Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Смысловое чтение на уроках биологии | Ирина Анатольевна Шевчук. Работа №338503. Номер работы: №338503

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содежрание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения знаний. С текстом мы сталкиваемся не только на уроках русского языка и литературы, но и на остальных дисциплинах. Главное орудие работы учителя - это учебник, а значит текст. На любом уроке важно научить ребенка работать с информацией, понимать прочитанное, выделять основное. Наиболее для этого подходят приемы смыслового чтения, когда обучающийся не просто воспринимает информацию, а прорабатывает ее.

Cмысловое чтение.

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать»

Дени Дидро

С текстом мы сталкиваемся не только на уроках русского языка и литературы, но и на остальных дисциплинах. Главное орудие работы учителя – это учебник, а значит текст. На любом уроке важно научить ребенка работать с информацией, понимать прочитанное, выделять основное. Наиболее для этого подходят приемы смыслового чтения, когда обучающийся не просто воспринимает информацию, а прорабатывает ее.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения знаний.

С текстом мы можем работать на различных этапах урока, ставя перед собой разные цели и выполняя разнообразные задачи. От этапа урока, на котором используется текст, зависит и стратегия деятельности с текстом.

Предтекстовые стратегии используются перед прочтением параграфа

«Мозговой штурм». Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Глоссарий». Цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Ориентиры предвосхищению». Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Батарея вопросов». Припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий. Также может быть использована стратегия, называемая «Батарея вопросов».

«Рассечение вопроса». Цель стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

«Предваряющие вопросы». Цель стратегии -актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Этот вид работы я использую на этапе изучения новых знаний

Биология 5 класс «Почвенное питание растений»

Просмотрите §24 (Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/В.В.Пасечник, С.В. С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2016. – 160с.) по названию параграфа давайте попробуем сформулировать главный вопрос, на который мы сегодня получим ответ. Найдите слова и словосочетания, которые выделены жирным шрифтом, и сформулируйте по ним вопросы. Потом обучающиеся читают параграф и находят ответы на составленные вопросы.

Стратегия текстовой деятельности- этап урока, на котором обучающиеся непосредственно взаимодействуют с учебником.

«Чтение по цепочке» (попеременное чтение). Цель: проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами». Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

«Чтение про себя с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения. Чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Скорее всего, вопросы к тексту будут «Открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? Каким образом?

«Чтение про себя с пометками». Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Например, такие:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

«–» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

Например, во время изучения в 7классе темы «Класс Земноводные» по учебнику Биология 7классчебник для общеобразовательных организаций/В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2014.) обучающиеся прорабатывают самостоятельно тему по §51. Потом всем классом происходит обсуждение моментов, которые непонятны или требуют более детального объяснения.

Стратегия послетекстовой деятельности- стратегия, которая используется на этапе первичного закрепления после прочтения обучающимися текста

«Отношения между вопросом и ответом». Цель: обучение пониманию текста.

«Вопросы после текста». Цель: определить уровень понимания текста обучающимся, формировать логическое мышление. В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блюма (так называемую «Ромашку Блюма), в которой используется 6 типов вопросов:

1)  простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию;

2)  уточняющие вопросы — обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся;

3)  интерпретационные (объясняющие) вопросы — обычно начинаются со слова: «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей;

4)  творческие вопросы — если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось, если бы...?»;

5)  практические вопросы — направлены на установление связи между теорией и практикой: «Где в обычной жизни можно наблюдать явление...»;

6)  оценочные вопросы — направлены на выяснение критериев, почему то или иное явление плохо или хорошо.

«Тайм-аут». Цель: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Ход работы:

1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера.

3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

6. Составьте краткий пересказ.

«Кластер». Цель: развитие вариантности мышления, способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.

«Синквейн». Цель: синтез материала на стадии рефлексии.

«Верные и неверные утверждения». Цель: проверить понимание текста, умение выделить и запомнить главное.

На уроке биологии в 6 классе при изучении темы «Класс Однодольные» я даю следующее задание: прочитайте текст §33 с.118 (Биология. 7класс: учебник для общеобразовательных организаций/В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2014.) и выберите правильные утверждения.

Представители лилейных главным образом травянистые растения.

Лилейные имеют две семядоли.

Все лилейные имеют корневища или луковицы.

К лилейным относят ландыш, тюльпан, лук.

У ландыша плод – коробочка.

Формула цветка тюльпана

*

О

3+3

Т

3+3

П

1

.

У ландыша соцветие – зонтик.

Родина лука – Северная Америка.

Плоды у тюльпана – сухие многосемянные коробочки.

У лука плод – коробочка.

Итак, работу с текстом мы можем использовать на любом этапе урока, формируя у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:

Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.

Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.

Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.

Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×