Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Смысловое чтение как ключ к успешному обучению: техники и стратегии для начальной школы | Стёпина Надежда Николаевна. Работа №344064

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность смыслового чтения для успешного обучения младших школьников. Описываются основные принципы и этапы процесса чтения, а также методы и стратегии, способствующие развитию навыков смыслового восприятия текста. Приводятся практические рекомендации для учителей начальных классов по внедрению различных техник в учебный процесс, что поможет учащимся не только читать, но и понимать прочитанное.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, техники чтения, стратегии обучения, развитие навыков, педагогические практики.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ТЕХНИКИ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стёпина Надежда Николаевна, учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа №163 г. Екатеринбург

Аннотация. В статье рассматривается важность смыслового чтения для успешного обучения младших школьников. Описываются основные принципы и этапы процесса чтения, а также методы и стратегии, способствующие развитию навыков смыслового восприятия текста. Приводятся практические рекомендации для учителей начальных классов по внедрению различных техник в учебный процесс, что поможет учащимся не только читать, но и понимать прочитанное.

Ключевые слова: смысловое чтение, начальная школа, техники чтения, стратегии обучения, развитие навыков, педагогические практики.

Смысловое чтение – это не просто механическое овладение навыком чтения, а понимание содержания текста, его структуры и значимости. Именно этот аспект чтения вызывает наибольшие трудности у младших школьников, что негативно сказывается на их обучении в целом. Успешное понимание прочитанного играет ключевую роль в усвоении новых знаний и умений, а также в развитии критического мышления и способности к анализу информации.

Ключевым моментом в обучении смысловому чтению является создание условий, в которых дети смогут развивать эти навыки. В данной статье мы рассмотрим эффективные техники и стратегии, которые помогут учителям начальной школы более эффективно обучать детей смысловому чтению.

Смысловое чтение позволяет ученикам не только извлекать информацию из текста, но и осмысленно интерпретировать её, что существенно влияет на качество обучения.

Смысловое чтение включает несколько ключевых компонентов:

Предварительное чтение: формулирование ожиданий от текста и предположений о его содержании.

Активное чтение: использование различных техник для улучшения восприятия текста, таких как выделение основных мыслей, подчеркивание ключевых слов и создание кратких аннотаций.

После-чтение: рефлексия и анализ прочитанного, ответы на вопросы, обсуждение текста с одноклассниками.

Учитель является ключевой фигурой в процессе обучения смысловому чтению. Он должен создать атмосферу, способствующую открытой дискуссии, поощрять вопросы и интерес к тексту, направлять детей на поиск глубинного смысла.

Чтобы помочь ученикам развить навыки смыслового чтения, учителю необходимо применять разнообразные техники и стратегии:

Техника «Перед чтением». Перед началом работы с текстом важно провести подготовительный этап:

Обсуждение темы: задать вопросы, которые помогут детям активизировать их предвзятые знания.

Создание схемы: визуализировать содержание текста, используя схемы, карты ума или графические органайзеры.

Техника «Во время чтения». Во время чтения можно использовать следующие методы:

Задавание вопросов: по ходу чтения задавать вопросы, которые помогут учащимся сосредоточиться на главной идее текста.

Подчеркивание и аннотирование: учить детей выделять важные моменты, делать заметки на полях и комментировать текст.

Техника «После чтения». После завершения чтения, важно обеспечить анализ и осмысление прочитанного:

Составление краткого изложения: попросить детей пересказать текст, выделив основные идеи и мысли.

Обсуждение вопросов: проводить групповые обсуждения на основе прочитанного текста, чтобы углубить понимание и развить критическое мышление.

Примеры практических занятий.

Работа с художественной литературой может стать отличным вариантом для обучения смысловому чтению. Чтение рассказов и сказок позволяет поднять интерес к тексту и создать холст для обсуждения.

Например, прочитав сказку, можно задать вопросы о мотивации персонажей, их действиях и последствиях.

Интеграция игровых методов в занятия позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и активным.

Ролевая игра: учащиеся могут переигрывать события из текста, что способствует лучшему пониманию и закреплению материала.

Групповые проекты: совместная работа над созданием плакатов или презентаций на основе прочитанного текста.

Смысловое чтение – это важный навык, который формирует не только грамотного читателя, но и критического мыслителя. Внедряя различные техники и стратегии в образовательный процесс, учителя начальных классов могут значительно улучшить уровень понимания текста у своих учеников. Это, в свою очередь, создаст прочный фундамент для дальнейшего обучения и развития детей.

Следует помнить, что успех в обучении смысловому чтению зависит не только от применения различных методов, но и от создания комфортной психологической атмосферы, в которой каждый ученик сможет свободно высказывать свои мысли и идеи.

Таким образом, развивая смысловое чтение, мы способствуем формированию образованной, думающей личности, готовой к новым знаниям и вызовам.

Список литературы

Левшина, Н. Ю. Уроки литературного чтения в начальной школе / Н. Ю. Левшина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16431/

Пуршева, Е. Г. Формирование осознанности чтения у младших школьников / Е. Г. Пуршева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54748/.

Фирсова Т.Г. Читательская компетентность младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-kompetentnost-mladshih-shkolnikov.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×