Со-бытие как современное средство реализации воспитательной деятельности ☼
Автор: Ганжа Светлана Давыдовна
Со-бытие как современное средство реализации воспитательной деятельности
“Человек своим бытием брошен в истину бытия, чтобы экзистируя..., беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть”
Хайдеггер М.
Несмотря на проверенную временем способность вести системную работу по формированию духовно-нравственного мировоззрения, последнее время обострённо осознаю необходимость усиления деятельности в этом направлении. Это осуществляю через: повышение уровня событийности каждого ключевого дела благодаря которому происходит личностно развивающее со-бытие взрослого и ребёнка. Я, как классный руководитель «встречаясь» с детьми, удерживаю в своём сознании и деятельности цели и ценности воспитания , а дети самостоятельно выбирают «быть вместе со мной» в качестве способа существования здесь-и-теперь. Организовываю жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя, о‑сознанию своего бытия т. е. изменение человеческого качества. А для того, чтобы, организовать разнообразную деятельность детей, создаю условия для внутренних изменений в духовной сфере, для того, чтобы их природные силы и способности были полностью реализованы. Таким образом, помогаю каждому ребенку стать тем и таким, кем и каким его «задумала» природа, то есть полностью реализовать себя. Со-бытие как современное средство организации воспитательной деятельности классного коллектива является основным содержанием воспитания, так как направлено к «взаимодействию», взаимовлиянию, взаимопроникновению его участников. со-трудинчеству, со-участию. В событии сбывается бытие-с-другими, со-бытие человека с человеком.
Руковожу деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путём совершения самостоятельных и ответственных поступков. Помогаю растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития. И главный критерий назначения и оценки любого компонента структуры и всего процесса воспитания использую постулат - “Понять - Принять - Помочь”. Путь к со-бытию - через неустойчивые формы бытия, через то, что «всколыхнет», «сдвинет» с прежней позиции, «пробудит» мысль, заставит переживать.
Каждое классное событие может быть со-бытием.
Мне удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Исследование послужило в классе для 19 человек из 25 со-бытием. Исследование проходило по теме «Зимующие птицы». У Домрачевой Даши возник вопрос:- Какие птицы зимуют в наших краях? На этот вопрос она решила найти ответ и предложила детям в классе, т.к. её наблюдение за птицами показало разнообразие зимующих птиц. 9 человек откликнулось на её предложение. Задача стояла перед ними: 1.Провести наблюдение за птицами. 2. Собрать информационный материал о зимующих птицах 3.Приготовить презентацию. Представлен результат: доклад-защита, электронная презентация. Ученики, участвуя в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляли устную самооценку, в результате которой произошло у детей осознание человеческого отношения к птицам, природе. Стали предлагать заготовить корм для птиц, сделать кормушки, установить дежурство по наполнению кормушек.
Копилка ученических работ увеличилась сразу на 10 тем. Зимующие птицы:1.Воробей 2.Голубь 3.Дятел 4.Синица 5.Снегирь 6.Сова 7.Сорока 8.Кормушки 9. Корм
Время существования этого события длилось в течение двух недель, которая затем по предложению Кузнецова Паши переросла в общешкольную акцию «Помогите птицам!». Это доказывает готовность учащихся к активному деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой).
Пример краткого события – школьный праздник «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!», дал переоценку позиций и посмотреть на свою маму с другой стороны, ценить, любить ёще больше. После праздника классный коллектив решил поздравить мам с праздником, приготовить слайдовую презентацию «Маму я свою люблю, ей подарок подарю», концерт.
Пример длительного события - проект «Вежливые слова» Я организовала совместную деятельность родителей и детей по исследованию значимости вежливого общения и была устранена одна из причин, а именно: непонимание значимости вежливого общения для ребенка. Итогом данной работы стал «круглый стол», где были изучены результаты исследования. В результате и дети, и родители поняли, какое значение в жизни имеет вежливое общение. Перечислили положительные стороны вежливого общения, работая над заполнением теста, оценили свою вежливость, в процессе тренинга продемонстрировали навыки вежливого общения, оформили стенд «Добрые слова» «Добрые дела».
После дети и родители приходили и рассказывали, что детям хотелось делать «дела», идя по улице города (правильно переходить улицу), в автобусе (уступать место пожилым) и вообще просто помочь. Это пример личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Доброта, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. И это сделает со-бытие. Оно «всколыхнет», «сдвинет» с прежней позиции, «пробудит» мысль, заставит переживать каждого ребенка в классном коллективе, приведёт к со-трудничеству, со-участию, в результате чего дети приобретут социальный опыт и новые нравственные ценности.