Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социализация дошкольников посредством взаимодействия с семьей через приобщение детей к художественному творчеству | Мой кабинет. Работа №353918

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения и эстетического отношения к окружающей действительности невозможно без знакомства детей с всемирно известными художниками и их произведениями искусства…

 

Свою работу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста я начала во второй младшей группе с методической разработки «Художник, природа и Я».

 

В ходе ее реализации, я увидела, что дети действуют, в основном, по предложенному им образцу. И тогда я подумала: «Что же можно сделать для того, чтобы ребенок сам стал придумывать и создавать свои образы в живописи, лепке или аппликации?»

На семинаре-практикуме мы с родителями живо обсуждали тему о том, что же необходимо сделать для развития самостоятельного творчества детей вне стен детского сада? Как создать условия, для того, чтобы ребенок захотел творить?  Какими должны быть условия, чтобы его творчество развивалось?

Социализация дошкольников

посредством взаимодействия с семьей

через приобщение детей к художественному творчеству

Педагог-психолог МБДОУ № 24 «Орленок»

Наталья Анатольевна Авиш.

 

Развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения и эстетического отношения к окружающей действительности невозможно без знакомства детей с всемирно известными художниками и их произведениями искусства…

Свою работу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста я начала во второй младшей группе с методической разработки «Художник, природа и Я».

В ходе ее реализации, я увидела, что дети действуют, в основном, по предложенному им образцу. И тогда я подумала: «Что же можно сделать для того, чтобы ребенок сам стал придумывать и создавать свои образы в живописи, лепке или аппликации?

На семинаре-практикуме мы с родителями живо обсуждали тему о том, что же необходимо сделать для развития самостоятельного творчества детей вне стен детского сада? Как создать условия, для того, чтобы ребенок захотел творить? Какими должны быть условия, чтобы его творчество развивалось? В ходе совместной дискуссии мы выработали необходимый перечень средовых условий, которые могут способствовать развитию творческих способностей детей дома.

Во-первых, это большое разнообразие средств изобразительной деятельности: карандашей, красок, гуаши, фломастеров, альбомов разных форматов, цветной бумаги и картона, и т. п.

Во-вторых, эти средства изобразительной деятельности находятся в свободном для детей доступе, и ребенок может спокойно взять то, что ему нужно для осуществления своего замысла, спокойно разместиться где-нибудь, не боясь того, что родитель отругает его за то, что он что-то испортит или испачкает.

В-третьих, у ребенка обязательно должно быть место, куда он в последствие размещает свое произведение, для того чтобы все могли видеть его творение, любоваться и восхищаться им, и, чтобы он понимал, что его произведение значимо для окружающих его людей. Ведь, к сожалению, мы неоднократно наблюдаем такую картину: ребенок старался, изображал что-то, вкладывал душу в свою работу, предвкушая то, с какой радостью родитель примет его творение, а родитель, вместо того, чтобы выразить свой восторг и всячески похвалить свое чадо – на его глазах небрежно складывает, то, во что ребенок вложил столько труда, или, что еще того хуже - сминает и выбрасывает его творение у него на глазах

Для поддержания интереса у детей и в помощь родителям, я, в свою очередь, решила создать коллекцию «Альбомов-музеев» и дать возможность знакомства воспитанникам и их семьям с репродукциями картин знаменитых художников, которые оживила с помощью описания, адаптированного мною для детей-дошкольников. И дети с интересом слушают его и одновременно рассматривают картину художника.

Альбомы хранятся в приемной нашей группы, их всегда можно взять и рассмотреть не спеша, дома в теплой и уютной обстановке.

Так у меня родилась идея создания мини-музея реликвий для приобщения к художественному творчеству воспитанников и их семей.

В ходе знакомства с «Альбомами – музеями» семьи воспитанников так вдохновились, что стали сами создавать дома и приносить в группу свои мини-альбомы. Результатом стало открытие «Картинной галереи» в группе, ее всегда с удовольствием посещают дети и их родители. Любой картине, созданной ребенком, есть место в нашей галерее. У ребенка всегда есть возможность познакомить других ребят со своими картинами, рассказать о них. Ни одно из детских произведений не остается незамеченным или ненужным, мы храним все работы наших воспитанников.

