Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Словарная работа как средство развития речевой культуры младших школьников | Люлина Светлана Викторовна. Работа №350613

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает словарную работу как важное направление в формировании речевой культуры младших школьников. Подчеркивается значимость пополнения активного словаря учащихся и развития у них умения выразительно и грамотно использовать слова в устной и письменной речи. Описаны методические приемы, направленные на обогащение словарного запаса и совершенствование коммуникативных навыков школьников, что способствует их языковому развитию и успешной адаптации в обществе.

Ключевые слова: словарная работа, речевая культура, младшие школьники, словарный запас, коммуникативные навыки, методические приемы, языковое развитие.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Люлина Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МКОУ Боевская СОШ, с. Боево

 

Аннотация. Статья рассматривает словарную работу как важное направление в формировании речевой культуры младших школьников. Подчеркивается значимость пополнения активного словаря учащихся и развития у них умения выразительно и грамотно использовать слова в устной и письменной речи. Описаны методические приемы, направленные на обогащение словарного запаса и совершенствование коммуникативных навыков школьников, что способствует их языковому развитию и успешной адаптации в обществе.

Ключевые слова: словарная работа, речевая культура, младшие школьники, словарный запас, коммуникативные навыки, методические приемы, языковое развитие.

 

Формирование речевой культуры у младших школьников является одной из важнейших задач начального образования. В этот период закладываются основы грамотной речи, развиваются навыки правильного и выразительного использования языка. На данном этапе обучения учителю необходимо сосредоточить внимание на словарной работе, которая является эффективным средством обогащения речи детей, совершенствования их речевой культуры и общей коммуникативной компетенции. Словарная работа включает в себя целый комплекс приемов и методов, направленных на пополнение активного словарного запаса школьников, развитие умения осознанно и адекватно использовать слова в различных речевых ситуациях.

Словарный запас младших школьников зачастую ограничен, и задача учителя состоит в том, чтобы расширить его, помогая детям осваивать новые слова и их значения. На начальном этапе обучения дети учатся правильно понимать смысл слов, применять их в речи и находить наиболее подходящие для конкретного контекста выражения. Словарная работа в начальной школе становится одним из инструментов формирования у детей культурной и осознанной речи, способной точно и ясно передавать мысли и эмоции. В процессе такой работы учащиеся не только запоминают значения слов, но и учатся пользоваться ими в разных коммуникативных ситуациях, что положительно сказывается на их общей языковой компетенции.

Одним из основных методов словарной работы является объяснение значений новых слов. Учащиеся знакомятся с новыми терминами, узнают их смысл, рассматривают, как слова используются в предложениях, и анализируют их значение в различных контекстах. Учитель может объяснять значение слов через примеры, аналогии, сравнения с уже знакомыми понятиями. Такой подход помогает школьникам закрепить знания и делает процесс освоения новых слов более доступным и интересным. Чем глубже дети понимают смысл слова, тем легче им включить его в активный словарь и использовать в своей речи. Объясняя значения слов, учитель не только расширяет словарный запас учащихся, но и развивает их аналитическое мышление и способность к обобщению.

Словарная работа также включает в себя упражнения на закрепление значений слов. Такие упражнения способствуют превращению новых слов в активный речевой багаж учащихся. В ходе занятий младшие школьники выполняют задания на составление предложений, написание небольших рассказов или пересказов с использованием новых слов, а также на нахождение синонимов и антонимов к словам. Эти задания позволяют учащимся закрепить знания о слове, научиться его осмысленному использованию, понять оттенки значений, что является основой для развития их речевой культуры. Работая над построением предложений, дети учатся использовать слова в подходящих речевых ситуациях, что помогает им осознать их смысловые и стилистические особенности.

Значимым аспектом словарной работы является работа с многозначными словами и синонимами. Знание разных значений одного и того же слова, умение использовать синонимы позволяют учащимся более точно и выразительно передавать свои мысли. Например, работая с многозначными словами, учитель может предложить школьникам привести примеры использования слова в разных значениях, что помогает детям осознать его гибкость и многогранность. Работа с синонимами и антонимами развивает у учащихся способность к языковым вариациям, помогает им обогатить свою речь и делает её более выразительной. В этом процессе школьники учатся находить оттенки значений, понимают различия между словами, которые кажутся похожими, что способствует развитию их словарного запаса и речевой культуры.

Большое значение в формировании речевой культуры имеют игры и творческие задания, включающие элементы словарной работы. Игровые формы занятий, такие как лексические игры, кроссворды, загадки и ребусы, помогают детям легко и естественно запоминать новые слова, расширять кругозор и обогащать свою речь. Такие задания активизируют познавательную активность школьников, делают процесс освоения языка увлекательным и интересным. Игра помогает преодолеть психологический барьер и сделать процесс обучения более комфортным и результативным. Благодаря таким заданиям учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, учатся использовать слова в разных ситуациях, развивают умение применять их в творческой деятельности.

Методическая работа учителя также включает организацию групповых и индивидуальных проектов, направленных на развитие речевой активности. В ходе выполнения таких заданий школьники составляют описания предметов, рассказывают о событиях или явлениях, что способствует закреплению лексики и развитию их речевых навыков. Проекты и коллективные обсуждения помогают школьникам применять слова в живом общении, учат взаимодействию и развитию коммуникативных умений, что особенно важно для формирования их речевой культуры. Проекты позволяют не только закрепить новые слова, но и развивать у учащихся самостоятельное мышление, умение аргументировать свои мысли и делиться своими впечатлениями.

Таким образом, словарная работа является важным и необходимым компонентом в формировании речевой культуры младших школьников. Методическая работа учителя, направленная на расширение словарного запаса, развитие речевых умений и навыков анализа, помогает учащимся не только осваивать язык, но и применять его в жизни. Словарная работа позволяет школьникам развивать свой словарный запас, учит их использовать слова в различных ситуациях, помогает обогащать речевой опыт и делает их речь грамотной и выразительной. Учитель, уделяющий внимание словарной работе, способствует формированию у учащихся языковой компетенции, которая необходима для их успешного общения и адаптации в обществе.

 

Список литературы

 

1. Пудовкина Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813.

2. Фролова О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 320-321.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×