«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» | Закирова Эндже Радиковна. Работа №365147
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Введение Актуальность проблемы социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях начального общего образования обусловлена необходимостью обеспечения каждому ребёнку равного доступа к образовательным ресурсам, полноценного включения в школьное сообщество и формирования у него социальных навыков. Начальная школа играет ключевую роль в процессе адаптации и социализации таких детей.
Особенности детей с РАС Дети с РАС характеризуются нарушениями в сфере коммуникации, социальной взаимности и наличием ограниченных, повторяющихся интересов и действий. Эти особенности создают определённые трудности в обучении и общении с одноклассниками, что делает необходимым применение специальных методов педагогической поддержки.
Условия эффективной социализации Для успешной социализации детей с РАС в начальной школе необходимо создать благоприятные условия:
Индивидуальный подход и адаптация образовательной программы;
Организация инклюзивной среды с толерантной атмосферой в классе;
Использование визуальных расписаний и структурированных заданий;
Применение методов поведенческой терапии и развития навыков общения (например, методика PECS, ABA);
Тесное взаимодействие учителя, родителей, психолога и ассистента.
Роль учителя начальных классов Учитель начальных классов выступает центральной фигурой в процессе социализации ребёнка с РАС. Он не только организует учебный процесс, но и способствует развитию социальных связей, эмоциональной адаптации, обеспечивает поддержку и мотивацию. Важно, чтобы педагог был обучен работе с детьми с ОВЗ, владел методиками коррекционно-развивающего обучения.
Практический опыт В моей практике социализация ребёнка с РАС начиналась с постепенного включения в общие виды деятельности, сопровождения его на переменах, организации парной работы с понимающими и доброжелательными сверстниками. Большое значение имело проведение «уроков доброты», на которых формировалась толерантность и принятие. Положительные изменения в поведении и общении ребёнка стали возможны благодаря тесному взаимодействию с родителями, специалистами и постоянной педагогической поддержке.
Заключение Социализация детей с РАС в начальной школе требует комплексного подхода, профессиональной подготовки педагогов и создания инклюзивной среды. Только в условиях принятия, терпения и поддержки такие дети могут раскрыть свой потенциал и стать полноценными участниками школьной жизни.
Ключевые слова: дети с РАС, социализация, начальная школа, инклюзивное образование, педагогическая поддержка.