Словарный запас и активная лексика: как помочь ученикам обогатить речь | Кумановская Виктория Валерьевна. Работа №349924
Аннотация. Статья рассматривает роль словарного запаса в развитии устной и письменной речи учащихся. Раскрывается важность активной лексики и предлагаются методы, которые учителя русского языка могут использовать для обогащения словарного запаса школьников. Также приводятся примеры заданий, направленных на развитие умений применять новые слова в повседневной речи. Особое внимание уделяется современным подходам, направленным на интересный и эффективный процесс пополнения словарного запаса, что способствует общей языковой компетенции учеников.
Ключевые слова: словарный запас, активная лексика, обогащение речи, язык, обучение, русская речь, школьники, задания.
Словарный запас и активная лексика:
как помочь ученикам обогатить речь
Кумановская Виктория Валерьевна, учитель русского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 93 имени Н.П. Жердева городского округа Донецк»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья рассматривает роль словарного запаса в развитии устной и письменной речи учащихся. Раскрывается важность активной лексики и предлагаются методы, которые учителя русского языка могут использовать для обогащения словарного запаса школьников. Также приводятся примеры заданий, направленных на развитие умений применять новые слова в повседневной речи. Особое внимание уделяется современным подходам, направленным на интересный и эффективный процесс пополнения словарного запаса, что способствует общей языковой компетенции учеников.
Ключевые слова: словарный запас, активная лексика, обогащение речи, язык, обучение, русская речь, школьники, задания.
Словарный запас играет ключевую роль в формировании языковой компетенции школьников, и его развитие — важнейшая задача, стоящая перед учителем русского языка. Именно словарный запас позволяет человеку ясно, точно и выразительно формулировать мысли, находить нужные слова для описания эмоций, аргументировать свое мнение и понимать сложные тексты. Однако, в современном мире, где школьники ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, важно помочь им не просто усваивать новые слова, но и активно применять их в устной и письменной речи, превращая их в активную лексику.
На практике обогащение словарного запаса школьников — задача сложная, требующая систематической работы и подхода, ориентированного на разнообразие форм и методов. Начать следует с определения, что включает в себя активная лексика. Активной можно считать ту лексику, которая используется учащимся в повседневной речи, которая «всплывает» у него в голове при разговоре или письме. Пассивный запас, в свою очередь, это слова, которые школьник может распознать в тексте, но не всегда использует в своей речи. Для учителя важно не только знакомить учеников с новыми словами, но и превращать их в часть активного лексикона, делая их применение осознанным и естественным.
Одним из первых шагов на пути к развитию активного словаря является знакомство с синонимами и антонимами. Это помогает школьникам понимать, как одно и то же понятие можно выразить по-разному в зависимости от контекста. Например, при изучении темы «Синонимы и антонимы» можно предложить ученикам упражнение, где им нужно подобрать альтернативные слова для описания чувств и эмоций, таких как «радость» (восторг, ликование, удовлетворение) или «грусть» (печаль, уныние, тоска). Такое упражнение помогает не только пополнять словарный запас, но и углублять понимание оттенков смысла, что повышает выразительность и гибкость речи.
Еще одним важным методом для обогащения словарного запаса является работа с текстами. Учитель может предложить учащимся найти и выписать незнакомые или редко используемые слова из текста, составить с ними предложения, или даже включить их в небольшие сочинения. Например, при работе с произведениями русской классической литературы ученики могут столкнуться с устаревшими словами или фразеологизмами, которые редко встречаются в современной речи. В этом случае учитель может предложить сделать «Словарь редких слов», где каждый ученик подберет несколько таких слов, объяснит их значение и составит с ними примеры. Постепенно это пополняет активный запас учащихся, обогащая их выразительные возможности.
Игровые формы работы также могут стать эффективным инструментом. Например, можно организовать «Лексический батл», где ученики делятся на команды и соревнуются в подборе синонимов или антонимов к заданным словам. Также можно проводить игры с карточками, на которых написаны слова, и предлагать ребятам объяснить их значения или использовать их в предложении, не произнося самих слов. Эти упражнения не только создают позитивный настрой, но и позволяют ученикам практиковаться в использовании новой лексики в игровой и увлекательной форме.
Еще один способ включить новые слова в активный лексикон учеников — это создание проектов и заданий, связанных с конкретными темами, например, «Мой родной город» или «Мир вокруг нас». При подготовке таких проектов ученикам приходится искать новые слова и термины, подходящие для описания явлений или предметов. Например, в проекте «Моя любимая профессия» учащиеся могут познакомиться с профессиональной лексикой, которая позволяет более точно и разнообразно рассказать о выбранной профессии. Это не только расширяет словарный запас, но и учит школьников применять лексику в конкретных ситуациях, что способствует ее активному усвоению.
Эссе и сочинения — еще один способ развивать словарный запас и активную лексику. Учитель может предлагать учащимся темы, требующие от них разностороннего подхода и выражения своих мыслей с использованием специфических терминов. Например, тема «Что значит быть счастливым?» требует от ученика подобрать не только существительные и прилагательные, но и глаголы, характеризующие состояния и чувства. В процессе написания эссе ученик учится формулировать мысли и описывать их, используя разнообразные слова. Важно предложить учащимся не просто написать эссе, но и продемонстрировать, как можно заменить «привычные» слова, такие как «красивый» или «интересный», на более точные и выразительные.
Особое внимание следует уделять работе с фразеологизмами и устойчивыми выражениями. Они позволяют ученикам придавать своей речи образность и выразительность. Учитель может предложить такие задания, как объяснение фразеологизмов или составление предложений, в которых ученики смогут использовать эти выражения. Например, можно предложить ребятам представить, что они пишут статью в журнал, и включить туда фразеологизмы. Это позволяет учащимся не только узнать новое, но и развивать умение обогащать речь готовыми выразительными средствами языка.
Развитие активной лексики также включает обсуждение актуальных тем. Школьники часто сталкиваются с современными словами и терминами из СМИ и интернета, которые постепенно становятся частью языка. При обсуждении, например, таких тем, как «Интернет и молодежь» или «Современные технологии», учитель может предложить обсудить современные термины, обсудить их значение и уместность использования. Это помогает ученикам быть в курсе изменений в языке и видеть, как он реагирует на социальные и технологические изменения, при этом расширяя активный словарь.
Важной частью работы над активной лексикой также является закрепление новых слов на практике. Учителю стоит поощрять учащихся использовать изученные слова в повседневной речи, на уроках и во время обсуждений. Например, можно завести «Словарь недели», в котором будут слова, которые ученики должны активно использовать на уроках. Такие регулярные упражнения постепенно превращают новые слова в привычную часть речи, закрепляя их в памяти и стимулируя использование в различных ситуациях.
Таким образом, работа по обогащению словарного запаса и активной лексики школьников должна быть систематичной, разнообразной и ориентированной на практическое применение. Учащиеся получают не только знания о новых словах, но и навыки их осознанного использования в речи. Такая работа способствует развитию общей языковой культуры, делает речь учеников выразительной и помогает им формулировать мысли ясно и точно, что является важным навыком в повседневной и профессиональной жизни.
Список литературы
Бурова Н. И.
П
едагогические условия обогащения словарного запаса
обучающихся
// Вестник
ЮУрГГПУ
. 2021. №4 (164).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-obuchayuschihsya
Джалилова
С. Д.
О
собенности методики преподавания родного языка в школах // Проблемы педагогики. 2023. №2 (63).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-prepodavaniya-rodnogo-yazyka-v-shkolah
Трофимов
И. О.
,
Курьянович
А. В.
О
богащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник ТГПУ. 2022. №2 (220).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-shkolnikov-kak-lingvometodicheskaya-problema
Шарипов
О. Г.
Л
ексика активного и пассивного употребления // Экономика и социум. 2024. №3-1 (118).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/leksika-aktivnogo-i-passivnogo-upotrebleniya