Словесность как элемент метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы | Бальчус Ирина Васильевна. Работа №235496
Автор: Бальчус Ирина Васильевна
В понедельник, 20.11.19., в 17.36. по местному времени, все гласные «о» в первом предударном слоге отказались выполнять позиционное чередование.
20.11.19. Орфоэпия
Бальчус И.В., учитель русского языка и литературы, МКОУ Половинкинская СОШ
Создание диалога-интервью с участием литературного героя, в процессе которого выявляются основные характеристики персонажа.
Герой сказочный или мифологический: Иван-царевич, Геракл, Одиссей и т. д.
Знания и умения:
пунктуационные навыки;
выделение ключевых понятий;
отбор необходимого материала из литературного произведения, его сокращение и подача в виде самостоятельного текста.
Сочинение – фантазия Есть такая планета…
Есть такая планета – Радуга.
Эта планета самая веселая, разноцветная во всей вселенной. Радуга состоит из трех материков: Теплоцвет, Холодноцвет, а посередине Нейтралис.
На материке Теплоцвет есть такие города, как Красноград – этот город всегда красный, Желтобург – в этом городе все желтое, Нью-Зеленкос – здесь все зеленое. А материк назвали так потому, что на нем все города, реки, озера, горы теплых оттенков.
На Нейтралис только серые, черные и белые цвета. Там всего один город Серочернобелоград.
Материк Холодноцвет назван так потому, что состоит из холодных оттенков. На Холодноцвете несколько городов: Сан-Фиолетос – на нем все фиолетовое, Голубобург – там все голубое, и одно море – Синеводье.
На этой планете следует побывать, посмотреть на игру красок, и тогда такая же яркая картинка появится в Вашей душе. Радугу следует посетить всем здоровым людям, кроме тех, кто не различает оттенки цвета.
Я хочу, чтобы Радуга действительно существовала.
Сочинение Сон в весеннюю ночь
На кладбище было очень темно. Стоял густой, плотный туман. На одной из могилок, заросшей травой, совсем не было видно имени. Вдруг подул холодный ветер, и по спине пробежали мурашки.
Из-за кустов неожиданно выбежал белый зайчик, а я спряталась за стоящее рядом высокое надгробие. Он что-то говорил заросшей могилке и стучал по ней лапкой. Мне надоело, и я вышла из-за надгробия, обращаясь к зайцу:
- Что ты тут делаешь?
- Я хочу достучаться до Натальи Александровны.
- А зачем?
- Я не сдал тему Как характеризовать слова её, его, их?.
- А… давай эту тему ты сдашь мне?
- Хорошо. Его, её, их – это личные местоимения, но они могут использоваться в качестве притяжательных. Чтобы определить их характеристику, надо задать вопрос от главного слова. Например: везут (кого?) его, её, их -это личные местоимения. Например: портфель (чей?) его, её, их - притяжательные .
- Молодец! Все верно!
Зайчик вырыл из земли свой дневник и дал мне его. Я поставила пятерку, он поблагодарил меня и радостный убежал. Вдруг я услышала чей-то смех и… проснулась у себя дома.
Надо всегда учиться, потому что не знаешь, когда пригодится.
Разделу науки о языке
госпоже Фонетики
госпожи Орфоэпии
докладная.
В понедельник, 20.11.19., в 17.36. по местному времени, все гласные о в первом предударном слоге отказались выполнять позиционное чередование.
20.11.19. Орфоэпия
I
Вступление, содержащее тезис.
Процитировать задание
Раскрыть смысл цитаты
Актуализация проблемы
II
Доказательство.
Во-первых, (например, к примеру, примером является и т. д.) …
Зачем это нужно? (функция языкового явления; как это работает в тексте)
Во-вторых, (например, к примеру, примером является и т. д.) …
Зачем это нужно? (функция языкового явления; как это работает в тексте)
III
Вывод.
