Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Сочинение – рассуждение как способ формирования УУД учащихся старших классов». | Гущина Марина Вячеславовна. Работа №293576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гущина Марина Вячеславовна
 

Цель моей профессиональной деятельности – формировать универсальные учебные действия через обучение написанию сочинения - рассуждения учащихся старших классов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня готовности к сдаче ГИА.       В разработанной мной системе занятий реализованы требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и воплощены идеи модернизации российского образования – личностно-ориентированный и дифференцированный подходы. Необходимость качественной подготовки старшеклассников к успешной сдаче  ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ вызвала потребность в разработке системы занятий по обучению написанию сочинения – рассуждения. Разработанная и апробированная мной система занятий позволит решить ряд педагогических задач, способствующих формированию творческой личности современного выпускника основного общего образования, конкурентоспособного в изменившемся обществе.

 

Тема моей работы – «Сочинение – рассуждение как способ формирования универсальных учебных действий учащихся

10-11 классов».

Актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта обусловлена тем, что, во-первых, в процессе обучения написанию сочинения - рассуждения происходит формирование гуманистических качеств личности выпускников, а во-вторых, результат моей работы важен для итоговой аттестации, в какой бы форме она ни проводилась. В-третьих, система занятий позволяет сформировать все виды общеучебных умений и навыков: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные. На уроках ребята учатся работать с самой разной информацией (художественным или публицистическим текстом), причём на достаточно актуальные мировоззренческие темы, выполняют огромное количество мыслительных операций (сравнение, аналогия, классификация, анализ, синтез), наконец, высказывают своё мнение, размышляют над прочитанным, пишут сочинения разных жанров.

Всё это обусловило цель моей профессиональной деятельности –формировать универсальные учебные действия через обучение написанию сочинения - рассуждения учащихся старших классов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня готовности к сдаче ГИА.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: создать систему занятий, направленных на

- формирование познавательных учебных действий (понимание проблемы; формулировка тезиса и обоснование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства, умение проводить, анализ, классификацию объектов, умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис);

- формирование коммуникативных УУД (понимание вопроса задания, владение монологической письменной речью);

- формирование регулятивных УУД (понимание алгоритма работы, умение удерживать собственную мысль, умение корректировать написанное, контроль правильности выполнения задания);

- формирование личностных УУД (умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, содействие положительной мотивации учебной деятельности, умение понимать нравственные идеи текста, привитие любви и интереса к русскому языку, литературе, воспитание чувства патриотизма).

Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта. В разработанной мной системе занятий реализованы требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и воплощены идеи модернизации российского образования – личностно-ориентированный и дифференцированный подходы. Необходимость качественной подготовки старшеклассников к успешной сдаче ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ вызвала потребность в разработке системы занятий по обучению написанию сочинения – рассуждения. Разработанная и апробированная мной система занятий позволит решить ряд педагогических задач, способствующих формированию творческой личности современного выпускника основного общего образования, конкурентоспособного в изменившемся обществе. Все это представляется новаторским и актуальным в современной методике преподавания русского языка и литературы, поэтому научная новизна исследования не вызывает сомнений. Предложенная мной система занятий по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, обучающая практикоориентированным навыкам (понимание прочитанного текста, нахождение главной мысли, грамотное оформление собственного мнения, использование языковых средств, выбранных в соответствии с целями общения и т.д.) определяет практическую значимость представленного педагогического опыта.

 

 

 

Содержание опыта

В соответствии с Кодификатором проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена выдвигаются следующие критерии оценивания задания 27 «Напишите сочинение по прочитанному тексту.»:

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

Одна из проблем исходного текста (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

КЗ

Отражение позиции автора исходного текста

 

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 

Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

К6

Точность и выразительность речи

 

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

К 9

Соблюдение языковых норм

К10

Соблюдение речевых норм

К11

Соблюдение этических норм

К12

Соблюдение  фактологической  точности  в  фоновом материале

 

С учётом этих требований составлены занятия по обучению написанию сочинения – рассуждения. Мной были разработаны и апробированы, а также систематизированы упражнения, которые не только знакомят учащихся с основными законами создания сочинения-рассуждения, но и способствуют развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Упражнения первой группы помогают понять значимость работы над сочинением-рассуждением, понять, где и как им могут пригодиться приобретенные умения, т.е. способствуют достижению личностных результатов обучения. Упражнения второй группы представляют вниманию учащихся довольно сложный материал, учат давать описание лексических и грамматических явлений на теоретическом уровне и на конкретном примере из текста показывать, как типовое значение языковых явлений проявляется в конкретном слове, словосочетании, предложении, тексте. Таблицы и схемы позволяют сделать этот материал доступным школьникам, вопросы и задания учат использовать ранее полученные знания в новой ситуации. Упражнения третьей группы в большей степени направлены на отработку умений понимать и сохранять учебную задачу, вести контроль за следованием инструкции. Умения обосновывать свою точку зрения, выстроить связное рассуждение, композиционно правильно оформленное, учесть все компоненты речевой ситуации отрабатываются на материале упражнений четвертой группы. т.е. развивает коммуникативные УУД. Такая система работы способствует тому, что ученик овладевает определенными метапредметными умениями, осваивая предметную область.