Созданная творческая атмосфера позволяет развить у детей свое желание творить, создавать, фантазировать.

Создание картины на основе внутренних впечатлений и ощущений ребенка – это очень захватывающий процесс! Об этом я узнаю от родителей, которые рассказывают о том, как их дети приходя домой из детского сада делятся впечатлениями о том, как кто-то из детей принес свою новую картину и с интересом рассказывают о том, что же изображено на ней и кто принимал участие в ее создании… Вдохновленные своим ребенком они тоже не могут остаться в стороне, и вот уже все вместе, с удовольствием придумывают оформление для своих шедевров это рамки, сделанные своими руками. И это уже не просто рисунок ребенка, а настоящее произведение искусства, рожденное в результате сотворчества ребенка и всей его семьи…

Так родилась идея «ходить в музей», но так как мы еще маленькие и выход в Городской музей нам пока не по силам, мы решили организовать такой музей прямо у нас в группе по инициативе одной из мам, которая работает в детской библиотеке имени М.Горького. Она и стала экскурсоводом для нас. Цикл встреч организую я, но отбор материала, в том числе образовательного, она осуществляет самостоятельно, а я выступаю лишь в качестве куратора, оказывающего помощь в адаптации материала для детей.

Каким же образом функционирует наш музей?

В группе расставляются мольберты, на которые размещаются репродукции картин художника. Затем предлагается рассмотреть их родителям вместе с детьми, не спеша полюбоваться ими, побеседовать об увиденном, обменятся своими впечатлениями, создавая тем самым музейную обстановку, а затем, самим, вместе со своим ребенком погрузиться в атмосферу сотворчества, самим стать художником и создать свой неповторимый шедевр, вместе придумать ему название.

Заранее с родителями оговаривается то, что они максимально подключаются к творчеству ребенка, но при этом не навязывают ему свои идеи и свое видение. Ребенок полностью самостоятелен в своем выборе изобразительных средств и того, что он хочет изобразить.

Последним структурным элементом нашей деятельности является расположение каждого рисунка в «Картинной галерее» группы и совместный поход родителей и ребенка по этой галерее.

Еще хочется сказать о том, что идеи творческого развития в нашей группе также поддерживаются мастер-классами по художественно-прикладному искусству, которые проводятся родителями, хобби которых является живопись. Так на одной из встреч у детей была возможность познакомится с настоящей художницей и ее картинами, нарисованными в необычной технике «по мокрому». Она очень быстро нашла общий язык с воспитанниками, спрашивала детей, что они знают о живописи, материалах, которые использует художник в своей работе (уголь, акварель, карандаш, масленые краски и т.д.), показала разнообразные кисти с помощью которых создает свои шедевры. Ребята были очень удивлены разнообразным спектром деятельности художницы. Они не только с увлечением слушали ее рассказ, но и задавали вопросы, показывали свои картины. А после этого настал самый магический и завораживающий момент – у мольберта происходило волшебство рождения нового шедевра художницы – ее новая картина. Дети как завороженные следили за тем как танцует ее кисть на листе бумаги. Это несомненно повлекло желание детей самим освоить данную технику рисования и они с большим желание принялись творить. Незаметно для всех время встречи истекло, оно пролетело так незаметно, что никому не хотелось расставаться. Дети с большим удовольствием демонстрировали друг другу и взрослым свои новые картины. А нам на память осталась папка с работами художника.

Подобные мастер-классы стали традиционными и популярными, многие семьи проявляют свою инициативу и презентуют свои совместные с детьми работы другим семьям, их презентации получаются очень интересными, индивидуальными, дети охотно делятся впечатлениями о своей работе дома, рассказывают о способах изображения или технике выполнения работы, заражая тем самым других детей своими инициативами, таким образом каждый ребенок может публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они, оказывается, даже не подозревали, пока не пришлось участвовать в подобных мероприятиях. А у детей через приобщение к музейным реликвиям и через творческую деятельность по созданию ребенком своих собственных шедевров в совокупности с получением положительных эмоций, мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей и коммуникативных функций, поддержки детской инициативности и самостоятельности в творческих проявлениях, повышении самооценки во взаимодействии с членами своей семьи и другими детьми будет проходить успешная социализация детей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×