Социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность | Баум Анна Евгеньевна. Работа №347309
Аннотация. Статья посвящена вопросам социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через творческую деятельность. Рассматриваются методы и подходы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, адаптации в коллективе и преодолению эмоциональных барьеров у детей с ОВЗ. Представлены примеры творческих занятий, направленных на улучшение социальной адаптации, а также описываются задачи тьютора в организации этих процессов.
Ключевые слова: социализация, дети с ОВЗ, творческая деятельность, дошкольный возраст, тьютор, адаптация, коллектив, творчество, эмоциональное развитие.
Социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность
Баум Анна Евгеньевна, тьютор
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 12
Аннотация. Статья посвящена вопросам социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через творческую деятельность. Рассматриваются методы и подходы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, адаптации в коллективе и преодолению эмоциональных барьеров у детей с ОВЗ. Представлены примеры творческих занятий, направленных на улучшение социальной адаптации, а также описываются задачи тьютора в организации этих процессов.
Ключевые слова: социализация, дети с ОВЗ, творческая деятельность, дошкольный возраст, тьютор, адаптация, коллектив, творчество, эмоциональное развитие.
Социализация является одной из ключевых задач в развитии детей дошкольного возраста, и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот процесс особенно важен. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в общении, налаживании контактов со сверстниками и участии в коллективных играх. Социализация через творческую деятельность может стать эффективным инструментом, который поможет детям с ОВЗ преодолеть барьеры и развить необходимые социальные навыки. Тьютор играет важную роль в организации и поддержке этого процесса, создавая благоприятные условия для участия детей с особыми потребностями в творческих занятиях.
Творческая деятельность, будь то рисование, лепка, музыка или театральные игры, обладает мощным ресурсом для социализации. Она развивает у детей воображение, позволяет им выразить свои эмоции и мысли, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в вербальной коммуникации. Включение таких детей в творческий процесс помогает им почувствовать свою принадлежность к коллективу, улучшает их эмоциональное состояние и формирует уверенность в себе.
Например, работа с коллективными проектами, такими как создание общей картины или участие в кукольном театре, стимулирует детей к взаимодействию. В ходе таких занятий они учатся договариваться, делиться материалами, обсуждать идеи, а также принимать участие в общем творческом результате. Важно, что при проведении подобных мероприятий тьютор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, адаптируя задачи в соответствии с его возможностями. Это может быть упрощение заданий для детей с двигательными нарушениями или использование визуальных подсказок для тех, кто испытывает трудности в восприятии информации.
Музыка и танцы также являются эффективными способами социализации. Например, музыкальные занятия, в которых дети вместе поют песни или играют на простых музыкальных инструментах, способствуют развитию чувства ритма, координации и взаимодействия. Для детей с ОВЗ это может стать особым способом выражения себя, если им сложно вербально участвовать в коллективных играх. Через музыку и танцы дети учатся чувствовать коллектив, следовать правилам, работать в команде.
Тьютору важно создать атмосферу поддержки и сотрудничества на таких занятиях, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью команды. Это может быть достигнуто через позитивное подкрепление и поощрение даже самых небольших успехов. Например, если ребёнок с аутизмом впервые проявил инициативу и предложил свою идею для общего проекта, его необходимо похвалить за активность, чтобы мотивировать к дальнейшему взаимодействию.
Одним из ярких примеров творческой деятельности, способствующей социализации, может быть постановка небольшого театрализованного представления. Подготовка спектакля требует координации, участия каждого ребёнка и возможности проявить свои способности. Дети могут играть роли, разучивать реплики, помогать с созданием декораций или костюмов, что создаёт пространство для общения и совместного творчества. Для детей с ОВЗ тьютор может предложить упрощённые роли, которые соответствуют их возможностям, и при этом обязательно включить их в общий процесс, чтобы они чувствовали свою значимость в коллективе.
Особое внимание следует уделить эмоциональному аспекту. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в выражении и понимании эмоций, что мешает их успешной социализации. Творческая деятельность может помочь решить эту проблему. Рисование и лепка, например, позволяют детям выразить свои чувства, что помогает им лучше понять себя и других. Во время творческого процесса тьютор может обратить внимание на эмоции ребёнка, вовремя поддержать его, если он испытывает затруднения, и предложить альтернативные способы выражения переживаний.
Важно также упомянуть роль тьютора в адаптации творческих занятий к особенностям конкретного ребёнка. Например, для детей с нарушениями зрения можно предложить тактильные материалы — пластилин, ткань, природные материалы, что позволит им принимать активное участие в занятиях наравне с другими детьми. Для детей с речевыми нарушениями можно использовать альтернативные средства общения, такие как карточки с изображениями, чтобы помочь им выразить свои идеи и включиться в коллективное творчество.
Таким образом, творческая деятельность является мощным инструментом для социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует развитию коммуникативных навыков, помогает преодолеть эмоциональные барьеры и адаптироваться в коллективе сверстников. Тьютор в данном процессе выполняет важную роль: он организует занятия, учитывая индивидуальные особенности детей, поддерживает их инициативу и помогает наладить взаимодействие с окружающими. Интеграция детей с ОВЗ в творческий коллектив не только улучшает их социальные навыки, но и способствует их эмоциональному развитию, что является важным шагом в подготовке к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
Список литературы
Баязитов
С.Б.
С
оциализация личности обучающихся в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №4 (65).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
sotsializatsiya
-
lichnosti
-
obuchayuschihsya-v-usloviyah-integratsii-doshkolnogo-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Ганиева, К. Л. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста / К. Л. Ганиева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 514-516.
Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб. 2024. – 308 с.
Ремезова
Л.А.
Проектирование социально-
педагогическтих
условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // СНВ. 2014. №1 (6).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sotsialno-pedagogichesktih-usloviy-obespecheniya-sotsializatsii-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami