«Словарная работа как средство формирования орфографической грамотности младшего школьника» | Белоносова Татьяна Александровна. Работа №222604
Автор: Белоносова Татьяна Александровна
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Центральной идеей представленной работы над словарными словами является последовательная работа над группой слов с постоянным включение разнообразных видов работы для развития речи и глубокого запоминания «трудных» слов.
«Словарная работа как средство формирования орфографической грамотности младшего школьника»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1.1 Орфография и этимология……………………………………………..8
1.2 Содержание и методика работы со словарными словами …………..9
1.3 Схема работы со словарными словами ………………………………10
1.4 Использование «Занимательного словарика» ………………………11
1.5. Виды словарных диктантов…………………………………………..16
1.6. Использование интерактивной доски
при изучении словарных слов……………………………………………20
1.7. Результативность работы……………………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………....23
Используемая литература………………………………………………….24
Введение
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальность работы состоит в том, чтобы сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В.Текучев.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.В такой работе можно выделить множество недостатков в организации методики работы над словами с непроверяемым написанием:
- отсутствие системы в работе над словами;
- невысокий уровень развития памяти у детей;
- монотонное и однообразное изучение словарных слов, ведущее к потере интереса учащихся к урокам русского языка в целом;
- выключенность изучаемого слова из контекста при проведении работы над ним.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился на уроке со словарным словом и постарался выучить его. Важно добиться, чтобы закрепилось значение слова, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка, мог использовать эти слова в устной и письменной речи грамотно.
Целью моей работы является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка.
Задачи:
Анализ литературы по данному вопросу;
Рассмотрение
различных подходов к словарной работе;
Систематизация словарных слов по группам;
Составление «занима
тельного словарика»
;
Составление презентации для работы на уроках
.
Объект проекта: процесс усвоения правописания словарных слов.
Предмет проекта: усвоение правописания словарных слов, формируемое в учебном процессе путем работы с классификацией словарных слов.
Гипотеза проекта: повышению орфографической грамотности будет способствовать использование системы работы с группой словарных слов.
Новизна педагогического опыта состоит в том, чтобы изучать словарные слова в группах, основанных на общности орфограмм, на присутствии рифмы в запоминании группы слов, в использовании элементапредшествования.
Теоретическая значимость работы определена следующим образом: полученные результаты расширяют представления о процессах организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Практическая значимость состоит в том, что составленные презентации и «Занимательный словарик» помогут любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что в свою очередь повысит внимание к слову.
Центральной идеей представленной работы над словарными словами является последовательная работа над группой слов с постоянным включение разнообразных видов работы для развития речи и глубокого запоминания «трудных» слов.
Инструментарий:
Презентация (используется на этапе знакомства со словами, на этапе повторения и закрепления)
«Заним
ательный словарик» (по м
ере прохождения групп словарных
с
лов)
На первом этапе своего педагогического проекта изучила и применила на практике многие приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
.
Применяла метод механического запоминания, разработанный Окуловой Г.Е. В пособии «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» она отмечает: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ»(13 с.4)
Также на своих уроках использовала популярный вид работы над словарным словом- словарный диктант с использованием загадок. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В.Узоровой и Е.А.Нефёдовой «Словарные слова» (14)
Использовала технику Д.Н.Богоявленского. Он отмечает: «Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но и соединение списывания с отчётливым проговариванием». (1, с 249)В своей работе по данному направлению также использовала мнемонические приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н.Кохичко.
Опираясь на опыт работы Е.И. Никитиной, пришла к выводу, что мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда при запоминании написания «трудного» слова нет возможности опереться на сознание ученика. (12)
На уроках во 2 классе использовала тетради на печатной основе Е.Г.Мережко «Учим словарные слова- 2». (11)
Необходимость опоры на сознание в словарной работе отмечали такие известные педагоги и методисты, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский, М.А.Рыбников и др.
Изучив данные методики и применив их на практике, я пришла к выводу, что проблема усвоения написания словарных слов остаётся не решенной.
1.1.Орфография и этимология
Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология. Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились – значит, запомнили слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о правописании слова.
Очень важно, чтобы дети различали исторический и современный состав слова. Можно показать исторический корень в слове пунктирной линией, а сплошной – современный корень. Иногда знание исторического корня открывает секрет орфографии: непроверяемую гласную можно проверить.
О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ “трудных слов”» («Русский язык в школе» № 2/1999) (6) приводит примеры словарных диктантов.
• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении заданий в ЕГЭ.
• «Узнай слово по полной этимологической справке к нему»: по историческому корню, по его происхождению и родству со словами из других языков, на основе звукового и смыслового сходства.
1.2 Содержание и методика работы со словарными словами
Языковой материал по каждой лексической единице включает в себя несколько разделов.
Распределение
словарных слов по группам
(Приложение 1)
.
Весь пакет словарных слов дети имеют в своей папке, что позволяет также вести работу на опережение.
То
лкование слова,
позволяющее лучше понять лексическое значение слова.
И
ллюстрация
(«запоминалка»)
,
помогающая лучше запомнить написание
слова
(1-2 классы)
.
Этимологическая справка,
содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Однокоренные слова
, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
Синонимические, антонимические и фразеологические отношения:
работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических
представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
Практический материал:
загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.
1.3. Схема работы со словарными словами
1 этап
знакомство с группой слов;
выявление
общей
закономерности в группе слов;
работа над лексическим значением слова
;
работа с «запоминалками» (1-2 класс);
чтение слов по слогам;
запись с комментированием и графической работой (подчеркиванием всех орфограмм).
На данном этапе идет знакомство со словами при обращении к этимологическому, орфографическому, толковому словарям, «Занимательному словарику».
2 этап
Работа у доски и в тетрадях с комментированием. Работа с однокоренными словами. Работа с предложениями.
На втором этапе можно предложить детям самостоятельную работу творческого характера: составить кроссворд, сочинить рассказ с использованием этих слов.
3 этап
Работа у доски и в тетрадях с комментированием. Работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Работа с текстом.
4 этап
Диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, трудные для запоминания. Запись слов в тетрадях. Взаимопроверка.
5 этап
Использование творческих работ детей для проведения словарной работы. Промежуточный контроль, индивидуальная работа над ошибками.
6 этап
Итоговый контроль в форме словарного диктанта. Запись слов на оценку в отдельных тетрадочках.
1.4. Использование «Занимательного словарика»
Процесс русского языка обычно увлекает учащихся с развитым познавательным интересом, а он у младших школьников, как правило, не развит или недостаточно развит. Усвоение правописания словарных слов вызывает большие трудности у учащихся начальных классов.
Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Он помогает детям: психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.
В словаре Ожегова и Шведова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”
Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.
Я выбрала для работы следующие виды упражнений:
Метод звуковых ассоциаций
Метод графических ассоциаций (мнемотехника)
Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)
Выделение безударной гласной размером и цветом
Использование языкового материала
Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком
Орфографические пятиминутки
Диктанты наоборот
Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
На завтРАК РАК
ДЕд в ДЕревне.
МАшина у МАши
Кричи уРА!
ДЕтиДЕжурные
ПЕнал моют ПЕной
СОбакаСОня
КОстя в КОстюме
ПАвел в ПАльто
В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко” должно выглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.
Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).
Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
Толкование слова
К истокам слова
Однокоренные слова
Сочетаемость слов
Синонимы – антонимы
Когда так говорят?
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Все виды наработок я соединила в «Занимательном словарике». «Словарик» используется на уроке, а также рекомендуется для индивидуальной работы дома. В процессе работы с «Занимательным словарём» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематические использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.
К написанию словарных слов нужно обращаться как можно чаще на разных этапах урока:
на чистописании можно использовать поговорку или пословицу;
стихотворные тексты можно использовать для письма по памяти;
словарные диктанты могут проходить путем обратных диктантов – с помощью этимологии или толкования слова;
предложения можно использовать для комментированного письма.
В эмоционально окрашенных текстах «Словарика», как правило, встречается несколько слов с трудным написанием.Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствует лучшему запоминанию слова – «запоминание с пониманием».
Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память , что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учебе.
Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь.Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.
Если фразеологизмы – это изюминка нашей речи, делающие ее привлекательной и интересной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.
Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:
придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого другого фразеологизма на заданное слово.
С помощью использования данной системы работы можно осуществить главные дидактические принципы по углублению понимания предметных связей:
Уточнение и дальнейшее формирование понятий (толкование, сочетание слов, этимология);
Овладение мыслительными операциями (сравнение, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, ассоциация);
Оперирование усвоенными словами в словосочетании, предложении, тексте, а также творческих устных и письменных работах.
Построенная таким образом работа, путем повторений и включений слова в разные виды деятельности, поможет ученику глубоко овладеть знанием словарных слов, при этом сохранится положительный эмоциональный настрой ребенка, интерес, что позволит избежать монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечит наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
1.5. Виды словарных диктантов
Зрительный диктантс предварительным разбором
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости я выясняю значение слова.
Картинный диктант
1. Я показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его, выделяют безударную гласную, ставят знак ударения.
2. Я показываю карточку-картинку, а дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, ставят ударение.
Диктант по памяти
Я записываю на доске ряд слов из словаря по темам «Школа», «Животные».
Учащиеся читают их несколько раз, а затем записывают. Я поощряю тех ребят, кто записал все слова безошибочно.
Или даю такое задание: запиши слова, в которых нужно запомнить гласную букву е.
Диктант с использованием загадок
Такие диктанты очень любят учащиеся.
Учитель читает загадки, а дети пишут слово-отгадку, выделяя орфограмму.
Творческий диктант
Учащимся читается предложение, нужно заменить его одним словам.
Диктант с комментированием
Я читаю слово из словаря или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
Проверку выполнения я сопровождаю объяснением правильности написанных слов или с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я.
Для развития речи я прошу учащихся составить маленькие рассказы на темы, используя слова из словаря, и записать их.
Игровые (дидактические) диктанты
Очень любят дети играть в игры. Поэтому я им предлагаю игры из «Занимательной грамматики» Волиной. Недаром говорится: «Шутка – минутка, а заряжает на час».
Выборочный диктант(картинный, зрительный, слуховой)
1. Из ряда слов я прошу детей выписать слова, в которых нужно запомнить гласную о, е, а.
2. Выписать из словаря слова по теме «Школа», «Урожай», названия животных. Выделить орфограммы.
3. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?,в два столбика.
4. Записать слова, в которых два слога (мороз, завод), три слога (ученик, молоко).
5. Необходимо также учить детей воспринимать слова с непроверяемыми написаниями на слух. Я читаю вслух текст или отрывок из текста, в котором встречаются словарные слова, а учащиеся, прослушав предложение, записывают их.
В такой работе дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.
Традиционный диктант (слуховой, зрительный, диктант по памяти)
Конечно, не обойтись в работе и без проверенных временем способов итоговой проверки полученных знаний. После изучения 8-10 новых словарных слов мои учащиеся пишут словарный диктант. За 5-7 дней до этого на каждом уроке мы уделяем внимание уже изученным, хорошо знакомым словам. Здесь уже срабатывает механическая память. Например, я произношу слово орфоэпически и прошу учащихся повторить его орфографически. Или записываю словарные слова на доске, намеренно допуская в них ошибки. В этом случае могу использовать как фронтальную работу с классом (коллективное исправление), так и индивидуальную (вызывать по одному ученику), групповую (соревнование по рядам), а также взаимный контроль и самоконтроль (проверка исправленного слова на доске, у себя в тетради самостоятельно или при помощи словарика, в тетради соседа по парте). При подготовке к словарному диктанту дома учащиеся придерживаются приемов и способов работы, используемых на уроках.
На уроках я стараюсь применять элементы программированного контроля, в частности выборочный ответ.
Суть его в том, что я предлагаю учащимся задание и сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся выбирают ответ.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор слов, близких или противоположных по значению(синонимов и антонимов).
Я использую этот прием при изучении частей речи (слов-названий, указывающих на предметы, действия, признаки, количества), так как среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.
Большое место при изучении слов из словаря я уделяю упражнениям лексического характера. Слово наряду с фонемой является основной единицей русского языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.
Знакомя с лексическим значением слова, я говорю о том, что в словарный состав современного русского языка входят разные по происхождению группы слов: исконно русские слова и заимствованные. Для этого я провожу упрощенный этимологический анализ слова.
Для моих учащихся этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего-либо степень запоминания значительно повышается, и всякая сознательная работа приносит большее моральное удовлетворение, чем механическая.
Порой на помощь моим ученикам приходят и детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами.
Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологическими оборотами. Такое знакомство позволяет мне показать богатство русского языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи.
1.6. Использование интерактивной доски
при изучении словарных слов
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Еще десять лет назад мы не могли себе и представить, что мел и доска будут заменены на большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Еще совсем недавно казалось фантастикой то, что каждый класс будет оборудован по последнему слову техники.
Использование интерактивной доски в образовательном процессе открывает новые возможности в преподавании. Процесс освоения интерактивной доски доступен ученику любого возраста, начиная с 1 класса. Интерактивную доску TriumphBoard в своей работе я стала использовать с 2013 года, сразу оценив новые возможности для творческой деятельности на уроке.
Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды работ. Спроецировав изображение на доску, можно управлять им легким касанием карандаша, делая соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста выделяются, передвигаются, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски. Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки. У детей изменяется, отношение ккомпьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсальногоинструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а некак инструмент для игр.
Для осуществления исследования были опрошены 12 учителей начальных классов гимназии №93 г.Уфы, использующие в своей работе интерактивную доску.64% опрошенных указали, что увеличилось качество обучения учащихся; 89%- повысилась мотивация учащихся к учебной деятельности; 72% - улучшились познавательные способности учащихся (внимание, память, мышление и др.)
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать: для учащихся 1 класса – 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Итак, использование интерактивной доски – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. При правильном подходе ИКТ усиливает мотивацию обучающихся. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией.
Результативность работы
Таким образом, в данной работе я представила те виды заданий и приемы работы со словом, которые помогают мне:
заинтересовать детей значением изучаемых слов;
обогатить словарный запас учащихся;
сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи;
воспитать внимание к слову, интерес к овладению богатствами родного языка.
В результате проводимой мной работы можно обозначить следующие моменты.
Во время работы над словарными словами дети активны на 100%
В проведенном анкетировании 85 % детей указали одним из любимых видов деятельности на уроке русского языка – контроль знания словарных слов.
Успеваемость по итогам словар
ных работ – 100 %, качество – 87,5
-93
,5
%.
Причем, нужно отметить, что наблюдается увеличение качества словарных работ.
После каждого диктанта обязательна работа над ошибками. Она может быть как групповой, так и индивидуальной.
По итогам каждой из работ составляется таблица.
Заключение
Нужно ли говорить о том, что полученные знания будут необходимы и востребованы моими учениками не только на текущих зачетных уроках по всем дисциплинам, но и при подготовке к выпускным экзаменам и олимпиадам. Умения анализа и синтеза, сравнения и классификации, проведения аналогий, полученные путем сознательной систематической работы при помощи нестандартных приемов и способов работы, проведение межпредметных связей для восприятия целостной картины мира, несомненно, способствует формированию всесторонне развитой личности. Мои ученики помнят, что все на свете знать невозможно, но быть грамотным – обязанность каждого уважающего себя русского человека.
Цель достигнута. Поставленные задачи полностью решены: проанализировав методическую и лингвистическую литературу, определено понятие словарно-орфографической работы, выявлены трудности в освоении словарных слов. Чтобы достигнуть цели, была обоснована система работы, в которой все словарные слова разделены на особые группы, представлена работа с каждой группой слов, составлен «Увлекательный словарик» и презентация к каждой группе слов. Таким образом гипотеза проекта о том, что повышению орфографической грамотности будет способствовать использование системы работы с группой словарных слов, подтвердилась.
Данная работа показала хорошие результаты. Таким образом, можно утверждать, что представленная работа с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Используемая литература:
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орф
ографии. - М.: Просвещение, 196
Словарные слова в образах и картинках. О. Б.Иншакова, Валдос, 2005.
3. Ю. Ю. Пасынок. Занимательный словарик русского языка для начальной школы.
4. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-Пресс, 1999
5. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка. - Тула, 1995
6. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
7. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М.: Просвещение, 1964
8. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: ч.1,2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина: Баласс, 2013
9. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - с.39 - 47
10. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002
11. Мережко Е.Г. Учим словарные слова (2-3). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефльм»-«Добродея»,2008.–48
12. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 4 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1974
13.
Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992
14. Нефедова Е.А, Узорова О.В.: Словарные слова. 1-2, 3-4 классы