Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, инновации" | Мой кабинет. Работа №343801. Номер работы: №343801

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сборник составлен по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение настоящей конференции определяется необходимостью интеграции и систематизации знаний из области специальной психологии, специальной (коррекционной) педагогики, медицины, а также необходимостью расширения опыта по практическим проблемам коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике освещены методические вопросы психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями развития, проблемы оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их социально-психологической адаптации и социализации. Во втором разделе сборника на странице 252 вы можете познакомиться со статьей написанной мной и мои наставником Пантелеевой Ларисой Александровной, которая посвящена "Формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием "

Актуальные проблемы психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование жестового языка неслышащими детьми.

 

Проблема использования жестового языка на уроках в школах, где обучаются глухие дети, стоит очень остро уже давно. Федеральные образовательные стандарты составлены так, что жестовый язык в шко-ле глухих вроде бы и не запрещѐн документально, но и не разрешѐн к применению на уроках. Но активно используется как вспомогательное средство. Только в четвертом варианте – для детей со сложными на-рушениями можно (по документам) использовать жестовый язык. И это при том, что все понимают, что без жестового языка в школе глу-хих не обойтись.

В России нет ни одной школы, где обучаются неслышащие дети, где бы не применялась жестовая речь. И, тем не менее, всѐ-таки в пер-вую очередь в специальных школах обучают звукоподражанию. Дети могут произнести любое слово, но не всегда понимают его смысл. В младших классах объѐм словарного запаса, предусмотренный про-граммой по предмету, не так велик, дети могут усвоить весь предла-гаемый словарь на уроках. К тому же в начальной школе учебники адаптированы. А вот в среднем и старшем звене обучающиеся зани-маются по учебникам массовой школы, тексты не всегда понятны по своему содержанию, а если ещѐ и педагог не владеет жестовой речью, то сам процесс обучения теряет смысл. Не только я считаю, что жесто-вый язык даѐт возможность неслышащим детям изучать все предметы с интересом и легко. И кроме этого жестовый язык развивает речь де-тей, погружает в предмет. Например, на уроках русского языка только с помощью жестового языка можно объяснить такие нюансы, как со-вершенный и несовершенный виды действий, правила двух согласных и тому подобное. А математика? Ведь на этом уроке все правила дают-ся на русском языке. А такие науки, как история, литература, геогра-фия вообще непонятно, как можно преподавать учителю, если он не владеет жестовой речью. Использование жестового языка на уроках в школах для глухих детей ни в коей мере не приведѐт к снижению ка-чества образования. А сами дети, как показывают исследования, более откровенны, раскованы, открыты именно с теми педагогами, которые имеют навык владения жестовым языком. На уроках и на самоподготовке неслышащие дети стараются го-ворить с использованием голоса, и то под контролем педагогов, а вот когда такого контроля нет, то общаются только на жестовом языке. Многие слышащие родители, отдавая своего ребѐнка на обучение в специализированную школу, просят, чтобы обучение шло с исполь-зованием устного метода. Считают, что жестовая речь, жестовый язык ущербны, что это некрасиво, стесняются своих глухих детей, когда они пытаются на улице что-то сообщить им с помощью жестов. А ведь жестовый язык нормален, красив, как и все иные языки в мире. Жесто-вый язык – визуальный язык, но так же, как и все другие языки, имеет свою лексику, свою фонетику, свою грамматику. На современном этапе существуют два взгляда на проблему обу-чения детей младшего возраста – как их начинать обучать? Сообщест-во глухих родителей, которое активно развито в Москве, считает, что только с помощью жестового языка. И прямо с пелѐнок. Считают, что упускают бесценное время для раннего развития неслышащего малы-ша. Настаивают, чтобы в детских садах, куда приводят неслышащих детей, педагоги обязаны знать жестовый язык. Ведь с помощью жестов ребѐнку можно объяснить все сложности русского языка. Как пример, приведу слова моей глухой подруги Надежды Ча-ушьян, широко известной как среди старшего поколения глухих рос-сиян, так и среди молодѐжи. «Необходимо убедить слышащих родите-лей глухих детей в важности жестового языка – и как средства для полноценного развития ребѐнка с нарушением слуха, и как средства передачи информации, и для возможности понимания, коммуникации в семье. Необходимо ликвидировать преступно неверную установку, что жестовый язык мешает развитию устной речи, которую создают сами сурдопедагоги, не владеющие жестовым языком. Наоборот, большой словарный запас, приобретѐнный при помощи жестового языка, весьма способствует развитию устной речи».

Но в то же время нельзя не сказать о мнении сторонников «без-жестового» обучения неслышащих детей. Эмилия Ивановна Леонгард, много лет занимающаяся проблемами раннего обучения глухих детей, считает, что «детьми, которые овладевают одновременно словесной речью и жестовым языком, будет признан тот язык, который способст-вует быстрому и лѐгкому приѐму информации и коммуникации. При этом происходит конфликт: в словесном языке информация идѐт черезакустический канал, а в жестовом восприятие происходит через визу-альный канал. На этот конфликт идти нельзя, поэтому речевая мотори-ка глухих детей замедляется». Я очень уважаю Эмилию Ивановну как учѐного и как человека. Я училась у неѐ в своѐ время и проходила практику в детском саду. Но вот мои наблюдения показывают, что к каждому ребѐнку необходим свой подход. Иные слышащие родители в лепѐшку разбиваются, чтобы дотянуть своего глухого ребѐнка до уровня слышащих ровесников. Но не получается. Не может он овла-деть устной речью так, как владеют ею его сверстники с нормальным слухом. А вот у глухих родителей глухой ребѐнок, с раннего возраста постигший жестовый язык, выходит в «звѐзды», т.е. нужен индивиду-альный подход. Необходимо наладить службы ранней помощи и детям с нару-шенным слухом, и помочь родителям в воспитании своих неслышащих детей. Но сейчас эти службы заняты в основном детьми с кохлеарными имплантами, а на «простых» глухих уже не хватает ни возможности, ни времени. И это, несомненно, снижает качество оказываемой кор-рекционной помощи. В Финляндии широко развита сеть сурдопереводчиков и тьюто-ров. На тысячу глухих триста сурдопереводчиков! В Швеции созданы школы, где словесную речь «дают» детям с шести лет. А экзамены они сдают наравне со слышащими, и ни в чѐм им не уступают.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×