1. Текст становится (ярким, красочным, выразительным, доступным для понимания) и, следовательно, больше воздействует на читателя.
2. Эти (средства, приёмы, слова, знаки препинания и т. д.) помогают создать образ (героя, природы, Родины и т. д.).
3. Эти (средства, приёмы, слова, знаки препинания и т. д.) помогают раскрыть авторский замысел.
1
Напишите рассуждение на основе стихотворения М.Ю.Лермонтова Расстались мы; но твой портрет…, раскрывая смысл высказывания Александра Ивановича Горшкова: Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Приводя примеры, применяйте цитирование.
2
Напишите рассуждение на основе стихотворения А.С.Пушкина Мадона, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина: Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Приводя примеры, применяйте цитирование.
3
Напишите рассуждение на основе отрывка из романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени, раскрывая смысл высказывания Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются. Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Приводя примеры, применяйте цитирование.
5 класс
Русский язык
Литература
I. Рассуждение.
1. Структура рассуждения
(3-частная композиция).
2. Языковые особенности
(доказательство и вывод).
II. Практикум
на лингвистическую тему.
Примеры:
1. На основе данных примеров докажите, что чередование бывает разным.
2. Даны слова. В чём их отличие при проверке написания корней?
Работа с терминами по плану:
1. Изобразительное средство.
2. Определение.
3. Роль в тексте.
4. Примеры использования в конкретном тексте (рассуждение).
Список терминов:
1. Эпитет.
2. Олицетворение.
3. Метафора.
4. Сравнение.
5. Гипербола.
6. Литота.
7. Антитеза.
Языковые средства выразительности
наименование
толкование
примеры
роль в языке
сравнение
Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) даётся через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству.
Морфологические средства сравнения:
1) при помощи союзов: как, будто, точно, словно, похоже;
2) при помощи сущ. в твор. падеже (творительный сравнения);
3) при помощи предлогов наподобие, подобно;
4) прилагательное в сравнительной степени;
5) наречие в сравнительной степени;
6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении)
1) И стоит , словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин);
2) Уж оземь яркая блеснула изумрудом. (П.Песков);
3) Дым, подобно белой тройке, скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий);
4) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А.Сурков);
6) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)
Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия зримыми и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица).
Способны передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету.
метафора
Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Виды метафоры:
1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку);
2) развёрнутая (построена на различных ассоциациях по сходству);
Лексическая (мёртвая, окаменелая, стёртая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается);
4) особый изобразительный приём – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа)
1) Нос корабля; ножки стола; заря жизни; говор волн;
2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе об утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький);
3) Стальное перо; стрелка часов; дверная ручка; лист бумаги;
4) Разрываюсь на части.
В стихотворении В.Маяковского Прозаседавшиеся реализована эта
метафора, создаёт фантастический образ (сидят людей половины)
Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.
Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора.
олицетворение
Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым существам, а также перенос человеческих свойств на животных
Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин)
Помогают раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.
эпитет
Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.
Могут быть выражены:
1) прилагательными;
2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения;
3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых;
4) наречием, выступающим в роли обстоятельства;
5) деепричастием.
Эпитеты бывают:
- метафорические;
- метонимические
1) Седое море; пламенная речь;
2) Милая, добрая, старая, нежная,
С грустными
думами ты не дружись;
3) Золото, золото сердце народное. (Н.Некрасов);
4) Листья были напряжённо вытянуты по ветру;
5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев);
6) Белый запах нарциссов, белый весенний запах…
Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа.
гипербола
Художественное преувеличение
В сто сорок солнц закат пылал.
(В. Маяковский)
Придаёт речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа.
литота
1. Определение предмета путём отрицания противоположного.
2. Художественное преуменьшение.
1) Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин)
2) Мальчик-с-пальчик
Является средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.
антитеза
Резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т. п.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень. (А.Пушкин)
Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной.
основная мысль текста
тема текста