 

Заключение

Таким образом, работа с текстом является основным и наиболее эффективным средством формирования УУД, так как в ходе работы с ним мы обращаемся к разным сторонам развития личности учащегося: социальному, коммуникативному, познавательному, личностному.

Умение видеть проблему, формулировать ее, комментировать, выражать к ней своё отношение, высказывать своё мнение по этой проблеме – эти качества являются важными для человека в любой ситуации и для любой профессии. Следовательно, формирование метапредметных компетенций при работе с текстом и создание собственного текста является важнейшей задачей учителя русского языка.

Интерес к обучению написания сочинения - рассуждения продиктован необходимостью подготовки учащихся к итоговым экзаменам по русскому языку в 11 классе.

Таким образом, использование различных видов и форм
деятельности на уроке русского языка создаёт необходимые условия для
формирования и развития метапредметных образовательных компетенций
учеников, что способствует успешной реализации компетентностного
подхода в обучении, а значит, достижению компетентностных результатов.
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен
результат. Активные методы и приемы позволяют на уроке формировать
метапредметные компетенции, которые проявляются в умении:
● формировать собственное мнение, высказывать его уметь
аргументировать;
● учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение
собеседника;
● обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
● продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески
работать, проявлять свою индивидуальность.
Нетрадиционные педагогические методы, приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в учениках чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Сочинение – рассуждение обязательно ориентируется на текст, который не только позволяет увидеть то или иное языковое явление в речи, но и вызывает эмоции, пробуждает мысль, желание согласиться или не поспорить с автором. Важно научить ребят понимать специфику выражения авторской позиции в текстах разных стилей, понимать, что позиция автора может не совпадать с позицией героя. Большое внимание уделяется и отработке навыка написания собственных текстов с использованием разнообразных приёмов.

Система занятий, строящаяся на передовых педагогических технологиях в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

♦ комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения,

♦ высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой,

♦ формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться,

♦ полноценное соединение знаний и практических навыков,

формирование личности грамотного читателя, для которого чтение текстов, художественной литературы – естественная потребность,

♦ обеспечение реальной социализации учащихся.

Отработка навыков написания сочинения-рассуждения способствует успешной подготовке школьников с разным уровнем исходной обученности к итоговой аттестации.

 

Литература

Теоретическая

Драбкина

С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В.

Драбкина

, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект

–Ц

ентр, 2017. – 208 стр.

Долинина

Т.А. Развитие универсальных учебных действий при

обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.

9

-

11

классы: методическое пособие для учителей. - Екатеринбург: ИРО, 2011. - 108 с.

Ладыженская

, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка – М.: ИЦ "Академия" – 2000. – 344

с

.

Методика развития речи на уроках русского языка.: Кн. для учителя/ Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова, и др.: под ред.

Т.А.Ладыженской

. – 2-е изд.

испр

. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 240

с

.

Мишакина

Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.:

Ювента

, 2009. – 48с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе

:

от действия к мысли. Система заданий

:

пособие для учителя / [А. Г.

Асмолов

, Г. В.

Бурменская

, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г.

Асмолова

. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с.

Хуторской А. В.

Метапредметное

содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] //

Эйдос

: Интернет-журнал / А. В. Хуторской. — 2012, № 1. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm.

Электронные ресурсы

Колмакова

В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие

метапредметных

компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html .

Лебедев О.Е.

Компетентностный

подход в образовании

// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-21[Режим доступа]: http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&find_me=!%CB&page=1

Мячина

Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка /

Н.Г.Мячина

. [Режим доступа]:

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic

 

Практическая

Вайль

П.С.,

Генис

А.А. Родная

р

ечь. Уроки

и

зящной

с

ловесности

. – М.: Издател

ь

ский дом «Колибри», 2008.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 20

22

году основного государственного экзамена по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

[Элек

трон

ный ре

сурс]. – URL: //

https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С.

 

Савинов]. – М.: Просвещ

е

ние, 2011. (Стандарты второго поколения).

Цыбулько

И.В.

: ЕГЭ 2021 Русский язык. Отличный результат

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

[Элек

трон

ный ре

сурс]. – URL: //

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.pdf

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз