил. Мимо шли девочки и увидели щенка. Он был весь мокрый и дрожал от холода. Подружки решили забрать собачку домой. Дома Оля и Катя накормили найдёныша. Малыш согрелся и уснул на коврике. Девочки сидели на диване и смотрели, как спит их четвероногий друг. Подружки назвали щенка Дружком. Они заботились о своём питомце и ухаживали за ним.
Л.: И так, какая картинка будет первая, вторая, третья, ……
Молодцы, справились с этой работой.
Вопросы:
- Скажите, какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете?
- Какая была осень? (поздняя, пасмурная, дождливая, ветреная, холодная)
- Кто сможет при помощи графического плана рассказать про осень?
Отвечает один ребёнок.
- Кто нарисован на второй картинке?(щенок)
- Что с ним произошло? (он потерялся и жалобно скулил)
- Ребята, а какой был щенок? (маленький, беспомощный, мокрый, озябший, серый, пятнистый, грустный)
А как по другому сказать: Щенок был грустным(печальным, расстроенным).
- Кого вы видите на этой картинке? (девочек, которые увидели щенка. Им стало его жалко и они решили забрать его домой)
А как сказать по другому: Девочки увидели (заметили, нашли, обнаружили, встретили, повстречали). Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой).
- Что произошло дальше?
-Чем закончилась эта история?
- Правильно поступили Оля и Катя?
- Какие были девочки? (добрые, отзывчивые, заботливые)
- Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на наши картины и запомните как можно больше предметов, изображённых на них. (логопед переворачивает картины, дети называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей, четвёртой и пятой картинам)
- Скажите, как по другому можно назвать девочек?
Девочки
Подружки
Они
Оля и Катя
- А как можно назвать щенка?
Щенок
Он
Собачка
Найдёныш
Четвероногий друг
Питомец
Дружок
Л.: А теперь с помощью серии сюжетных картин, графического плана, слов, попробуйте восстановить в памяти эту историю.
Рассказывают 2-3 ученика (можно по частям).
Л. Ребята, чему мы учились на занятии?
- На столах у вас лежат картинки щенков, кому наше занятие понравилось, возьмите радостного щенка, кому нет – грустного щенка.
Вы мне сегодня все очень понравились. Я довольна вами и нашим занятием.
На этом урок окончен. Можете отдыхать.
Литература:
Н.Е. Ильякова. Серия сюжетных картин "Как щенок нашел друзей". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда.
Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. Книга для учителя. М. «Просвещение» 1995.
Приложение: