Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности обучающихся | Мой кабинет. Работа №350542. Номер работы: №350542
Для реализации темы «Словесное чтение, как способ формирования читательской грамотности» обучающихся», учителем разработана серия «карточек-горок» и «карточек–столбиков», которые используются на уроках обучения грамоте, литературного чтения и русского языка в 1 классе. Работа с карточками позволяет более продуктивно решить задачи второго этапа обучения чтению- словесное чтение: чтения слов, включающих открытый и закрытый слог, слов со стечением 2-3-х согласных, слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Использовать карточки можно на любом этапе урока. В данной практике «карточки- горки» используются ежедневно как «пятиминутка» чтения на уроках обучения грамоте, «карточки- столбики» используются на уроках литературного чтения на этапе предтексовой подготовки. При работе с одной и той же карточкой могут быть предложены самые разнообразные упражнения: «покатаемся по строчкам», «чтение цепочкой», «чтение разорваной строки», «чтение по диагонали». В первом полугодии карточки используется только при хоровом чтении под руководством учителя. Упражнения «незнайки» и «объяснялки» направлены на знакомство с лексическим значением слова и являются следствием работы с упражнениями, описанными выше. Их целью является обогащение словарного запаса обучающихся. Для закрепления знаний лексических значений слов в практике используются творческие задания: ребусы, кроссворды, загадки.
Кроме того, в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки: не читающие, читающие по слогам, поэтому данные карточки использую для индивидуальной работы во внеурочное время и домашней работы. Во втором полугодии, когда обучающие усвоят приёмы работ с карточкой, предлагаются упражнения для самостоятельной, как индивидуальной, так и групповой (2-3 человека) работы под руководством учителя. Чаще всего в этот период с «карточками горками» и с «карточками- столбиками» работают дети, у которых сформирован навык правильного слогового чтения.
Во втором полугодии «карточки-горки» и «карточки-столбики» могут быть содержанием урока русского языка. Например, «карточку – горку» №5 (приложение2) можно использовать в 1 классе при изучении разных тем: «ча-ща пиши с буквой а», «деление слов на слоги», «ударение», «звуки и буквы», «слова, обозначающие предмет» и т.д. Выбор упражнений зависит от темы и целей урока. (смотреть приложение №2)
Систематическая работа с карточками данных видов даёт положительный результат. Она способствует формированию следующих умений: держать строку, видеть слово целиком, помнить прочитанное, понимать прочитанное. Данные умения, сформированные у первоклассника, переносятся на процесс фразового и текстового чтения и способствуют формирования читательской грамотности. Кроме того, у первоклассников слабо организовано внимание, имеет небольшой объём и неустойчиво, поэтому, описанные выше упражнения направлены на развитие внимания.
Приложение 1.
Обучение грамоте, 1 класс.
1. Карточки – горки (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук твёрдый
ам
ама
мрак
амрак
мосуси
омососы
но
оно
ноно
онном
новатор
новоала
ус
усу
усус
усусу
усусук
усусука
ыр
рыб
рыба
рыбак
рыбако
рыобак
2. Карточки – горки (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук мягкий)
не
нед
енен
ненна
баннер
баннеры
си
иси
исси
сисим
сигнал
бусидок
ля
лям
лямя
лямяк
салями
лямлюки
3. Карточки – горки (односложные, двусложные слова со стечением согласных)
рна
рнос
рност
рносты
попарно
обл
кобл
кробл
кроабл
корабли
ост
остр
астра
астрак
астрака
4. Карточки – горки (односложные, двусложные слова с двумя стечением согласных в слове)
столб
столбр
столбро
столброк
столброкс
болт
болтк
рболтн
рболтны
рболтнын
мсор
смотр
смотрн
смотрны
смотрнын
5. Карточки – горки (слова с мягкими согласными звуками, не зависимо от гласной буквы)
ча
чак
чача
алыча
часики
чаканка
чу
чум
чума
чумак
чурбан
чудачок
ща
щак
гуща
нищак
дырища
дощаник
щу
щур
ящур
кощун
пищуха
щурёнок
6. Карточки – горки (слова с твёрдыми согласными звуками, не зависимо от гласной буквы)
жи
жим
лыжи
коржи
зажимы
дружина
пассажир
ши
шип
ушиб
ширма
шинель
шиповки
шиповник
ци
цир
цинк
циник
циклоп
цикорий
цистерна
Упражнения на уроках обучения грамоте (можно использовать с любым видом карточек)
1.«Покатаемся по строчкам»
2.«Чтение цепочкой»
3.«Чтение разорванной строки»
4. «Мигалки»
5.«Найди слова»
6. «Незнайки»
7.«Объяснялки»
8. К слову, значение которого узнал, нарисуйте картинку.
Литературное чтение, 1 класс
Карточки- столбики»
спал
двор
влез
стол
себе
рыть
мышь
лапы
куст
пруд
зубы
вода
кошка
щенок
рычал
вдруг
кончик
пошёл
коврик
улёгся
визжал
цветок
конура
крыльцо
лягушки
квакают
глубина
исчезла
хвостик
мышонок
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?»
Д.И.Тихомиров «Находка»
овраг
трава
долго
очень
щенок
скулит
сунула
кличка
дрожал
лакать
черепок
молочко
тычется
поступок
находка
С.Т. Аксаков «Гнездо»
пёстрые
червяки
перились
колючие
бережно
барбарис
голенький
престанно
законные
детёныши
крыжовник
горихвостка
любопытство
благополучно
неосторожно
беспрестанно
оставленного
Р.н.с. «Теремок»
пик
ква
чук
тяф
мышка
зайка
двери
живёт
стоит
лягушка
норушка
прыгнул
лисичка
увёртыш
К.Д.Ушинский «Лиса и журавль»
гусь
пруд
царь
орёл
щука
право
птица
лучше
олень
земля
журавль
плавать
разговор
воздух
глупая
бегать
Упражнения на уроках литературного чтения:
1.«тренируйка»
2. «помоги себе сам»
3. «помоги товарищу»
4. «читаем хором»: по строкам, по столбикам, «лесенкой», по указке учителя
Приложение 3
Использование» карточек- горок» на уроках русского языка
«Карточка – горки» №6 (слова с открытыми и закрытыми слогами, где согласный звук твёрдый
Тема урока
Упражнения
Что такое слово
1.Прочитай записи, которые не являются словом. Объясни, почему данные записи нельзя назвать словом.
Составь из этих слогов слова.
2.Выпиши из первого столбика только слова.
3. Подчеркни слова, значение которых не знаешь.
4. Сделай рисунок к незнакомому слову (чаще подобное задание бывает домашним заданием)
5. Составь предложение со словом «коржи»
Как определить сколько в слове слогов
1.Прочитай слова каждой строчки.
Что объединяет слова каждой строчки.
Выпиши слова, состоящие из двух слогов
2.Прочитай слова каждого столбика.
Из каждого столбика выпиши по одному слову в которых: 1 слог, 2 слога,3 слога.
3.Найди слова, которые называют людей.
4.Спиши слова второго столбика. Раздели их вертикальной линией на слоги.
5.Выпиши из третьего столбика слова трёхсложные слова. Раздели их на слоги для переноса.
6. Спиши слова второго столбика. Поставь ударение.
Как отличить звуки и буквы
1.В словах первого столбика подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Выпиши слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
3.Спиши слова третьей строки каждого столбика. Определи количество звуков и букв
Какие звуки называют гласными
1.Спиши слова второго столбика. Выпиши слова, в которых слог состоит из одного гласного.
2. Из первого и второго столбика выпиши слова, в которых есть звук[ы]
3. Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают один и тот же звук.
Глухие и звонкие согласные звуки
1.Спиши слова второго столбика, подчеркни буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки.
2. Выпиши слова, в которых согласный звук произносится не так, как пишется .
В таблице приведены примеры упражнений с использованием содержания материала «карточка- горка» №6. Как видим, карточку можно использовать на уроке русского языка при изучении любой темы.