Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности обучающихся | Мой кабинет. Работа №350545. Номер работы: №350545
Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от данной проблемы, можно попросту больше читать слова и понимать их лексическое значение. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.
Словесное чтение, как способ формирования
читательской грамотности обучающихся
ФГОС НОО значимое место отводит предмету «литературное чтение». Целью изучения данного предмета является становление грамотного читателя, готового к использованию читательской деятельности для образования и самообразования, для развития и саморазвития. В данном случае читательская грамотность определяется как:
а) владение навыком слитного, беглого, правильного чтения, реализующего требования к дыханию, темпу, ритму и выразительности воспроизведения текста;
б) самостоятельное осуществление текстовой деятельности – работа с информацией, представленной в текстах разных типов и жанров.
Для реализация указанных целей я использую технологию словесного чтения, разработанную Плюсниной Е.М., кандидатом педагогических наук, преподавателем русского языка и литературы С-Петербургского института экономики.
Технология осмысленного чтения включает в себя 4 этапа:
1-й этап - первоначальное чтение;
2-й этап - словесное чтение;
3-й этап - фразовое чтение;
4-й этап - текстовое чтение.
Первые три этапа являются подготовительными для текстового чтения. Чем лучше будут решены задачи на первых трех этапах, тем легче ребенок будет читать и усваивать текст. Каждый этап может быть самостоятельной подтехнологией. Я использую данную технологию с первого класса, но начать работать с обучающими, имеющими проблемы с читательской грамотностью можно в любом классе.
Словесное чтение - это воссоздание слова по буквенно-графическому изображению. Для формирования навыка словесного чтения используются различные приёмы работы: «карточки- горки», «карточки – столбики», «карточки – ёлочки». Основной целью упражнений с карточками трёх видов является формирование умения читать слова с первого раза грамотно, соблюдая все правила звуковой речи, а также развитие оперативной памяти и расширение поля зрения при чтении текста.
При формировании словесного чтения необходимо научиться:
- правильно сидеть во время чтения;
- следить за углом зрения;
- следить глазами по строке;
- «не терять» строку;
- видеть слово целиком;
- помнить прочитанное;
- понимать прочитанное.
Эти умения и навыки переносятся на процесс фразового и текстового чтения. На одном уроке данным умениям научить невозможно. Нужна система занятий. Начинаю использовать данные приёмы еще в букварный период. Регулярно, два раза в неделю, использую на уроках чтения и во 2 классе. Во внеурочное время работаю индивидуально с детьми, у которых наблюдаются проблемы с техникой и качеством чтения. Эти же карточки являются богатейшим материалом для уроков русского языка.
Первый приём- «карточки-горки».
Названы карточки «горками» по своему внешнему виду. На карточке напечатан столбик слов в виде горки, т. е. с увеличением количества букв в слове от строки к строке. Слово «горка» ассоциируется в нашем понимании с трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы забраться на горку. При чтении столбиков- горок ребёнок тоже преодолевает сложности, только наоборот, чем ниже слово в столбике слов, тем сложнее становится ухватить и прочитать его, т. к. само слово будет уже состоять из большего количества букв. При реализации данного приёма используются следующие упражнения:
1. «Покатаемся по строчкам»
Ребёнок обязательно должен сесть прямо, карточка лежит на столе. Учитель отстукивает ритм. Первый удар – первое слово (губами не шевелим, слово не проговариваем, фотографируем его глазами), прокатились по строчке, второй удар – последнее слово строки. И так работа повторяется до конца строк. Далее дети переворачивают карточку и называют слова, которые запомнили. Самое большее количество слов называют более подготовленные, внимательные дети (4-5слов). Слова называют знакомые и понятные. Во время работы учитель должен наблюдать за детьми. У ребёнка должны «бегать» только глаза, голова не двигается. Данное упражнение дает возможность развивать подвижность глаз, необходимую при чтении текстов.
2. «Чтение цепочкой»
Карточка обязательно лежит в том же положении, двигаются только глаза. Дети читают по строчкам. Каждый читает столько слов, сколько столбиков на карточке. Естественно, все дети, у которых навык чтения не сформирован читают слова небольшие, т. к. они сидят на первых партах. При чтении строчек дети допускают ошибки: неправильная постановка ударения, замена букв, угадывание слова. Учитель фиксирует на доске слова, прочитанные с ошибками.
3. «Чтение разорванной строки».
Карточка выведена на доску. Учитель зафиксировал для себя слова, прочитанные с ошибками. По указке учителя дети читают хором слова, в которых были допущены ошибки. При чтении соблюдается строка, но пропускаются слова, которые дети прочитали без ошибок.
4. «Объяснялки»
В каждой карточке встречаются слова, значение которых дети не знают. Поэтому при работе с «карточками- горками» обязательным моментом является работа с непонятными словами. Учитель предполагает, значение каких слов могут не знать дети, поэтому заранее готовит «объяснялки». «Объяснялками» могут быть дети, которые знают значение слова, картинки предметов или действий предметов, учитель. Данное упражнение способствует развитию любознательности.
5. «Незнайки»
Учитель за определённый период собирает «карточку- горку» слов, значение которых дети не знали. Чаще всего с такими карточками работаем на уроках русского языка или уроках литературного чтения. Сначала прочитываем карточку разными способами, вне зависимости от того, на каком уроке выполняется это упражнение. Затем, на уроках русского языка, работаем со словом в зависимости от темы урока: определяем орфограмму, подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания и предложения. На уроках литературного чтения выполняем творческие задания: создаем рисунки, разгадываем ребусы и кроссворды. Основное значение данного вида упражнения – обогащение словарного запаса, что в дальнейшем будет способствовать пониманию текста.
6. «Мигалки»
Упражнение лучше выполнять в паре, но можно и индивидуально. Дети получают «карточки – горки» с одним столбиком слов и небольшую открытку или полоску бумаги. Открыткой на долю секунды ребёнок быстро открывает и закрывает первое слово в «карточке-горке» добиваясь, чтобы учащийся успел прочитать и понять слово. Далее закрывает и открывает второе слово и так далее, пока не почувствуется затруднение в чтении слова после мелькания. В слове, которое ребёнок затруднился прочитать, считаются буквы, тем самым у ребёнка устанавливается порог восприятия слова.
Упражнение «мигалки» чаще всего дети выполняют во второй половине дня, два раза в неделю. Очень любят выполнять дома, т.к. ребёнок работает не один, а обязательно, с мамой или папой. Оно способствует развитию внимания, оперативной памяти, а также расширению поля зрения детей.
После того, как установлен порог восприятия слова, можно переходить к использованию приёма «карточки- столбики».
Второй прием - «карточки- столбики»:
Упражнение «
тренируйка
»
У каждого ребёнка определён порог восприятия. На данном этапе задача учителя заключается в подборе необходимой карточки и тренировке чтения.
Ребенок работает с карточками определённого количества букв и отрабатывает чтение этих слов с открыткой до тех пор, пока не почувствует, что читает с легкостью при быстром мелькании открыткой. Номера прочитанных карточек контролируются, записываются в тетрадь. Учитель проверяет ученика второй раз по карточке-горке, определяя строку останова, и снова выдает карточку той же серии (если не отработано чтение) или следующей серии, если чтение отработано. Карточки-столбики читаем до тех пор, пока ребёнок не научится читать слова, состоящие из 10 букв. В пособии Е.М. Плюсниной «карточек столбиков» достаточное количество, поэтому используются в работе карточки из сборника Плюсниной Е.М. «Технология словесного чтения». Для реализации приёма «карточки-столбики» в практике используются и другие упражнения, которые были разработаны мной.
Упражнени
е
«
помоги себе сам
»
После определения у ребёнка порога восприятия слова, дети получают карточку с одним столбиком слов, в зависимости от уровня восприятия слова. Читают столбик слов самостоятельно. Работают по следующему алгоритму: чтение с открыткой, далее прочитывают слова самостоятельно без открытки, подчёркивают непонятные слова, выписывают их в тетрадь, дома работают над значением слова. На следующем уроке дети презентуют домашнюю работу со словом классу. Данное упражнение воспитывает вопросительное отношение обучающихся к слову, т.е. потребность узнать лексическое значение слова, что важно для обогащения словарного запаса обучащихся и осмысленного восприятия текста в будущем.
Упражнение «помоги товарищу»
Упражнение «помоги товарищу» предназначено для работы в группе. Учитель формирует группы детей по 3-4 человека, в зависимости от уровня восприятия слова каждым учеником. В группе дети самостоятельно читают «карточки-столбики» хором: столбиком, по строчкам, лесенкой. Данное упражнение нравится детям, т.к каждый ученик может выполнять функции организатора группы.
Упражнение «
помогайка
»
Упражнение «помогайка» использую на уроках литературного чтения с 1 по 4 класс. Цель данного упражнения – подготовка к чтению текста. «Карточки- столбики» составляются из слов текста, который будут дети читать на уроке.
Читаем столбики разными способами. Если можем объяснить значение слова, то объясняем. Но в 3и 4 классе мотивирую на то, что значение слова узнают при чтении текста.
Третий приём - «карточки-ёлочки»
«Карточки- ёлочки» - это контрольные карточки. Слова записаны в три столбика, в 4 группы усложнений. Слова первой группы состоят из одного слога, но из разного количества букв- от 1 до 5 (я, он, ток, сток, вдруг);
вторая группа усложнений – 2 слога, в которых от 4 до 8 букв (один, струя, лобзик, конверт, прелесть);
третья группа – 3 слога, количество букв от 6 до 10;
четвёртая группа - 4 слога, количество букв от 9 до 13.
«Карточек-ёлочек» в сборнике Плюсниной Е.М. «Технология словесного чтения» достаточно, поэтому использую из сборника. В «карточках- ёлочках» много сложных непонятных слов, значение которых не нужно объяснять. Главная задача «карточек-ёлочек»-тренировка техники. Научившись внимательно читать длинные и сложные слова, состоящие из 10 и более знаков, школьники с лёгкостью читают слова из 7-8 знаков. Давая им возможность попрактиковаться на трудном материале, мы, тем самым, обеспечиваем беглое чтение более простого материала. Работаем с карточками-ёлочками во внеурочное время.
Система работы по формированию навыка словесного чтения даёт положительный результат. На конец четвёртого класса техника чтения в классе достаточно высокая. 30% учащихся класса читает 140-150 слов в минуту, 60 % - более 100 слов, 10%- 90-100 слов в минуту. Значительно сокращается количество ошибок в словах: постановка ударения, замена букв в слове и окончаний. Высокий показатель техники чтения способствует пониманию и осмыслению прочитанного текста. Ученики из моих классов являются Чемпионами муниципального Чемпионата по чтению (2024г).
Литература: Плюснина Е.М. «Технология словесного чтения», СПб, 2004
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 1 класс, Москва «Просвещение», 2019
Приложение 1.
Обучение грамоте, 1 класс.
1. Карточки – горки (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук твёрдый
ам
ама
мрак
амрак
мосуси
омососы
но
оно
ноно
онном
новатор
новоала
ус
усу
усус
усусу
усусук
усусука
ыр
рыб
рыба
рыбак
рыбако
рыобак
2. Карточки – горки (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук мягкий)
не
нед
енен
ненна
баннер
баннеры
си
иси
исси
сисим
сигнал
бусидок
ля
лям
лямя
лямяк
салями
лямлюки
3. Карточки – горки (односложные, двусложные слова со стечением согласных)
рна
рнос
рност
рносты
попарно
обл
кобл
кробл
кроабл
корабли
ост
остр
астра
астрак
астрака
4. Карточки – горки (односложные, двусложные слова с двумя стечением согласных в слове)
столб
столбр
столбро
столброк
столброкс
болт
болтк
рболтн
рболтны
рболтнын
мсор
смотр
смотрн
смотрны
смотрнын
5. Карточки – горки (слова с мягкими согласными звуками, не зависимо от гласной буквы)
ча
чак
чача
алыча
часики
чаканка
чу
чум
чума
чумак
чурбан
чудачок
ща
щак
гуща
нищак
дырища
дощаник
щу
щур
ящур
кощун
пищуха
щурёнок
6. Карточки – горки (слова с твёрдыми согласными звуками, не зависимо от гласной буквы)
жи
жим
лыжи
коржи
зажимы
дружина
пассажир
ши
шип
ушиб
ширма
шинель
шиповки
шиповник
ци
цир
цинк
циник
циклоп
цикорий
цистерна
Упражнения на уроках обучения грамоте (можно использовать с любым видом карточек)
1.«Покатаемся по строчкам»
2.«Чтение цепочкой»
3.«Чтение разорванной строки»
4. «Мигалки»
5.«Найди слова»
6. «Незнайки»
7.«Объяснялки»
8. К слову, значение которого узнал, нарисуйте картинку.
Литературное чтение, 1 класс
Карточки- столбики»
спал
двор
влез
стол
себе
рыть
мышь
лапы
куст
пруд
зубы
вода
кошка
щенок
рычал
вдруг
кончик
пошёл
коврик
улёгся
визжал
цветок
конура
крыльцо
лягушки
квакают
глубина
исчезла
хвостик
мышонок
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?»
Д.И.Тихомиров «Находка»
овраг
трава
долго
очень
щенок
скулит
сунула
кличка
дрожал
лакать
черепок
молочко
тычется
поступок
находка
С.Т. Аксаков «Гнездо»
пёстрые
червяки
перились
колючие
бережно
барбарис
голенький
престанно
законные
детёныши
крыжовник
горихвостка
любопытство
благополучно
неосторожно
беспрестанно
оставленного
Р.н.с. «Теремок»
пик
ква
чук
тяф
мышка
зайка
двери
живёт
стоит
лягушка
норушка
прыгнул
лисичка
увёртыш
К.Д.Ушинский «Лиса и журавль»
гусь
пруд
царь
орёл
щука
право
птица
лучше
олень
земля
журавль
плавать
разговор
воздух
глупая
бегать
Упражнения на уроках литературного чтения:
1.«тренируйка»
2. «помоги себе сам»
3. «помоги товарищу»
4. «читаем хором»: по строкам, по столбикам, «лесенкой», по указке учителя
Приложение 3
Использование» карточек- горок» на уроках русского языка
«Карточка – горки» №6 (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук твёрдый
Тема урока
Упражнения
Что такое слово
1.Прочитай записи, которые не являются словом. Объясни, почему данные записи нельзя назвать словом.
Составь из этих слогов слова.
2.Выпиши из первого столбика только слова.
3. Подчеркни слова, значение которых не знаешь.
4. Сделай рисунок к незнакомому слову (чаще подобное задание бывает домашним заданием)
5. Составь предложение со словом «коржи»
Как определить сколько в слове слогов
1.Прочитай слова каждой строчки.
Что объединяет слова каждой строчки.
Выпиши слова, состоящие из двух слогов
2.Прочитай слова каждого столбика.
Из каждого столбика выпиши по одному слову в которых: 1 слог, 2 слога,3 слога.
3.Найди слова, которые называют людей.
4.Спиши слова второго столбика. Раздели их вертикальной линией на слоги.
5.Выпиши из третьего столбика слова трёхсложные слова. Раздели их на слоги для переноса.
6. Спиши слова второго столбика. Поставь ударение.
Как отличить звуки и буквы
1.В словах первого столбика подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Выпиши слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
3.Спиши слова третьей строки каждого столбика. Определи количество звуков и букв
Какие звуки называют гласными
1.Спиши слова второго столбика. Выпиши слова, в которых слог состоит из одного гласного.
2. Из первого и второго столбика выпиши слова, в которых есть звук[ы]
3. Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают один и тот же звук.
Глухие и звонкие согласные звуки
1.Спиши слова второго столбика, подчеркни буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки.
2. Выпиши слова, в которых согласный звук произносится не так, как пишется .
В таблице приведены примеры упражнений с использованием содержания материала «карточка- горка» №6. Как видим, карточку можно использовать на уроке русского языка при изучении любой темы.